Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 12 января 2016 г. N рз-1489-2015
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Напсо Б.Ш.,
ведущего специалиста - эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Неботовой И. Ю.,
В присутствии представителей:
от государственного заказчика - представители не прибыли, на дату рассмотрения представили запрашиваемые документы
от ООО "Джодас Экспоим" - представители не прибыли,
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО "Джодас Экспоим" на действия заказчика - ГБУЗ СК "Кисловодская ЦГБ" по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения аукциона в электронной форме N 0321300005415000332 "Аукцион в электронной форме N 278 - ЭА на право заключения контракта с государственным бюджетным учреждением здравоохранения Ставропольского края "Кисловодская центральная городская больница" на поставку лекарственных средств в 2016 году".
По мнению заявителя жалобы документация электронного аукциона не соответствует требованиям Закона N44-ФЗ.
Представитель государственного заказчика пояснил следующее:
Документация аукциона соответствует нормам Закона о закупках. Все процедуры и действия по осуществлению вышеуказанной закупки были проведены в соответствии с требованиями Закона о закупках.
Комиссия, выслушав доводы стороны, рассмотрев доводы жалобы, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки отмечает:
Государственным заказчиком были объявлены торги в форме открытого аукциона в электронной форме на право заключения контракта на лекарственных препаратов для обеспечения государственных нужд Ставропольского края (уникальный номер закупки на официальном сайте www.zakupki,gov.ru - 0321300005415000332 (278-ЭА).
Согласно ч. 1 ст. 33 Федерального закона N 44-ФЗ от 5 апреля 2013 г "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон 44-ФЗ), Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: ... в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки; ... 'использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом - регулировании.
Согласно положениям Закона 44-ФЗ, документация об аукционе разрабатывается и утверждается заказчиком самостоятельно исходя из своей потребности в товарах, работах или услугах. Законом не предусмотрены ограничения по включению в документацию об открытом аукционе в электронной форме требований к товару, которые являются значимыми для заказчика.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ, документация о закупке содержит указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств, Приложение N1, содержащее описание объекта закупки, к документации к аукциону содержит информацию о Международном непатентованном наименовании (МНН), характеристиках, единицах измерения и количествах закупаемых лекарственных препаратов. При этом указаний на знаки обслуживания, только фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя техническое задание не содержит.
Из смысла закона следует, что заказчик обязан указывать в аукционной документации такие требования, которые в наибольшей мере соответствуют его потребностям и являются для него существенными.
Требования аукционной документации к поставляемому товару установлены исходя из потребностей заказчика и являются существенными для него.
Основной целью Закона о контрактной системе является удовлетворение потребностей государственных заказчиков в товарах (работах, услугах), которые необходимы для осуществления ими своих функций, при соблюдении определенных, установленных этим законом ограничений.
Следовательно, принцип эффективного использования бюджетных средств должен пониматься как право заказчика на приобретение именно тех товаров (работ, услуг), которые наиболее полно соответствуют потребностям заказчика по своим качественным (функциональным) характеристикам.
Сравнение препаратов на предмет их взаимозаменяемости должна осуществлять комиссия экспертов экспертного учреждения в рамках процедуры государственной регистрации лекарственного препарата. Порядок определения взаимозаменяемости лекарственных препаратов для медицинского применения должен быть определен соответствующим Постановлением Правительства РФ. В настоящее время окончательное РЕШЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТИ не принято. Информация о взаимозаменяемости лекарственных препаратов подлежит включению в государственный реестр лекарственных средств только с 1 января 2018 года.
Производство препарата единственным производителем не свидетельствует о том, что включение рассматриваемого требования в документацию об аукционе влечет ограничение количества участников размещения закупок, поскольку товар одного производителя может быть предложен заказчику различными участниками размещения заказа, так как аукцион объявлен на поставку товара, а не на его изготовление".
Статьей 4 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан" в качестве одного из основополагающих принципов охраны здоровья провозглашен приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи.
Эквивалентность препарата подразумевает, но не гарантирует наличие терапевтической эквивалентности, а это означает, что пациенты могут быть подвергнуты определенному риску.
Согласно принципу обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности закупок, установленному ст.8 Федерального закона 44-ФЗ, Заказчик, строго соблюдая нормы действующего законодательства, установил терапевтически значимые и необходимые ему характеристики исходя из потребностей стационара.
Цефоперазона+сульбактам в дозировке 3 г необходим, в частности, в абдоминальной хирургии, так как входящий в состав комбинированного препарата цефоперазон выводится преимущественно с желчью, что позволяет достичь в брюшной полости, кишечнике, печени, желчи, поджелудочной железе концентраций, в десятки раз превышающих минимально необходимые для подавления основных возбудителей хирургических инфекций, и позволяет применять препарат в случаях осложнённых инфекций органов брюшной полости. Данная характеристика позволяет применять препарат с такой дозировкой в режиме эмпирической монотерапии при перитоните, гнойном холангите и холецистите, абсцессах брюшной полости и печени, инфицированном панкреонекрозе, сепсисе.
Инструкция на препарат Цефоперазон+Сульбактам 3,0г предписывает одномоментное разведение 20 мл растворителя и позволяет проводить 2 введения в сутки с соблюдением инструкции производителя, а так же принципов септики и асептики. Это, в свою очередь, экономит время работы персонала (крайне необходимо в условиях интенсивной работы отделений ОРИТ и БИТ) и расходные материалы (шприцы, иглы, перчатки).
В связи с тем, что лекарственные препараты оказывают непосредственное влияние на здоровье, а подчас и жизнь человека, представляется, что при установлении конкретных требований к предмету торгов при размещении государственных заказов на поставку лекарственных средств, приоритетным должно быть не достижение максимального количества участников торгов, а достижение при лечении пациентов наилучшего терапевтического эффекта и максимальное исключение любых нежелательных реакций.
При этом, размещая заказ на закупку МНН Цефоперазон + Сульбактам в дозировке 1,5 г+1,5 г, заказчик не ограничивает количество участников размещения заказа, согласно 44 ФЗ.
В ходе составления документации к аукциону был проведен мониторинг фармацевтического рынка, который подтвердил наличие необходимых заказчику препаратов у различных поставщиков, независимо от производителя.
Для определения максимальной цены лота, в адрес нескольких фирм были направлены запросы на предоставление коммерческих предложений по заявленным позициям. Были получены предложения от 2 фирм.
Это свидетельствует о том, что рынок поставок МНН Цефоперазон + Сульбактам: порошок для приготовления раствора для внутривенного и внутримышечного введения 1,5 г + 1,5 г - флаконы (1) - пачки картонные свободный, имеется неограниченное количество участников, в связи с чем, данные препараты могут быть закуплены как у производителей, так и многих дистрибьюторов.
Одной из целей 44-ФЗ является удовлетворение потребностей заказчиков в товарах (работах, услугах), которые необходимы для осуществления ими своих функций, при соблюдении определенных, установленных Законом ограничений. Следовательно, принцип эффективного использования бюджетных средств должен пониматься как право заказчика на приобретение именно тех товаров (работ, услуг), которые наиболее полно соответствуют потребностям заказчика по своим качественным (функциональным) характеристикам.
Указанные в аукционной документации Заказчика требования к лекарственным препаратам являются необходимыми и обязательны для определения соответствия поставляемых лекарственных препаратов, потребностям Заказчика в целях оказания квалифицированной медицинской помощи. Таким образом, разработанная Заказчиком аукционная документация на поставку лекарственных препаратов не противоречит требованиям законодательства РФ. Необходимость в том или ином лекарственном препарате, указанном в аукционной документации Заказчика, обусловлена функциональными и качественными свойствами препарата.
Таким образом, в действиях государственного заказчика - ГБУЗ СК "Кисловодская ЦГБ" нарушений требований Закона N44-ФЗ не установлено.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Джодас Экспоим" на действия заказчика - ГБУЗ СК "Кисловодская ЦГБ" по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения аукциона в электронной форме N 0321300005415000332 "Аукцион в электронной форме N 278 - ЭА на право заключения контракта с государственным бюджетным учреждением здравоохранения Ставропольского края "Кисловодская центральная городская больница" на поставку лекарственных средств в 2016 году" - необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г.В. Золина
Члены комиссии И. Н. Неботова
Б. Ш. Напсо
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 12 января 2016 г. N рз-1489-2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.01.2016