Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 30 ноября 2015 г.
Резолютивная часть решения оглашена 30.11.2015
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии:
заместителя руководителя управления - начальника отдела,
членов Комиссии:
заместителя начальника отдела,
ведущего специалиста-эксперта,
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфер закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу ООО "Медстальконструкция" (г.Уфа) на положения документации о проведении электронного аукциона на закупку медицинской мебели для нужд ГБУЗ ВО "Петушинская районная больница",ГБУЗ ВО Александровская районная больница", ГБУЗ ВО ""Городская клиническая больница скорой медицинской помощи города Владимира", ГБУЗ ВО " Центральная городская больница города Коврова", ГБУЗ ВО " Гусь-Хрустальная центральная городская больница", ГБУЗ ВО Муромская городская больница N3", ГБУЗ ВО Областная клиническая больница", ГБУЗ ВО Областной госпиталь для ветеранов войн",ГБУЗ ВО Областной центр специализированных видов медицинской помощи", ГБУЗ ВО Областной перинатальный центр", ГБУЗ ВО Городская клиническая больница N5", ГБУЗ ВО Родильный дом N2 г.Владимир", ГБУЗ Городская больница ЗАТО г. Радужный Владимирской области", ГБУЗ ВО Вязниковская центральная районная больница", ГБУЗ ВО Гороховецкая центральная районная больница", ГБУЗ ВО "Камешковская центральная районная больница", ГБУЗ ВО "Кольчугинская центральная районная больница", ГБУЗ ВО "Меленковская центральная районная больница", ГБУЗ ВО "Киржачская районная больница", ГБУЗ ВО "Ковровская многопрофильная городская больница N1", ГБУЗ ВО Муромская городская больница N1", ГБУЗ ВО Муромский родильный дом", ГБУЗ ВО "Детская больница округа Муром" , ГБУЗ ВО "Селивановская центральная районная больница", ГБУЗ ВО Собинская районная больница", ГБУЗ ВО Суздальская районная больница", ГБУЗ ВО Юрьев-Польская центральная районная больница", ГБУЗ ВО "Судогодская ЦРБ им. Поспелова", ГБУЗ ВО "Александровская районная детская больница", ГБУЗ ВО "Городская больница N 4 г. Владимира" (извещение N 0128200000115009524) в присутствии представителя уполномоченного органа Департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области (доверенность N 9 от 12.01.2015), заказчиков ГБУЗ ВО "Городская клиническая больница N 5 г.Владимира" (доверенность N б\н от 27.11.2015), (доверенность N б\н от 22.03.2015), ГБУЗ ВО "Петушинская центральная районная больница" (приказ о назначении на должность N 717-л от 06.11.2013), ГБУЗ ВО "Родильный дом N 2 г.Владимира" (доверенность N 01-05/683 от 26.11.2015), ГБУЗ ВО "Областная клиническая больница" (доверенность N 30 от 19.11.2015).
Заявитель, ООО "Медстальконструкция", надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя не обеспечил.
В ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере закупок N Г 859-04/2015 Комиссия
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "Медстальконструкция" (далее - заявитель) на положения документации о проведении электронного аукциона на закупку медицинской мебели для нужд ГБУЗ ВО "Петушинская районная больница", ГБУЗ ВО Александровская районная больница", ГБУЗ ВО ""Городская клиническая больница скорой медицинской помощи города Владимира", ГБУЗ ВО " Центральная городская больница города Коврова", ГБУЗ ВО " Гусь-Хрустальная центральная городская больница",ГБУЗ ВО Муромская городская больница N3", ГБУЗ ВО Областная клиническая больница", ГБУЗ ВО Областной госпиталь для ветеранов войн", ГБУЗ ВО Областной центр специализированных видов медицинской помощи", ГБУЗ ВО Областной перинатальный центр", ГБУЗ ВО Городская клиническая больница N5", ГБУЗ ВО Родильный дом N2 г.Владимир", ГБУЗ Городская больница ЗАТО г. Радужный Владимирской области", ГБУЗ ВО Вязниковская центральная районная больница", ГБУЗ ВО Гороховецкая центральная районная больница", ГБУЗ ВО "Камешковская центральная районная больница", ГБУЗ ВО "Кольчугинская центральная районная больница", ГБУЗ ВО "Меленковская центральная районная больница", ГБУЗ ВО "Киржачская районная больница", ГБУЗ ВО "Ковровская многопрофильная городская больница N1", ГБУЗ ВО Муромская городская больница N1", ГБУЗ ВО Муромский родильный дом", ГБУЗ ВО "Детская больница округа Муром", ГБУЗ ВО "Селивановская центральная районная больница", ГБУЗ ВО Собинская районная больница", ГБУЗ ВО Суздальская районная больница", ГБУЗ ВО Юрьев-Польская центральная районная больница", ГБУЗ ВО "Судогодская ЦРБ им. Поспелова", ГБУЗ ВО "Александровская районная детская больница", ГБУЗ ВО "Городская больница N 4 г. Владимира" (извещение N 0128200000115009524).
По мнению заявителя, в техническом задании документации о проведении указанного электронного аукциона в нарушение положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок, статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" содержатся положения, ограничивающие количество участников закупки и создающие преимущественные условия конкретному хозяйствующему субъекту. Заказчиком установлены требования к закупаемой мебели, которые не влияют на функциональное назначение товара, а лишь формально предоставляют преимущества хозяйствующему субъекту, занимающемуся изготовлением закупаемых заказчиком товаров.
Совокупность требований технического задания аукционной документации соответствуют параметрам единственного производителя "ТМ Ставромед", что является недопустимым и устраняет возможность подачи заявки, с предложением к поставке аналогичного по функциональному назначению товара иного производства.
На российском рынке медицинских изделий представлено множество аналогов медицинской мебели, которые имеют требуемые заказчику медицинское назначение.
О нацеленности аукциона под конкретный товар свидетельствуют следующие требования технического задания:
Пункт 4.2 технического задания аукционной документации "Ширина кровати (включая амортизаторы): не более 845 мм" ограничивает ширину кровати, предусматривает использование нестандартных матрасов только одного производителя "ТМ Ставромед", то есть ограничивает использование матрасов других производителей. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.1.3.26.30-10 пункт 3.13 говорят, что помещения, в которых предусматривается транспортировка пациентов на каталках/функциональных кроватях, должны иметь дверные проемы шириной не менее 120 см (для существующих ЛПО - не менее 110 см), что позволяет использовать кровати более широкие.
Пункты 4.6, 4.7, 4.29, 4.20, 4.21, 4.23 технического задания аукционной документации не являются существенными и указывают на специфические параметры кроватей конкретного производителя "ТМ Ставромед" (ООО "Авто-Универсал XXI").
Такие параметры как высота, толщина стенки, ширина и пр. являются конструктивными особенностями соответствующего производства, не влияют на возможность его применения в медицинских целях и различие в несколько сантиметров не может быть клинически обоснованно. Подтверждением того, что указанным характеристикам соответствует продукция единственного производителя, являются следующие документы: техническое описание кровати производителя ТМ Ставромед.
В силу изложенного, заявитель просит признать в действиях заказчика нарушение статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок, выдать предписание об устранении допущенных нарушений, обязать заказчика внести изменения в техническое задание аукционной документации и обеспечит возможность участия в торгах нескольких производителей.
В обоснование правомерности своих действий представители государственных заказчиков заявили следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Описание объекта закупки, представленное в техническом задании по указанному электронном аукциону, носит объективный характер и определено потребностями лечебно-профилактических учреждений Владимирской области.
Ширина дверных проемов во многих ЛПУ, указанных в перечне для поставки, не соответствует СанПиН 2.1.3.2630-10. Кровати с большей шириной не проходят в дверные проемы палат и лифтов. Также размещение кроватей не более 845 мм. в палатах является более комфортным для размещения пациентов в палате, так как во многих палатах ограниченное количество квадратных метров. Пункты 4.6, 4.6.1, 4.6.2, 4.6.3, 4.7, 4.7.1, 4.7.2, 4.7.3 технического задания аукционной документации являются существенными. Данные кровати предназначены для нагрузки до 225 кг (в особенности это влияет на тучных пациентов). Трубы с меньшими размерами будут деформироваться и могут не выдержать нагрузки.
Регулировка торцов по длине кровати (ножной и спинной секции) (пункты 4.20, 4.21, 4.29 технического задания аукционной документации) служит для увеличения ложа кровати. Данная функция применяется для комфортного размещения пациентов высокого роста.
По позиции 4.23 технического задания аукционной документации "Диаметр трубы рамы торца: не менее 19 мм" труба меньшего диаметра торца будет деформироваться при установке на торец дополнительного оборудования для исследования пациента на кровати (особенно лежачего).
Государственные заказчики при составлении технического задания аукционной документации, основывались на мнении своих специалистов и опыте эксплуатации аналогичных кроватей в своих учреждениях. Именно на этом основании, сформирована совокупность технических требований, которым в полном мере отвечает продукция нескольких производителей (к примеру: Merivaara (Финляндия), Авто-Универсал XXI (Россия), Электон (Россия).
Заказчик при осуществлении закупки не имеет возможности установить требования к характеристикам товара, которые бы удовлетворяли бы всех возможных участников закупки и обоснованно ставит опыт своих специалистов выше мнения отдельных торгующих организаций при формировании аукционной документации
В силу изложенного, представители государственных заказчиков считают, что при составлении аукционной документации нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок не допущено и просят признать жалобу ООО "Медстальконструция" необоснованной.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из смысла указанных норм следует, что потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, определяя такие характеристики закупаемого товара, которые будут иметь существенное значение для последующего использования товара.
Изучив документацию о проведении вышеуказанного электронного аукциона, Комиссия установила, что при описании объекта закупки заказчиком использовались показатели и требования в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Требования к показателям товара - мебели медицинской для нужд лечебных учреждений Владимирской области указаны в Приложении N 2 к информационной карте электронного аукциона.
Как следует из пояснений и документов, представленных заказчиками, установление указанных требований вызвано существующей объективной необходимостью и определено потребностями лечебно-профилактических учреждений Владимирской области.
Кроме того, заказчиками были представлены документы свидетельствующие о том, что требованиям технического задания аукционной документации помимо мебели медицинской "ТМ Ставромед" (производитель ООО "Авто-Универсал XXI"), соответствует продукция по крайней мере еще одного производителя ЗАО "Электон" (г.Москва).
Таким образом, с учетом изложенного, Комиссия Владимирского УФАС России не усматривает в документации об электронном аукционе N N 0128200000115009524 нарушений Закона о контрактной системе в сфере закупок.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Медстальконструкция" (г.Уфа) на положения документации электронного аукциона на закупку медицинской мебели для нужд ГБУЗ ВО "Петушинская районная больница", ГБУЗ ВО Александровская районная больница", ГБУЗ ВО ""Городская клиническая больница скорой медицинской помощи города Владимира", ГБУЗ ВО " Центральная городская больница города Коврова", ГБУЗ ВО " Гусь-Хрустальная центральная городская больница",ГБУЗ ВО Муромская городская больница N3", ГБУЗ ВО Областная клиническая больница", ГБУЗ ВО Областной госпиталь для ветеранов войн",ГБУЗ ВО Областной центр специализированных видов медицинской помощи", ГБУЗ ВО Областной перинатальный центр", ГБУЗ ВО Городская клиническая больница N5", ГБУЗ ВО Родильный дом N2 г.Владимир", ГБУЗ Городская больница ЗАТО г. Радужный Владимирской области", ГБУЗ ВО Вязниковская центральная районная больница", ГБУЗ ВО Гороховецкая центральная районная больница", ГБУЗ ВО "Камешковская центральная районная больница", ГБУЗ ВО "Кольчугинская центральная районная больница", ГБУЗ ВО "Меленковская центральная районная больница", ГБУЗ ВО "Киржачская районная больница", ГБУЗ ВО "Ковровская многопрофильная городская больница N1", ГБУЗ ВО Муромская городская больница N1", ГБУЗ ВО Муромский родильный дом", ГБУЗ ВО "Детская больница округа Муром", ГБУЗ ВО "Селивановская центральная районная больница", ГБУЗ ВО Собинская районная больница", ГБУЗ ВО Суздальская районная больница", ГБУЗ ВО Юрьев-Польская центральная районная больница", ГБУЗ ВО "Судогодская ЦРБ им. Поспелова", ГБУЗ ВО "Александровская районная детская больница", ГБУЗ ВО "Городская больница N 4 г. Владимира" (извещение N 0128200000115009524) необоснованной.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 30 ноября 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.12.2015