Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 16 декабря 2015 г.
Резолютивная часть оглашена 16.12.2015
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок, Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент) рассмотрела жалобу Общества с ограниченной ответственностью "БЕАМЕД" (далее - ООО "БЕАМЕД", Общество, Заявитель) на действия комиссии при проведении электронного аукциона на закупку медицинских расходных материалов (маски, шапочки) для нужд ГКУЗ ВО "Областная психиатрическая больница N 2" (N0128200000115010157), в открытом заседании, в присутствии представителя заявителя жалобы - ООО "БЕАМЕД" <_> (доверенность <_>), представителей заказчика - государственного казенного учреждения здравоохранения Владимирской области "Областная психиатрическая больница N2" (далее - ГКУЗ ВО "ОПБ N2", заказчик) <_> (от <_>), <_> (доверенность <_>), представителя уполномоченного органа - департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области (далее - ДИЗО АВО, уполномоченный орган) <_> (доверенность <_>).
В ходе рассмотрения дела Комиссия Владимирского УФАС России
УСТАНОВИЛА:
10.12.2015 во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "БЕАМЕД" на действия комиссии при проведении электронного аукциона на закупку медицинских расходных материалов (маски, шапочки) для нужд ГКУЗ ВО "Областная психиатрическая больница N 2" (N0128200000115010157).
Заявитель указывает на незаконность отказа первой части его аукционной заявки в допуске к участию в электронном аукционе.
Согласно протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 04.12.2015 N 0128200000115010157, заявка Общества на участие в электронном аукционе отклонена по следующему основанию: п. 2. ч. 4 ст. 67 - несоответствие информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 44-ФЗ, требованиям документации о таком аукционе. Обоснование: Приложение к информационной карте Таблица 2, п. 13.2 Инструкции участникам закупок документации об электронном аукционе, п.1 ч.4 ст.67 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" - несоответствие информации требованиям документации об электронном аукционе по поз. 1 не указаны показатели товара в диапазоне, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ.
ООО "БЕАМЕД" предполагает, что у комиссии вызвали затруднения показатели, установленные заказчиком к носовому фиксатору.
В частности, в приложении 1 к Информационной карте по п. 3 заказчиком установлено требование: "Гибкий носовой фиксатор в верхней части маски обеспечивает подбор индивидуальной формы, лучшее прилегание к лицу и защиту. Длина фиксатора не менее 80 мм и не более 100 мм*", где * означает, что участник закупки должен указать показатель товара в диапазоне.
При оформлении своей заявки, по данной позиции ООО "БЕАМЕД" руководствовалось техническим паспортом на товар, в котором указан конкретный показатель длины носового фиксатора - 100 мм.
Заявитель утверждает, что данный параметр подходит под требования заказчика, т. к. не превышает установленные заказчиком значения - не менее 80 мм и не более 100 мм.
Указать данный показатель по-другому, например, прописав диапазон от 80 до 100 мм или от 90 до 100 мм, не имелось возможности, т. к. это представляло бы собой недостоверную информацию о товаре, не соответствующую технической документации на товар.
Заявитель поясняет, что гибкий носовой фиксатор у всех моделей медицинских масок является неизменным показателем, который нельзя измерить диапазоном и устанавливается в виде конкретного размера в "мм".
В частности, в техническом паспорте на медицинскую маску ПЭ N50/60бл, в котором данный показатель также указывается конкретно - 80 мм.
Заявитель указывает на то, что в связи с отклонением заявок участников до аукциона было допущено только 2 заявки, по результатам проведения электронного аукциона цена была снижена лишь на 0,5% от начальной цены контракта (с 135 400 руб. до 134 723 руб.), что свидетельствует об ограничении конкуренции.
В обоснование правомерности действий аукционной комиссии, представитель уполномоченного органа указал на следующие обстоятельства.
При проведении электронного аукциона, согласно ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок, аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно п. 2 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Федерального закона N 44-ФЗ, требованиям документации о таком аукционе.
По окончании срока подачи заявок до 09 часов 00 минут 03 декабря 2015 года подано 5 заявок от участников закупки с порядковыми номерами: 1, 2, 3, 4, 5.
Комиссия рассмотрела данные заявки и приняла решение допустить к участию в аукционе и признать участниками закупки участников под номерами 3 и 5.
Согласно протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 04.12.2015 N 0128200000115010157 отказано в допуске участникам закупки с порядковыми номерами 1 и 4 в соответствии с Приложением к информационной карте Таблица 2, п. 13.2 Инструкции участникам закупок документации об электронном аукционе, п. 1 ч. 4 ст. 67 Федерального закона N 44-ФЗ - несоответствие информации требованиям документации об электронном аукционе (по поз. 1 не указаны показатели товара в диапазоне), предусмотренной ч. 3 ст. 66 Федерального закона N 44-ФЗ.
В Приложении к информационной карте Таблица 2 по позиции N 1 указано следующее: Длина фиксатора не менее 80 мм и не более 100 мм*, где знак "*" означает, что участник закупки указывает показатель товара в диапазоне.
В заявке N 1 (ООО "БЕАМЕД") по позиции N 1 указано следующее: Длина фиксатора 100 мм*.
В заявке N 4 по позиции N 1 указано следующее: Длина фиксатора 90 мм.
Таким образом, данными участниками закупки указаны показатели товара не в соответствии с требованиями документации об электронном аукционе.
Исходя из изложенного, департамент считает, что нарушений законодательства при проведении электронного аукциона N 0128200000115010157 не допущено, и жалоба ООО "БЕАМЕД" удовлетворению не подлежит.
Представители заказчика по доводам жалобы заявителя указали на следующие обстоятельства.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
На основании п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 настоящего Федерального закона, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
На официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru опубликована документация об электронном аукционе на закупку медицинских расходных материалов (маски, шапочки) для нужд ГКУЗ ВО "Областная психиатрическая больница N 2" (N закупки 0128200000115010157).
В соответствии с п. 37 "Описание объекта закупки" Информационной карты документации об электронном аукционе описание объекта закупки осуществляется в соответствии с приложением к информационной карте (Таблица N2).
По позиции 3 "Маска" приложения к Информационной карте документации об электронном аукционе в части описания гибкого носового фиксатора в верхней части маски установлены следующие показатели товара: "Гибкий носовой фиксатор в верхней части маски обеспечивает подбор индивидуальной формы, лучшее прилегание к лицу и защиту. Длина фиксатора не менее 80 мм и не более 100 мм*".
Также, в данном приложении присутствует сноска, указывающая на то, что по позициям, сопровождающимся знаком "*" участник закупки указывает показатель товара в диапазоне.
Согласно пункту 15.2 Инструкции участникам закупок документации об электронном аукционе, при описании цифровых показателей указываются максимальные и минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться и не допускается применение понятий "не более", "не менее", за исключением случаев, если заказчиком при описании показателей товара предусмотрены в соответствующем разделе позиции, которые не имеют конкретных значений и указание их допустимо в сопровождении словами "не более", "не менее".
В соответствии с требованиями законодательства предусмотрено, что идентификация такой продукции, как маска медицинская одноразовая удостоверяется сертификатом соответствия (но не паспортом на медицинскую маску). Исходя из практического опыта ГКУЗ ВО "Областная психиатрическая больница N 2" следует, что длины носовых фиксаторов трехслойных масок могут быть различными даже у одного производителя как в рамках разных партий, так и в рамках одной партии товара. Например, у масок трехслойных, производителем которых является ООО "Лейко", и на которые имеется соответствующий сертификат соответствия N 0450242, длина носового фиксатора может быть как 95 мм, так и 115 мм.
Таким образом, для того, чтобы предоставить возможность потенциальному поставщику предложить к поставке товар с различными длинами носовых фиксаторов, но удовлетворяющий потребностям лечебного учреждения, ГКУЗ ВО "Областная психиатрическая больница N 2" и установил в документации об электронном аукционе требование об указании названного показателя товара в диапазоне, а не конкретную характеристику длины фиксатора, что не противоречит требованиям Закона о контрактной системе в сфере закупок.
На основании изложенного, заказчик считает, что жалоба ООО "БЕАМЕД" необоснованна в полном объёме.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России пришла к следующим выводам.
Пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок гласит о том, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок предполагает, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из анализа приведенных норм Закона о контрактной системе в сфере закупок следует вывод о том, что описание объекта закупки должно носить объективный, не двусмысленный характер; показатели товара, должны быть указаны таким образом, что бы участник закупки мог определить потребность заказчика в закупаемых товарах.
В свою очередь, в силу пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок заявка участника закупки при проведении аукциона на выполнение работ, оказание услуг, при выполнении либо оказании которых используется товар, должна содержать:
- согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
- согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Аналогичные положения содержатся в подпункте 13.2 пункта 13 инструкции участникам закупки аукционной документации.
Частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок определено, что аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Часть 3 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок предусматривает, что по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
В силу части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
- непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
- несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
В ходе рассмотрения первых частей заявок участников закупки (на участие в закупке подано 5 заявок участников закупки), аукционная комиссия в рамках полномочий, определенных частями 1,3,4 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок установила факт непредставления в заявке Общества надлежащих сведений о длине фиксатора (не указаны показатели товара в диапазоне). Указанные сведения представлены не в соответствии с требованиями приложения к Информационной карте Таблицы N2 аукционной документации.
Проверив законность отказа в допуске к участию в электронном аукционе первой части заявки Общества, Комиссия Владимирского УФАС России установила правомерность отказа в допуске к участию в аукционе первой части заявки данного участника закупки.
Аукционная комиссия, отказав в допуске Обществу к участию в аукционе, реализовала полномочия, определенные положениями статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок, поскольку данным участником закупки не была представлена в полном объеме и надлежащим образом информация о показателях товара, установленных в рамках части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок в приложении к Информационной карте Таблицы N2 аукционной документации.
Всего по указанным основаниям было отклонено от участия в аукционе 2 первых части заявки участников закупки, в том числе, заявка Общества.
Однако Комиссия Владимирского УФАС России полагает, что указание требования к длине носового фиксатора медицинской маски в существующей редакции (не менее 80 мм и не более 100 мм*) не носит объективный характер.
Из технического задания не следует однозначного понимания того, какая же длина фиксатора удовлетворит потребность заказчика.
Неоднозначность рассматриваемого показателя товара совместно с пояснениями представителей заказчика (разъяснившего, что заказчику будут соответствовать маски длиной и 80 мм, и 90 мм и т.д.), а так же факт отклонения от участия в аукционе по рассматриваемому основанию двух заявок участников закупки, указывает на необходимость внесения изменений в аукционную документацию в целях исключения из нее положений, способствующих нарушениям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
На основании изложенного, руководствуясь частью 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Комиссия.
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "БЕАМЕД" на действия комиссии при проведении электронного аукциона на закупку медицинских расходных материалов (маски, шапочки) для нужд ГКУЗ ВО "Областная психиатрическая больница N 2" (N0128200000115010157) по доводам, изложенным в ней, необоснованной.
2. Признать заказчика - ГКУЗ ВО "Областная психиатрическая больница N 2" нарушившим требования частей 1, 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
3. Выдать заказчику, аукционной комиссии и оператору электронной торговой площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать имеющиеся материалы дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о привлечении к административной ответственности виновных лиц.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вступления его в законную силу.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 16 декабря 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.12.2015