Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 25 декабря 2015 г.
Резолютивная часть решения оглашена 25.12.2015
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии:
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу акционерного общества "Р-Фарм" (г.Москва) (далее - АО "Р-Фарм", заявитель, Общество) на действия комиссии при проведении электронного аукциона на закупку лекарственного препарата (МНН: Тобрамицин) для обеспечения отдельных категорий граждан, постоянно проживающих на территории Владимирской области, при оказании амбулаторно-поликлинической помощи в соответствие с Законом Владимирской области от 02.10.2007 N 120-ОЗ в 2016 году для нужд департамента здравоохранения администрации Владимирской области (N закупки 0128200000115011309).
25.12.2015 (09:00) в соответствии с административным регламентом и частью 3 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок в рамках рассмотрения дела Г 954-04/2015 о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок Комиссией был объявлен перерыв до 25.12.2015 (16:00).
25.12.2015 (09:00) на заседании Комиссии присутствовали представители заказчика - департамента здравоохранения администрации Владимирской области , уполномоченного органа - департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области, заявителя .
В ходе рассмотрения дела, Комиссия Владимирского УФАС России
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступила жалоба АО "Р-Фарм" на действия комиссии при проведении электронного аукциона на закупку лекарственного препарата (МНН: Тобрамицин) для обеспечения отдельных категорий граждан, постоянно проживающих на территории Владимирской области, при оказании амбулаторно-поликлинической помощи в соответствие с Законом Владимирской области от 02.10.2007 N 120-ОЗ в 2016 году для нужд департамента здравоохранения администрации Владимирской области.
В свое жалобе заявитель изложил следующее.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе.
В приложении N 2 к информационной карте документации об аукционе указаны следующие требования к лекарственному препарату: "Лекарственный препарат с Международным непатентованным наименованием Тобрамицин, раствор для ингаляций (лекарственная форма), 60 мг/мл 5 мл (дозировка), N 56 (форма выпуска), упаковка (единица измерения), 11 (количество)".
Заявителем в заявке был предложен лекарственный препарат со следующими характеристиками: "Лекарственный препарат с Международным непатентованным наименованием Тобрамицин, торговое наименование Брамитоб, раствор для ингаляций (лекарственная форма), 75 мг/мл 4 мл (дозировка). N 56 (Форма выпуска), упаковка (единица измерения), 11 (количество)".
По данным государственного реестра лекарственных средств, расположенного по адресу в сети интернет grls.rosminzdrav.ru, на текущий момент в Российской Федерации зарегистрированы следующие лекарственные препараты, с МНН Тобрамицин в лекарственной форме "раствор для ингаляций": Брамитоб (МНН Тобрамицин, 75 мг в 1 мл активного вещества, общий объем активного вещества в ампуле 300 мг); Тоби (МНН Тобрамицин, 60 мг в 1 мл активного вещества, общий объем активного вещества в ампуле 300 мг); Тобрамицин-Гобби (МНН Тобрамицин, 60 мг в 1 мл активного вещества, общий объем активного вещества в ампуле 300 мг) (сведения из государственного реестра лекарственных средств прилагаются к настоящей жалобе).
Заявитель утверждает, что объем активного вещества в ампуле каждого указанного выше лекарственного препарата составляет 300 мг, что подтверждается инструкциями по медицинскому применению (инструкции по медицинскому применению прилагаются к настоящей жалобе).
Кроме того, согласно инструкциям по медицинскому применению, указанные - лекарственные препараты имеют одинаковое показание к применению: легочная инфекция, вызванная Pseudomonas aeruginosa у пациентов с муковисцидозом.
Более того, в инструкциях по медицинскому применению указанных лекарственных препаратов отсутствуют отличия, которые могли бы повлиять на клиническое применение лекарственных препаратов или условия хранения.
Таким образом, поскольку у указанных выше лекарственных препаратов одинаковый объем активного вещества в одной ампуле и идентичные показания к медицинскому применению, участники аукциона имели право предложить к поставке в рамках аукциона любой из указанных выше лекарственных препаратов, в том числе лекарственный препарат с торговым наименованием Брамитоб (дозировка 75 мг/мл 4 мл).
АО "Р-Фарм" направлял запрос о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе, в котором Общество просило рассмотреть возможность допуска к участию в закупке лекарственного препарата с МНН Тобрамицин с дозировкой 75 мг/мл 4 мл (300 мг / 4 мл).
10.12.2015 заказчиком было размещено разъяснение положений документации об электронном аукционе (Исх.: от 10.12.2015 N ДЗ-8616-15-07) со следующим текстом: "лекарственный препарат с МНН Тобраминин в лекарственной форме в виде раствора для ингаляций с дозировкой 75 мг/мл 4 мл к поставке возможен".
Тем самым заказчик подтвердил соответствие лекарственного препарата с МНН Тобрамицин с дозировкой 75 мг/мл 4 мл требованиям документации об электронном аукционе.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Согласно части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
Таким образом, поскольку АО "Р-Фарм" в заявке были представлены характеристики предлагаемого к поставке товара, соответствующие требованиям документации об электронном аукционе и разъяснению положений документации об электронном аукционе, размещенному заказчиком в рамках настоящего аукциона, основания для отклонения заявки заявителя, предусмотренные пунктом 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок, отсутствовали.
Учитывая вышеизложенное, заявитель полагает, что действия заказчика, аукционной комиссии по отклонению заявки АО "Р-Фарм", нарушают права и законные интересы Общества как участника закупки и создают значительные препятствия для развития добросовестной конкуренции.
В обоснование правомерности действий аукционной комиссии представитель департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области пояснил следующее.
При проведении электронного аукциона, согласно части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок, комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок участник электронного аукциона не допускается до участия в нем в случае несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок, требованиям документации о таком аукционе.
В приложении N 2 к информационной карте установлено следующее: "дозировка - 60 мг/мл 5 мл".
В заявке АО "Р-Фарм" указано следующее: "дозировка - 75 мг/мл 4 мл (300 мг/мл)".
Таким образом, заявителем указаны показатели товара не в соответствии с требованиями документации об электронном аукционе.
В обоснование правомерности действий заказчика представители департамента здравоохранения администрации Владимирской области пояснили следующее.
Лекарственный препарат с МНН "Тобрамицин" в лекарственной форме "раствор для ингаляций" производится под тремя торговыми наименованиями ("Тобрамицин-Гобби", "Тоби", "Брамитоб"), тремя разными производителями, которые могут быть применены при одних и тех же показаниях, на одной группе пациентов с одинаковым терапевтическим эффектом.
Поставка лекарственного препарата с МНН "Тобрамицин" необходима для своевременного обеспечения граждан, страдающих муковисцидозом и назначенным им по жизненным показаниям.
В государственном реестре лекарственных средств лекарственный препарат с МНН "Тобрамицин" с требуемыми показателями лекарственная форма "раствор для ингаляций с дозировка 60 мг/мл 5 мл" зарегистрирован под двумя торговыми наименованиями: Тобрамицин-Гобби, номер регистрационного удостоверения ЛСР-006248/10; Тобби, номер регистрационного удостоверения ЛСР-003819/08.
Тем самым, заказчик считает, что порядок формирования предмета данного заказа не нарушен, техническое задание соответствует не менее чем двум производителям данного лекарственного препарата.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия пришла к следующим выводам.
На основании части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе в сфере закупок любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в сфере закупок в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Данные требования законодательства о контрактной системе в сфере закупок также отражены в разделе 11 инструкции участникам закупок документации об электронном аукционе.
Комиссия установила, что на поступивший запрос от участника закупки о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе заказчиком своевременно размещено в единой информационной системе соответствующее разъяснение положений документации об электронном аукционе.
На основании части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе в сфере закупок разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок считает нужным обратить внимание заказчика на недопустимость формирования разъяснений положений документации об электронном аукционе, содержащих двусмысленные, неоднозначные, вводящие в заблуждение участников закупки формулировки и умозаключения.
На основании части 6 статьи 65 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
Согласно части 6 статьи 65 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчик вправе принять решение о внесении изменений в документацию об электронном аукционе, но в рассматриваемом случае заказчиком данное решение принято не было, следовательно, участники закупки должны руководствоваться информацией и требованиям, установленным документацией об электронном аукционе.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе 0128200000115011309 от 16.12.2015, заявка АО "Р-Фарм" была отклонена комиссией на основании: приложения N 2 к информационной карте, пункта 13.2 Инструкции участникам закупок документации об электронном аукционе, пункта 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок - в показателях заявки участника несоответствие информации требованиям документации об электронном аукционе (показатели товара не соответствуют (дозировка)).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В приложении N 2 к информационной карте "Показатели товара (поставка лекарственных средств)" заказчиком указан следующий показатель товара: "дозировка - 60 мг/мл 5 мл".
При этом, в данном приложении имеется указание о том, что форма выпуска лекарственных средств является неизменным показателем.
В заявке АО "Р-Фарм" указан иной показатель товара, а именно "дозировка - 75 мг/мл 4 мл (300 мг/мл)", что не соответствует требованиям пункта 13.2 инструкции участникам закупок документации об электронном аукционе и пп."б" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с частью 3 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок, по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
На основании пункта 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае: несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Таким образом, аукционная комиссия, действуя в пределах своих полномочий в рамках статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок, правомерно отказала заявителю в допуске к участию в электронном аукционе, по основаниям указанным в протоколе рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 16.12.2015.
Вместе с тем, в рамках проведенной внеплановой проверки Комиссией Владимирского УФАС России установлены следующие обстоятельства.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В силу пункта 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из смысла указанных норм следует, что потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, определяя такие характеристики закупаемого товара, которые будут иметь существенное значение для последующего использования товара.
Изучив аукционную документацию на закупку лекарственного препарата (МНН: Тобрамицин) для обеспечения отдельных категорий граждан, постоянно проживающих на территории Владимирской области, при оказании амбулаторно-поликлинической помощи в соответствие с Законом Владимирской области от 02.10.2007 N 120-ОЗ в 2016 году для нужд департамента здравоохранения администрации Владимирской области (N закупки 0128200000115011309), Комиссия установила, что при описании объекта закупки заказчиком использовались показатели и требования в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Как следует из пояснений, представленных заказчиком, указанное требование к дозировке лекарственного препарата "60 мг/мл 5 мл" вызвано потребностями заказчика в соответствии с заявками подведомственных ему медицинских учреждений здравоохранения Владимирской области.
При этом, законодательством о контрактной системе в сфере закупок не предусмотрена необходимость установления заказчиками таких требований к закупаемым товарам, которым бы удовлетворяла продукция всех существующих производителей данного товара.
Согласно сведениям из общедоступных ресурсов в сети Интернет, лекарственное средство, поставка которого является предметом рассматриваемого аукциона, свободно обращается на фармацевтическом рынке.
В соответствии с Государственным реестром лекарственных средств, на настоящий момент зарегистрированы лекарственные средства с международным непатентованным наименованием Тобрамицин два различных производителя, соответствующие в полном объеме вышеуказанным требованиям заказчика.
В связи с изложенным, любой хозяйствующий субъект при условии наличия необходимой лицензии имеет возможность осуществлять продажу (поставку) лекарственного средства, требующегося заказчику, и Комиссия не усматривает в рассматриваемом случае ограничения количества участников закупки.
Также в материалы рассматриваемого дела заявителем не представлены объективные, неоспоримые документарные доказательства, что требования технического задания к лекарственному препарату влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В силу статьи 8 Закона о контрактной системе в сфере закупок запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Таким образом, при анализе рассматриваемой документации об электронном аукционе положений, нарушающих требования законодательства о контрактной системе в сфере закупок, Комиссией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106, частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу акционерного общества "Р-Фарм" (г.Москва) на действия комиссии при проведении электронного аукциона на закупку лекарственного препарата (МНН: Тобрамицин) для обеспечения отдельных категорий граждан, постоянно проживающих на территории Владимирской области, при оказании амбулаторно-поликлинической помощи в соответствие с Законом Владимирской области от 02.10.2007 N 120-ОЗ в 2016 году для нужд департамента здравоохранения администрации Владимирской области (N закупки 0128200000115011309) необоснованной.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 25 декабря 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.12.2015