Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 18 декабря 2015 г.
Резолютивная часть оглашена 18.12.2015
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 (далее - Административный регламент Федеральной антимонопольной службы) рассмотрела жалобу Общества с ограниченной ответственностью "УНР" на положения документации об электронном аукционе на оказание услуг по сбору, вывозу и утилизации твердо-бытовых отходов (ТБО) для нужд ГБУЗВО "Областной кожно-венерологический диспансер" (номер извещения 0128200000115011893), в открытом заседании, в присутствии представителя заявителя - Общества с ограниченной ответственностью "УНР" (далее - ООО "УНР", Общество, заявитель) <_>, представителя заказчика - государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области "Областной кожно-венерологический диспансер" (далее - ГБУЗ ВО "Областной кожно-венерологический диспансер", заказчик) <_>, представителя уполномоченного органа - департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области (далее - уполномоченный орган) <_>.
В ходе рассмотрения дела, Комиссия Владимирского УФАС России
УСТАНОВИЛА:
14.12.2015 во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "УНР" на положения документации об электронном аукционе на оказание услуг по сбору, вывозу и утилизации твердо-бытовых отходов (ТБО) для нужд ГБУЗВО "Областной кожно-венерологический диспансер" (номер извещения 0128200000115011893).
В своей жалобе заявитель указал следующее.
Пунктом 46 Информационной карты документации об открытом аукционе в электронной форме предусмотрено предоставление участником закупки документов и информации, необходимые для подтверждения соответствия участника закупки требованиям, установленным п. 1,2,4,5,6,7 части 5 статьи 66 Федерального закона N44-ФЗ:
наличие копии лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработки, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 классов опасности
или копии лицензии по осуществлению деятельности по обезвреживанию и размещению отходов 1-4 классов опасности.
ООО "УНР" считает указанные положения документации об электронном аукционе незаконными по следующим основаниям.
Определение предмета аукциона в виде оказания услуг по вывозу и по размещению отходов в совокупности с требованием о предоставлении лицензии на обезвреживание и размещение отходов создало необоснованное преимущество хозяйствующим субъектам, имеющим места размещения отходов (полигоны и свалки ТБО).
Согласно части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе в сфере закупок отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд регулируются в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В силу части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе в сфере закупок, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе в сфере закупок конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Пунктом 2 части 1 статьи 17 Федерального закона N135-ФЗ "О защите конкуренции" установлен запрет на совершение при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:
2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.
Таким образом, формирование предмета торгов не должно входить в противоречие с общими принципами антимонопольного регулирования, должно обеспечивать соблюдение гарантий потенциальных участников торгов по реализации их права на участие в торгах.
В нарушение приведенных правовых норм заказчиком в предмете аукциона самостоятельной услугой указано размещение отходов (соответственно, в документации об аукционе предъявлено требование о предоставлении лицензии на размещение отходов).
Между тем, услуги по вывозу и размещению ТБО на день проведения аукциона оказываются без лицензии, лицензии на вывоз и транспортирование отходов, выданные ранее, не действуют (кроме деятельности на обезвреживание и размещение отходов, если лицензией предусматривался такой вид деятельности, что возможно лишь при наличии места размещения отходов), а с 01.01.2016 года - при наличии лицензии (отличной от лицензии на размещение отходов).
При этом, лицензии на данный вид деятельности с 01.01.2016 года во Владимирской области не выданы ни одному из хозяйствующих субъектов.
Для осуществления деятельности по размещению ТБО действующим законодательством установлено требование наличия лицензии. При этом лицензионным требованием является наличие места размещения отходов.
Таким образом, во Владимирской области не имеется ни одного хозяйствующего субъекта, имеющего лицензию, действующую в части вывоза и транспортирования отходов.
Лицензию же на обезвреживание и размещение отходов имеют лишь организации, имеющие место размещения отходов.
Следовательно, участниками аукциона в соответствии с документацией об аукционе могут являться лишь хозяйствующие субъекты, имеющие место размещения отходов, при том, что деятельность по вывозу отходов (одна из обусловленных аукционной документацией услуг) может осуществляться субъектами, мест размещения не имеющими.
Мусоровывозящие организации, не имеющие мест размещения отходов (и как следствие, не имеющие лицензии на обезвреживание и размещение отходов), необоснованно отстранены от участия в аукционе.
Также следует отметить, что организации, созданные после 27.06.2012 (даты, после которой лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработки, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 классов опасности, не выдаются) не имеют возможности получить такую лицензию. А лицензию на обезвреживание и размещение отходов, как указывалось выше, могут получить лишь субъекты, имеющие место размещения отходов.
Таким образом, организация, созданная после 27.06.2012 года, не имеющая места размещения объекта, также необоснованно отстранена от участия в торгах.
Тем самым заказчиком нарушены приведенные выше положения законодательства о контрактной системе в сфере закупок и защите конкуренции.
В силу изложенного, заявитель просит признать в действиях заказчика нарушение требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок в части необоснованного установления требования о наличии у участника закупки копии лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработки, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 классов опасности или копии лицензии по осуществлению деятельности по обезвреживанию и размещению отходов 1-4 классов опасности, обязать заказчика внести изменения в документацию о проведении электронного аукциона N 0128200000115011893.
Представитель заказчика - ГБУЗ ВО "Областной кожно-венерологический диспансер" в обоснование правомерности действий заказчика пояснил следующее.
Требование о наличии соответствующей лицензии предъявлено заказчиком в полном соответствии с действующим законодательством.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 N 1062 утверждено Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности. Указанное постановление вступает в силу с 15.10.2015.
Федеральным законом от 29.06.2015 N 203-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" статья 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" дополнена частью 3.1 следующего содержания: "3.1. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I - IV классов опасности, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 января 2016 года. После 1 января 2016 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается".
При этом, согласно ст.З ч.2 Закона N 203-ФЗ, вступившего в силу 30.06.2015, лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, выданные до 01.07.2015, сохраняют свое действие до 01.01.2019 (с правом их переоформления на лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности).
Предмет закупок был сформулирован заказчиком как "услуги по сбору, вывозу и утилизации твердо-бытовых отходов". Данные услуги, согласно условиям документации, должны оказываться Исполнителем в 2016 году.
При таких обстоятельствах, согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок, заказчик обязан был потребовать от участников предоставление копии лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности. С учетом ст.З ч.2 Закона N 203-ФЗ, заказчиком также предоставлена альтернатива участникам предоставить копию лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, которые продолжают действовать до 2019 года.
С учетом изложенного заказчик просит признать жалобу ООО "УНР" необоснованной.
Представитель уполномоченного органа пояснил, что со стороны уполномоченного органа нарушений при проведении электронного аукциона 0128200000115011893 не допущено.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России пришла к следующим выводам.
11.12.2015 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов http://zakupki.gov.ru было размещено извещение N 0128200000115011893 о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе на право заключить гражданско-правовой договор бюджетного учреждения на оказание услуг по сбору, вывозу и утилизации твердо-бытовых отходов (ТБО) для нужд ГБУЗВО "Областной кожно-венерологический диспансер". Начальная (максимальная) цена контракта - 130 864,59 руб.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок, при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Пунктом 46 Информационной карты рассматриваемой документации о проведении электронного аукциона предусмотрено предоставление участником закупки документов и информации, необходимой для подтверждения соответствия участников закупки требованиям, установленными пунктами 1,2,4,5,6,7 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок: копии лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности или копии лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", под лицензией понимается специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом.
Согласно пункту 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", в редакции, действующей до 01.07.2015, лицензированию подлежала деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности.
Частью 3 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 года N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" установлено, что лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, выданные до 1 июля 2015 года, сохраняют свое действие до 1 января 2019 года.
Согласно пункту 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", в редакции, действующей с 01.07.2015 (изменения внесены Федеральным законом от 29.12.2014 года N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации"), лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.
Порядок лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности установлен Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.2015 N 1062 (далее - Положение от 03.05.2015 N 1062).
В силу пункта 1 Положения от 03.05.2015 N 1062, деятельность в области обращения с отходами составляют работы согласно приложению.
В приложении к Положению от 03.05.2015 N 1062 содержится Перечень работ, составляющих деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.
В указанный Перечень включены работы по сбору, транспортированию и утилизации отходов, являющиеся предметом рассматриваемой закупки.
Федеральным законом от 29.06.2015 N 203-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" статья 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" дополнена частью 3.1 следующего содержания: "3.1. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I - IV классов опасности, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 января 2016 года. После 1 января 2016 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается".
Таким образом, на основании вышеизложенных положений действующего законодательства, заказчиком в документации об электронном аукционе на оказание услуг по сбору, вывозу и утилизации твердо-бытовых отходов (ТБО) были правомерно установлены требования о предоставлении участниками закупки в составе вторых частей заявок соответствующих лицензий.
На основании изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106, частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "УНР" на положения документации об электронном аукционе на оказание услуг по сбору, вывозу и утилизации твердо-бытовых отходов (ТБО) для нужд ГБУЗВО "Областной кожно-венерологический диспансер" (номер извещения 0128200000115011893) по доводам, изложенным в ней, необоснованной.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 18 декабря 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.12.2015