Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 25 декабря 2015 г. N РЗ-1455-2015
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Неботовой И.Ю.,
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Лыкова И.Г.,
В присутствии представителей:
от государственного заказчика- ФГБУЗ "клиническая больница N 101 ФМБА" -Гукетлова Х. Р. (доверенность от 24.12.2015 г.),
от ООО "Медтехника"- заявили ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие,
Рассмотрев жалобу, ООО "Медтехника" на действия заказчика - ФГБУЗ "клиническая больница N 101 ФМБА" по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения аукциона в электронной форме N 0321100027015000198 "Поставка расходных материалов для цитогистологической лаборатории",
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО "Медтехника" на действия заказчика - ФГБУЗ "клиническая больница N 101 ФМБА" по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения аукциона в электронной форме N 0321100027015000198 "Поставка расходных материалов для цитогистологической лаборатории". По мнению заявителя жалобы действия государственного заказчика при формировании аукционной документации не соответствуют и нарушают требования Закона N 44-ФЗ, а также законные права и интересы заявителя жалобы.
Представители заказчика пояснили:
Все процедуры по осуществлению вышеуказанной закупки были проведены в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ. Действия заказчика соответствуют требованиям действующего законодательства РФ о контрактной системе.
Комиссия, выслушав доводы стороны, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила:
1. В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона: Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Документация о закупке N 0321100027015000198 "Поставка расходных материалов для цитогистологической лаборатории" была опубликована на официальном сайте http://zakupki.gov.ru 10.12.2015.
Согласно ст. 64 Закона N44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе тем, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 2 статьи 33 Закона N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из совокупности указанных норм Закона N 44-ФЗ следует, что предмет контракта определяется заказчиком самостоятельно, исходя из собственной нужды, то есть обеспеченной за счет средств соответствующего бюджета потребности заказчика в товарах, работах, услугах.
Из изложенных норм следует, что в зависимости от своих потребностей заказчик в документации об аукционе должен установить требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам), размерам, в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.
Из материалов аукционной документации следует, что учреждение установило определенные требования к функциональным характеристикам товара, являющимся предметом аукциона.
Заказчик, формируя данные требования к характеристикам товара, определил свои потребности с учетом специфики своей деятельности и имеющейся потребности в закупке необходимого товара.
На основании оценки норм Закона о контрактной системе, можно сделать вывод о том, что заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций медицинского учреждения. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет электронного аукциона.
Закон о контрактной системе не предусматривает ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика; не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к товарам.
Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок.
Требования к аукционной документации сформулированы с учетом необходимости конечного результата - обеспечения лечебного учреждения необходимым товаром- шприцев и систем.
Требования документации не ограничивают число участников закупки еще в связи и с тем, что предметом аукциона является поставка, а не производство (изготовление) товара. Поставщиком может выступить любое физическое либо юридическое лицо, готовое поставить продукцию, отвечающую требованиям документации и удовлетворяющее потребности заказчика. При определении требований к закупаемой продукции Заказчик учитывает соответствие своих потребностей закупаемому товару.
Таким образом, учитывая нормы Закона N 44-ФЗ, основным задачами осуществления закупок является обеспечение круга участников и выявление в результате торгов лица, исполнение государственного контракта которым в наибольшей степени будет отвечать требованиям, установленным в документации об электронном аукционе.
Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также ограничении заказчиком числа участников торгов.
При таких обстоятельствах Комиссией Ставропольского УФАС России в действиях заказчика - ФГБУЗ "клиническая больница N 101 ФМБА" по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0321100027015000198 "Поставка расходных материалов для цитогистологической лаборатории" не установлены нарушения положений, норм и требований Закона N44-ФЗ.
2. При проведении проверки в соответствии частями 3, 15 и пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона N 44-ФЗ в действиях государственного заказчика- ФГБУЗ "клиническая больница N 101 ФМБА" установлены нарушения норм и требований Закона N 44-ФЗ, выразившиеся в следующем:
- В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 66 Закона о закупках вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона.
Согласно подпункта 1 пункта 35 части II "Информационная карта" Документации после слов идентификационный номер налогоплательщика не содержится слов "при наличии", что является нарушением требований к содержанию и составу заявки, и не соответствуют пункту 1 части 5 статьи 66 Закона о закупках.
- В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о закупках вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
В нарушение пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о закупках, в подпункте 2 пункта 35 "Информационная карта" аукционной документации установлено "вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать "декларация о соответствии участника такого аукциона следующим требованиям :
"отсутствие в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки - юридическом лице, в т. ч. информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки";
"участник закупки не является оффшорной компанией (наличие документа, подтверждающего место регистрации участника закупки)".
- В соответствии с пунктом 5 части 5 статьи 66 Закона о закупках вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: документы, подтверждающие право участника такого аукциона на получение преимущества в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона, или копии этих документов;
В нарушение пункта 5 части 5 статьи 66 Закона о закупках в подпункте 5 пункта 1.4 Документации установлено "документы, подтверждающие право участника такого аукциона на получение преимущества в соответствии со статьями 28-30 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ, или копии этих документов", что является нарушением требований к содержанию и составу заявки, и не соответствуют пункту 5 части 5 статьи 66 Закона о закупках.
- В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о закупках к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В составе документации об аукционе содержится проект контракта.
Статьей 34 Закона о закупках установлены требования к содержанию контракта.
В нарушение требований статьи 34 Закона о закупках в пункте 15 "Страна происхождения" проекта контракта заказчиком установлено требование "Весь поставляемый по настоящему Контракту Товар должен иметь происхождение из Российской Федерации или любой другой страны, за исключением стран, в отношении которых Российской Федерацией либо международными соглашениями, в которых участвует Российская Федерация, применяются санкции, запрещающие или ограничивающие поставки товаров".
- В соответствии с частью 1 статьи 63 Закона N 44-ФЗ извещение о проведении электронного аукциона размещается заказчиком в единой информационной системе.
Согласно части 5 статьи 63 Закона N 44-ФЗ в извещении о проведении аукциона в электронной форме заказчик указывает: информацию, предусмотренную статьей 42 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 4 статьи 42 Закона N 44-ФЗ в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, в том числе, информация: ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно пункта 5 части 5 статьи 63 Закона N 44-ФЗ в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются, в том числе, преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28 - 30 настоящего Федерального закона.
Согласно частей 1, 3 статьи 30 Закона о закупках заказчики, за исключением случаев осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения обороны страны и безопасности государства, закупок Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями услуг по предоставлению кредитов, закупок товаров, работ, услуг, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях", и закупок работ в области использования атомной энергии, обязаны осуществлять с учетом положений части 5 настоящей статьи закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, предусмотренного планом-графиком. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей. Такие закупки осуществляются путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. Заказчики вправе осуществлять закупки для обеспечения обороны страны и безопасности государства, закупок Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями услуг по предоставлению кредитов, закупок товаров, работ, услуг, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях", и закупки работ в области использования атомной энергии у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
При определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
Извещение о проведении аукциона в электронной форме N 0321100027015000198 "Поставка расходных материалов для цитогистологической лаборатории" содержит информацию о преимуществах, предоставляемых заказчиком в соответствии со 30 Закона о закупках: субъектам малого предпринимательства.
Согласно аукционной документации на право заключения государственного контракта на "Поставка расходных материалов для цитогистологической лаборатории" установлено ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и преимущества, предоставляемые заказчиком субъектам малого предпринимательства: участниками закупки могут быть только субъекты малого предпринимательства.
Вместе с тем, в извещении о проведении аукциона в электронной форме N 0321100027015000198 "Поставка расходных материалов для цитогистологической лаборатории" ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с пунктом 4 статьи 42 Закона о контрактной системе, не установлено.
Бездействие заказчика в виде не указания в извещении о проведении аукциона в электронной форме N 0321100027015000198 "Поставка расходных материалов для цитогистологической лаборатории", ограничения в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства при осуществлении закупки у субъектов малого предпринимательства в соответствии со статьей 30 Закона о закупках, противоречит части 3 статьи 30, пункту 4 статьи 42 Закона о закупках.
Таким образом, государственным заказчиком- ФГБУЗ "клиническая больница N 101 ФМБА" нарушены требования Закона о закупках при формировании документации об аукционе, а именно ст. 30 и п. 4 ст. 42, ст. 34, ч. 5 ст. 66 Закона о закупках.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Медтехника" на действия заказчика - ФГБУЗ "клиническая больница N 101 ФМБА" по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения аукциона в электронной форме N 0321100027015000198 "Поставка расходных материалов для цитогистологической лаборатории"- не обоснованной.
2. По результатам внеплановой проверки, проведенной в соответствии со статьей 99 Закона о закупках, признать действия государственного заказчика - ФГБУЗ "клиническая больница N 101 ФМБА" не соответствующими требованиям ст. 30 и п. 4 ст. 42, ст. 34, ч. 5 ст. 66 Закона о закупках.
3. Выдать государственному заказчику - ФГБУЗ "клиническая больница N 101 ФМБА" - обязательное для исполнения предписание.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г. В. Золина
Члены комиссии И.Ю. Неботова
И.Г. Лыков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 25 декабря 2015 г. N РЗ-1455-2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.12.2015