Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 18 декабря 2015 г.
Резолютивная часть решения оглашена 18.12.2015
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфер закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу Общества с ограниченной ответственностью "УНР" (далее - ООО "УНР", Общество, Заявитель) на положения документации при проведении электронного аукциона на оказание услуг по вывозу мусора из бункера-накопителя для нужд ГБУЗ ВО "ГКБ N5 г. Владимира" (N 0128200000115011581) в открытом заседании, в присутствии представителя заявителя жалобы - ООО "УНР" <_> (доверенность <_>), представителей заказчика - государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области "Городская клиническая больница N5 г. Владимира" (далее - ГБУЗ ВО "ГКБ N5 г. Владимира", заказчик) <_> (доверенность <_>), <_> (доверенность <_>), представителя уполномоченного органа - департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области (далее - ДИЗО АВО, уполномоченный орган) <_> (доверенность <_>).
В ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере закупок N Г 932-04/2015 Комиссия
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "УНР" на положения документации при проведении электронного аукциона на оказание услуг по вывозу мусора из бункера-накопителя для нужд ГБУЗ ВО "ГКБ N5 г. Владимира" (N0128200000115011581).
По мнению заявителя, документация о проведении указанного электронного аукциона составлена с нарушениями законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Пунктом 46 Информационной карты аукционной документации предусмотрено предоставление участником закупки документов и информации, необходимой для подтверждения соответствия участников закупки требованиям, установленными пунктами 1,2,4,5,6,7 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок: наличие копии лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработки, утилизации, размещению отходов 1-4 класса опасности или копии лицензии по осуществлению деятельности по обезвреживанию и размещению отходов 1-4 класса опасности.
Вместе с тем, определение предмета электронного аукциона в виде оказания услуг по вывозу и по размещению отходов в совокупности с требованием о предоставлении лицензии на обезвреживание и размещение отходов создало необоснованное преимущество хозяйствующим субъектам, имеющим места размещения отходов (полигоны и свалки ТБО).
Согласно части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе в сфере закупок отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд регулируются в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В силу части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе в сфере закупок, контрактная система в сфере закупок направлена на обеспечение конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с частью 2 названной статьи закона конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупки.
Пунктом 2 части 1 статьи 17 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлен запрет на совершение при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений действий, которые приводят или могут привести к допущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:
2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольких участников торгов, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.
Таким образом, формирование предмета торгов не должно входить в противоречие с общими принципами антимонопольного регулирования, должно обеспечивать соблюдение гарантий потенциальных участников по реализации их права на участие в торгах.
В нарушение приведенных правовых норм Заказчиком в предмете аукциона самостоятельной услугой указано размещение отходов (соответственно, в документации об аукционе предъявлено требование о предоставлении лицензии на размещение отходов).
Между тем, услуги по вывозу и размещению ТБО на день проведения аукциона оказываются без лицензии, лицензии на вывоз и транспортирование отходов, выданные ранее, не действуют (кроме деятельности на обезвреживание и размещение отходов, если лицензией предусматривался такой вид деятельности, что возможно лишь при наличии места размещения отходов), а с 01.01.2016 года - при наличии лицензии (отличной от лицензии на размещение отходов).
При этом лицензии на данный вид деятельности с 01.01.2016 во Владимирской области не выданы ни одному из хозяйствующих субъектов.
Для осуществления деятельности по размещению ТБО действующим законодательством о контрактной системе установлено требование наличия лицензии. При этом лицензионным требованием является наличие места размещения отходов.
Таким образом, во Владимирской области не имеется ни одного хозяйствующего субъекта, имеющего лицензию, действующую в части вывоза и транспортирования отходов. Лицензию же на обезвреживание и размещение отходов имеют лишь организации, имеющие место размещения отходов.
Следовательно, участниками аукциона в соответствии с документацией об аукционе могут являться лишь хозяйствующие субъекты, имеющие место размещения отходов, притом, что деятельность по вывозу отходов может осуществляться субъектами, мест размещения не имеющими.
Организации, вывозящие мусор, не имеющие мест размещения отходов, по мнению заявителя, необоснованно отстранены от участия в аукционе.
Также заявитель утверждает, что организации, созданные после 27.06.2012 (даты после которой лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 класса опасности, не выдаются) не имеют возможности получить такую лицензию.
Таким образом, организация, созданная после 27.06.2012, не имеющая места размещения объекта, также необоснованно отстранены от участия в торгах.
В силу изложенного, заявитель просит признать в действиях заказчика нарушение требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок в части необоснованного установления требования о наличии у участника закупки копии лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработки, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 классов опасности или копии лицензии по осуществлению деятельности по обезвреживанию и размещению отходов 1-4 классов опасности, и обязать заказчика внести изменения в документацию о проведении электронного аукциона N 0128200000115011581.
В обоснование правомерности своих действий представители заказчика заявили следующее.
Пунктом 46 Информационной карты аукционной документации предусмотрено предоставление участником закупки документов и информации, необходимой для подтверждения соответствия участников закупки требованиям, установленными пунктами 1,2,4,5,6,7 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок: наличие копии лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработки, утилизации, размещению отходов 1-4 класса опасности или копии лицензии по осуществлению деятельности по обезвреживанию и размещению отходов 1-4 класса опасности.
Лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 класса опасности имеют организации, созданные до июня 2012 года и организации, имеющие место размещения отходов. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, не имеющие лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов 1-4 класса опасности, обязаны получить лицензию на её осуществление до 01 января 2016 года. После 01 января 2016 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.
В связи с тем, что действие контракта будет осуществляться в 2016 году, победитель аукциона обязан иметь лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов 1-4 класса опасности.
В силу изложенного, представители государственного заказчика просят признать жалобу ООО "УНР" необоснованной.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок, при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Пунктом 46 Информационной карты документации о проведении электронного аукциона на оказание услуг по вывозу мусора из бункера-накопителя для нужд ГБУЗ ВО "ГКБ N5 г. Владимира" (N 0128200000115011581) предусмотрено предоставление участником закупки документов и информации, необходимой для подтверждения соответствия участников закупки требованиям, установленными пунктами 1,2,4,5,6,7 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок: наличие копии лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработки, утилизации, размещению отходов 1-4 класса опасности или копии лицензии по осуществлению деятельности по обезвреживанию и размещению отходов 1-4 класса опасности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", под лицензией понимается специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом.
Согласно пункту 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", в редакции, действующей до 01.07.2015, лицензированию подлежала деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности.
Согласно пункту 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", в редакции, действующей с 01.07.2015, лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.
Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившим силу отдельных положений законодательных актов РФ" от 29.06.2015 N 203-ФЗ определено, что лицензии, выданные до 1 июля 2015 года, на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности сохраняют свое действие до 01 января 2019 года. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на деятельность по сбору и размещению отходов I-IV класса опасности, вправе переоформить их на лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.
Также юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I-IV классов опасности, обязаны получить лицензию на её осуществление до 01 января 2016 года.
После 1 января 2016 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.
На основании вышеуказанных положений действующего законодательства, заказчиком правомерно в документации об электронном аукционе на оказание услуг по вывозу мусора из бункера-накопителя для нужд ГБУЗ ВО "ГКБ N5 г. Владимира" (N 0128200000115011581) были установлены требования о предоставлении участниками закупки в составе вторых частей заявок копий соответствующих лицензий.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "УНР" на положения документации при проведении электронного аукциона на оказание услуг по вывозу мусора из бункера-накопителя для нужд ГБУЗ ВО "ГКБ N5 г. Владимира" (N 0128200000115011581), по доводам, изложенным в ней, необоснованной.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
<_>
<_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 18 декабря 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.12.2015