Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 15 января 2016 г.
Резолютивная часть решения оглашена 15.01.2016 года
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии:
заместителя руководителя Управления - начальника отдела,
членов Комиссии:
заместителя начальника отдела,
главного специалиста-эксперта,
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфер закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу Страхового акционерного общества "ВСК" (г.Москва) на действия комиссии при проведении открытого конкурса на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) для ГБУ ВО "Специализированное автохозяйство администрации Владимирской области" (извещение N 0128200000115010975), в присутствии представителя государственного заказчика ГБУ ВО "Специализированное автохозяйство администрации Владимирской области" (доверенность N САО-02-04/09 от 13.01.2016 года), уполномоченного органа Департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области (доверенность N 09 от 11.01.2016), заявителя Страхового акционерного общества "ВСК" (доверенность N 00-08-26/821 от 10.12.2014 года), (доверенность N 180 от 16.01.2015 года).
В ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере закупок N Г 13-04/2016 Комиссия
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступила жалоба Страхового акционерного общества "ВСК" (далее - заявитель) на действия комиссии при проведении открытого конкурса на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) для ГБУ ВО "Специализированное автохозяйство администрации Владимирской области" (извещение N 0128200000115010975).
04.12.2015 года в 09 часов 00 минут заявителем была подана заявка на участие в указанном открытом конкурсе, который был присвоен первый порядковый номер.
Согласно протоколу вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе N ПВК1 от 24.12.2015 года, были озвучены следующие участники открытого конкурса: заявка N 671 (порядковый номер 1) Страховое акционерное общество "ВСК", заявка N 672 (порядковый номер 2) Страховое публичное общество "Ресо-Гарантия", заявка N 673 (порядковый номер 3) Акционерное общество "Страховое общество газовой промышленности"; заявка N 674 (порядковый номер N 4) ООО "Росгосстрах".
Согласно протоколу вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе N ПВК1 от 24.12.2015, заявка заявителя признана соответствующей требованиям конкурсной документации.
28.12.2015 года конкурсная комиссия осуществила оценку заявок на участие в открытом конкурсе для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
В соответствии с пунктом 14 Постановления Правительства РФ N 1085 от 28.11.2013 года "Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд": итоговый рейтинг заявки (предложения) вычисляется как сумма рейтингов по каждому критерию оценки заявки (предложения). Комиссия оценила каждый критерий заявок участников, что указано в Приложении к протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 28.12.2015 года N ПРО1 и присвоила каждому критерию оценки - оценку в баллах.
Страховое акционерное общество "ВСК" в соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства РФ N 1085 от 28.11.2013 года получила по критерию "Цена контракта", с значимостью критерия 60,00 % - 60 баллов и по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", с значимостью критерия 40,00 % - 40 баллов. Итоговая оценка "рейтинг" предложения участника составила 100 баллов. Другие участники закупки в соответствии с оценкой предложений участников по критериям оценки данного открытого конкурса получили такое же количество баллов. Степень "выгодности", рейтинг предложений участников, оцененный в баллах у всех одинаковый - 100 баллов.
В соответствии с частью 7 статьи 53 Закона о контрактной системе в сфере закупок в случае, если в нескольких заявках на участие в конкурсе содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в конкурсе, которая поступила ранее других заявок на участие в конкурсе, содержащих такие же условия. В данном случае это заявка Страхового акционерного общества "ВСК", так как её присвоен первый порядковый номер, что подтверждается журналом регистрации поступления заявок и номерами заявок указанных в протоколе, отраженном на официальном сайте и результатах определения поставщика, сформированного на основании опубликованном протоколе на официальном сайте www.zakupki.gov.ru . В соответствии с этим и руководствуясь частью 7 статьи 53 Закона о контрактной системе в сфере закупок победителем конкурса должен был признан участник Страховое акционерное общество "ВСК", что и указано на официальном сайте www.zakupki.gov.ru и электронных протоколах.
Вопреки части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе в сфере закупках, конкурсной комиссией в печатной форме протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 28.12.2015 года N ПРО1 был признан другой победитель открытого конкурса, зарегистрированный под порядковым номером 3 (АО "Страховое общество газовой промышленности").
Также Страховое акционерное общество "ВСК" не оспаривает результаты оценок представленных на конкурс заявок. Представителем уполномоченного органа в ходе рассмотрения жалобы заявлено о несоответствии результатов оценки, отраженных в Протоколе от 28.12.2015 года, произведенным конкурсной комиссией расчетам. Вместе с тем решение конкурсной комиссии оформлено протоколом от 28.12.2015 года и внесение в него каких-либо изменений в части присвоения оценок недопустимо. Самостоятельный расчет критерия оценки "Цена контракта" показывает, что в результате применения формулы, установленной Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085, дает в результате математических применения правил округления 100 баллов.
Таким образом, оценка заявки САО "ВСК" равная 100 баллам полностью соответствует Правилам оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085.
Можно предположить, что единственным преимуществом АО "Страховое общество газовой промышленности" по сравнению с заявителем является предлагаемая цена.
Данное обстоятельство не могло послужить основанием для признания АО "СОГАЗ" победителем конкурса по следующим причинам.
Предлагаемая цена услуги является одним из условий исполнения контракта и оценивается в 60 %. Все участники конкурса при проведении оценки заявок получили по результатам оценки по критерию "цена контракта" - 60 баллов. Законодательство о контрактной системе в сфере закупок не дает конкурсной комиссии права возвращаться к оценке критерия по каким-либо иным основаниям оценки кроме установленной балльной системы оценки, например денежным. Решение, принятое комиссией, о признании победителем АО "СОГАЗ" является необоснованным и незаконным поскольку ни указанный страховщик, ни АО "Росгосстрах" не могут быть признаны победителями настоящей закупки, в виду ненадлежащего порядка округления цены предложения.
Исходя из положений законодательства о контрактной системе в сфере закупок, сумма страховой премии, рассчитанная в соответствии с указанием Банка России от 19.09.2014 года N 3384-У на основании информации представленной заказчиком в конкурсной документации, составляет 742617,03 рублей. АО "СОГАЗ" в заявке на участие в конкурсе предложило заниженную цену контракта 742617,01 рублей, то есть занизило страховую премию, вследствие чего получило преимущество перед другими участниками закупки. По мнению заявителя, занижение страховой премии (цены контракта) произошло вследствие неправильного применения правил арифметического округления, установленными законодательством Российской Федерации.
Размер страховой премии по автомобилям Заказчика, рассчитанный в соответствии с законодательством Российской Федерации составляет 705 864,12 рублей.
Итоговая страховая премия (цена контракта) по открытом конкурсу складывается путем суммирования страховых премий по каждому отдельно взятому транспортному средству Заказчика. Применять правила математического округления только к итоговой сумме неправомерно.
Частью 7 статьи 15 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" установлено, что при заключении договора обязательного страхования страховщик вручает страхователю страховой полис, являющийся документом, удостоверяющим осуществление обязательного страхования. Бланк страхового полиса обязательного страхования является документом строгой отчетности.
Таким образом, страховой полис (договор страхования) заключается между заказчиком и страховщиком по каждому отдельно взятому автомобилю.
Положением Банка России от 19.09.2014 года N 431-П утверждена форма документа, содержащего сведения о страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств по договору обязательного страхования страхового полиса. В соответствии с данным Положением в страховом полисе указывается страховая премия, подлежащая к оплате по автомобилю.
Учитывая, что расчет цены контракта АО "СОГАЗ" проведен путем арифметического сложения полученных значений по каждому автомобилю с точностью до десятитысячных и лишь полученная сумма округлялась до целого значения, отдельно взятый автомобиль не имеет собственной, верно рассчитанной страховой премии, которую в соответствии с действующим законодательством необходимо отражать в страховом полисе.
В целях недопущений недобросовестной конкуренции АО "СОГАЗ" при расчете страховой премии имело возможность рассчитать страховую премию в соответствии с нормами действующего законодательства.
Статья 14.2 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" установила запрет на недобросовестную конкуренцию путем введения в заблуждение, в том числе в отношении условий, на которых товар предлагается к продаже, в частности цены такого товара.
Действия АО "СОГАЗ" выразившиеся в неправильном расчете страховой премии, в нарушение положений части 10 статьи 15 Закона "Об ОСАГО" и пункта 2.1 главы 2 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств утвержденных Положением Банка России от 19.09.2014 года N 431-П есть предоставление ложных (неточных) сведений, что является недобросовестной конкуренцией и нарушает часть 4 статьи 14.2 ФЗ "О защите конкуренции".
В силу изложенного, заявитель просит отменить пересмотреть протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 28.12.2015 года N ПРО1, в части принятия решения конкурсной комиссии о присвоении заявкам порядковых номеров и признанию победителя открытого конкурса.
В обоснование правомерности действий конкурсной комиссии представитель уполномоченного органа заявил следующее.
При проведении открытого конкурса, комиссия рассматривает в соответствии со статьей 53 Закона о контрактной системе в сфере закупок заявки участников закупки на соответствие их требованиям, указанным в конкурсной документации, а также на соответствие участников закупки, подавших заявки, требованиям, указанным в конкурсной документации, которые предъявляются участникам закупки.
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе заявки участников открытого конкурса рассмотрены и признаны соответствующими требованиям, в том числе с учетом Указания Банка России от 19.09.2014 года N 3384-У "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
Согласно части 5 и части 8 статьи 53 Закона о контрактной системе в сфере закупок комиссия осуществила оценку заявок на участие в конкурсе для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и победителем конкурса признан участник конкурса, предложивший лучшие условия исполнения контракта на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
При формировании оценки заявок по стоимостным критерием на официальном сайте применив формулу, указанную в постановлении Правительства РФ от 28.11.2013 года N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг" предложения по цене контракта всех участников закупки привели к одинаковому значению.
Конкурсная комиссия, осуществив оценку заявок на участие в конкурсе в автоматическом режиме (на официальном сайте www.zakupki.gov.ru), и дополнительно в ручном режиме пришла к выводу, что результат оценки, полученный при автоматическом режиме, не соответствует вышеуказанным требованиям статьи 53 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Таким образом, информация, указанная в протоколе рассмотрения и оценки заявок от 28.12.2015 года N 0128200000115010975 (прикрепленный файл в печатной форме в формате Microsoft Word) является верной и соответствующей законодательству о контрактной системе в сфере закупок.
Также, в силу части 6 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок рассмотрение жалобы не осуществляется в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе.
На основании изложенного, представитель уполномоченного органа просит признать жалобу Страхового акционерного общества "ВСК" необоснованной в полном объеме.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с положениями части 5 и части 8 статьи 53 Закона о контрактной системе в сфере закупок комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и победителем конкурса признается участник конкурса, предложивший лучшие условия исполнения контракта на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия установила, что по результатам проведенной процедуры рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) для ГБУ ВО "Специализированное автохозяйство администрации Владимирской области" конкурсная комиссия правомерно признала победителем открытого конкурса Акционерное общество "Страховое общество газовой промышленности" (АО "СОГАЗ"), предложение о цене контракта которого (742617,01 рублей) ниже предложенной цены контракта заявителя жалобы Страхового акционерного общества "ВСК" (742617,03 рублей).
В соответствии с пунктом 6 части 10 статьи 53 Закона о контрактной системе в сфере закупок протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе должен содержать информацию о присвоенных заявкам на участие в конкурсе значений по каждому из предусмотренных критериев оценки заявок на участие в конкурсе.
В результате проведенной внеплановой проверки Комиссия установила, что при подготовке протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 28.12.2015 года N 0128200000115010975 уполномоченным органом была допущена техническая ошибка, выразившаяся в неправильном указании в протоколе итогового количества баллов (100 баллов), присвоенному участнику конкурса Страховому акционерному обществу "ВСК" по результатам проведенной процедуры рассмотрения и оценки заявок на участие в указанном конкурсе. Вместе с тем, данная ошибка не повлияла на результаты определения поставщика.
В соответствии с пунктом 3.36 Административного регламента Комиссия вправе не выдавать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Страхового акционерного общества "ВСК" (г.Москва) на действия комиссии при проведении открытого конкурса на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) для ГБУ ВО "Специализированное автохозяйство администрации Владимирской области" (извещение N 0128200000115010975) необоснованной.
2. Признать уполномоченный орган Департамент имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области, нарушившим положения пункта 6 части 10 статьи 53 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
3. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок
в отношении уполномоченного органа не выдавать, в силу того, что допущенное нарушение не повлияло на результаты определения исполнителя.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 15 января 2016 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.01.2016