Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 30 ноября 2015 г.
Резолютивная часть решения оглашена 30.11.2015
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфер закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу Общества с ограниченной ответственностью "БЕАМЕД" (далее ООО "БЕАМЕД", Заявитель, Общество) (г.Владимир) на действия комиссии при проведении электронного аукциона на закупку подгузников для нужд ГКУЗ ВО "ВДРС" (извещение N 0128200000115009138) в присутствии представителя уполномоченного органа - департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области _ (доверенность N 9 от 12.01.2015), представителей заказчика - ГКУЗВО "Владимирский дом ребенка специализированный _ (доверенность от 26.11.2015 N 1074/02-07), _ (доверенность от 26.11.2015 N 1075/02-07), представителя заявителя ООО "БЕАМЕД" _ (доверенность б/н от 26.11.2015).
В ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере закупок N Г 832-04/2015 Комиссия
УСТАНОВИЛА:
23.11.2015 во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "БЕАМЕД" на действия комиссии при проведении электронного аукциона на закупку подгузников для нужд ГКУЗ ВО "ВДРС" (извещение N 0128200000115009138).
Представитель Общества указал, что согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 17.11.2015 N0128200000115009138-1, заявка Общества с ограниченной ответственностью "БЕАМЕД" на участие в электронном аукционе N 0128200000115009138 отклонена по следующему основанию: п. 2. ч. 4 ст. 67 - несоответствие информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 44-ФЗ, требованиям документации о таком аукционе. Обоснование: Приложения к информационной карте (таблица 1), подп. б) п.2 4.13.2 Инструкции участникам закупок документации об электронном аукционе, п.2 ч.4 ст.67 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" - несоответствие информации требованиям документации об электронном аукционе (показатель товара не соответствует (материал).
Указанная в протоколе формулировка не позволяет однозначно определить, в чем именно выражается несоответствие предложенного товара требованиям заказчика.
ООО "БЕАМЕД" предполагает, что у комиссии вызвали затруднения в проверке показателей, установленных заказчиком к наружному слою подгузников. В частности, в приложении 1 к информационной карте заказчиком установлено требование: "Наружный слой на 100% должен быть из специального супер мягкого, тонкого, воздухопроницаемого, похожего на текстиль материала (не содержит полиэтилен или клеенку), препятствующего протекание влаги наружу, позволяющего коже дышать, не вызывая раздражений".
При перечислении материалов, которые должны отсутствовать в составе наружного слоя, заказчиком использован союз "или". Основным значением данного союза является соединение или разделение двух или нескольких предложений, а также однородных членов предложения, находящихся в отношениях взаимоисключения.
Другими словами, наружный слой не должен содержать либо полиэтилена, либо клеенки.
Согласно ст. 66 ч. 3, п.1, пп.б первая часть заявки участника должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе.
Т.е. в заявке не должно быть неоднозначного толкования, поэтому ООО "БЕАМЕД" относительно материала наружного слоя подгузников указало конкретный показатель "Наружный слой на 100% должен быть из специального супер мягкого, тонкого, воздухопроницаемого, похожего на текстиль материала (не содержит полиэтилен), препятствующего протекание влаги наружу, позволяющего коже дышать, не вызывая раздражений".
Если заказчик хотел прописать требование об отсутствии одновременно и клеенки и полиэтилена, то он должен был использовать другие соединительные части речи (и, а также) или просто перечислить их через запятую.
Использование же союза "или" означает именно необходимость выбора участником одного или иного параметра из предложенных заказчиком и указание конкретного показателя, так как это сделало ООО "БЕАМЕД".
Однако предлагаемый ООО "БЕАМЕД" товар по факту не содержит ни клеенки, ни полиэтилена, так как заказчиком установлено, что наружный слой должен быть из воздухопроницаемого материала. ООО "БЕАМЕД" подтвердило данный показатель, а полиэтилен и клеенка по определению не пропускают воздух и влагу.
При таких обстоятельствах, отказ Обществу от участия в электронном аукционе является незаконным и необоснованным.
В обоснование правомерности действий аукционной комиссии представитель уполномоченного органа заявил следующее.
По окончании срока подачи заявок до 09 часов 00 минут (время московское) "16" ноября 2015 года подано 7 заявок от участников, с порядковыми номерами: 1,3,5,6,7,8,9.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 17.11.2015 N 012820000011509138 отказано в допуске участникам закупки с порядковыми номерами 1 и 3 в соответствии с Приложением к информационной карте (таблица 1), подп. б) п. 2 ч. 13.2 Инструкции участникам закупок документации об электронном аукционе, п. 2 ч. 4 ст. 67 Федерального закона N 44-ФЗ - несоответствие информации требованиям документации об электронном аукционе (показатель товара не соответствует (материал).
В Приложении к информационной карте (таблица 1) указано следующее:
Наружный слой на 100% должен быть из специального супер мягкого, тонкого, воздухопроницаемого, похожего на текстиль материала (не содержит полиэтилен или клеенку), препятствующего протекание влаги наружу, позволяющего коже дышать, не вызывая раздражений.
В заявках N 1 и N 3 указано следующее:
Наружный слой на 100% должен быть из специального супер мягкого, тонкого, воздухопроницаемого, похожего на текстиль материала (не содержит полиэтилен), препятствующего протекание влаги наружу, позволяющего коже дышать, не вызывая раздражений.
Таким образом, данными участниками закупки указаны показатели товара не в соответствии с требованиями документации об электронном аукционе.
Исходя из изложенного, департамент считает, что нарушений законодательства при проведении электронного аукциона N 0128200000115009138 не допущено.
Представитель заказчика указал, что при рассмотрении первых частей заявок на участие в аукционе ГКУЗ ВО "ВДРС" не участвует. Соответственно не может сделать выводы о правомерности или неправомерности решения комиссии. Однако на заседании Комиссии заявил, что наружный слой подгузника не должен содержать как полиэтилен так и клеенку.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в сфере закупок описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
На основании п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в сфере закупок использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из вышеуказанного можно сделать вывод о том, что, если заказчик устанавливает показатель товара, то этот показатель должен быть объективным, обоснованным и не вводить в заблуждение участников закупки и комиссию по рассмотрению заявок.
В Приложении к информационной карте (таблица 1) "Показатели товара (поставка подгузников)" указано следующее:
Наружный слой на 100% должен быть из специального супер мягкого, тонкого, воздухопроницаемого, похожего на текстиль материала (не содержит полиэтилен или клеенку), препятствующего протекание влаги наружу, позволяющего коже дышать, не вызывая раздражений.
Указанная фраза "не содержит полиэтилен или клиенку" подлежит двоякому толкованию:
- союз "или" находится в отношении взаимоисключения, таким образом, означает именно необходимость выбора одного или иного параметра. Указанным толкованием и руководствовалось Общество при составлении своей заявки на участие в указанном аукционе.
- Частица "не" придает отрицательное значение всему предложению или отдельно его членам, таким образом, наружный слой подгузников не должен содержать как полиэтилен так и клеенку.
Вышеназванной позицией руководствовалась аукционная комиссия при принятии решения об отказе Обществу в участии в электронном аукционе. Свою позицию департамент имущественных и земельных отношений основывал на следующем: в соответствии пп.б п.1 ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе в сфере закупок, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок, аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В Приложении к информационной карте (таблица 1) "Показатели товара (поставка подгузников)" указано следующее:
Наружный слой на 100% должен быть из специального супер мягкого, тонкого, воздухопроницаемого, похожего на текстиль материала (не содержит полиэтилен или клеенку), препятствующего протекание влаги наружу, позволяющего коже дышать, не вызывая раздражений.
В заявке ООО "БЕАМЕД" указанно следующее:
Наружный слой на 100% должен быть из специального супер мягкого, тонкого, воздухопроницаемого, похожего на текстиль материала (не содержит полиэтилен), препятствующего протекание влаги наружу, позволяющего коже дышать, не вызывая раздражений.
В соответствии с п.2 ч.4 ст.67 Закона о контрактной системе в сфере закупок, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Таким образом, аукционная комиссии заключила, что данными участниками закупки указаны показатели товара не в соответствии с требованиями документации об электронном аукционе.
Вышеназванный параметр товара, отраженный в аукционной документации в существующей редакции ( с учетом устных пояснений представителей заказчика о фактическом толковании данного параметра) невозможно расценить как объективный, поскольку результаты рассмотрения заявок выявили неоднозначность его понимания как участниками закупки, так и аукционной комиссией.
На основании вышеизложенного, в действиях заказчика в части установления показателя товара установлены нарушения ст.33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "БЕАМЕД" на действия комиссии при проведении электронного аукциона на закупку подгузников для нужд ГКУЗ ВО "ВДРС" (извещение N 0128200000115009138) необоснованной.
2. Признать государственного заказчика нарушившим требования пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
3. Вынести в отношении государственного заказчика, аукционной комиссии, оператора электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы настоящего дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок уполномоченному должностному лицу Владимирского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении виновных лиц.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии .
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 30 ноября 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.12.2015