Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 13 января 2016 г.
Резолютивная часть решения оглашена 13.01.2016
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии:
заместителя руководителя управления - начальника отдела,
членов Комиссии:
заместителя начальника отдела,
главного специалиста-эксперта,
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу акционерного общества "Первый Проджект" (г.Москва) (далее -заявитель, Общество) на положения документации о проведении электронного аукциона на поставку материалов для иммуногистохимии для нужд ГБУЗ ВО "Областной клинический онкологический диспансер" (N извещения 0128200000115012415) в присутствии представителей заказчика ГБУЗ ВО "Областной клинический онкологический диспансер" (доверенность N б\н от 11.01.2016 года), уполномоченного органа - департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области (доверенность N 09 от 11.01.2016 года).
Заявитель, надлежащим образом, уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя не обеспечил.
В ходе рассмотрения дела, Комиссия Владимирского УФАС России
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "Первый Проджект" на положения документации о проведении электронного аукциона на поставку материалов для иммуногистохимии для нужд ГБУЗ ВО "Областной клинический онкологический диспансер" (N извещения 0128200000115012415).
По мнению заявителя, документация о проведении указанного электронного аукциона составлена с нарушением требований статьи 8 Закона о контрактной системе в сфере закупок, частей 1 и 3,4 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", что приводит к ограничению количества участников закупки.
В частности в техническом задании аукционной документации по позиции "Лента с наклейками на стекла" заказчиком установлено следующее требование к поставляемому товару: "Лента с наклейками на стекла к иммуностейнеру Ventana Bench Mark Ultra используемому заказчиком в учреждении, предназначенного для печати штрих-кодов для маркировки предметных стекол для проведения иммуногистохимической in vitro диагностики при помощи автоматических устройств Ventana Bench Mark, используемых заказчиком в учреждении. Этикетки обладают клейкой гидрофобной пленкой, закрывающей информационное поле и предохраняющий его содержание от реактивов в процессе окрашивания. В рулоне содержится не менее 500 наклеек".
Данный товар имеет уникальные характеристики, и производится единственным производителем Ventana Bench Mark.
По смыслу указанных положений законодательства о контрактной системе в сфере закупок заказчик наделен правом выставления торгов единым лотом с определением его содержания (обязательным указанием отдельных условий выполнения работ, оказания соответствующих услуг). При этом допускается возможность включения в состав одного лота продукции (товаров, работ, услуг) технологически и функционально связанных между собой. Между тем, подобное объединение не должно входить в противоречие с общими принципами Закона о контрактной системе в сфере закупок, частей 1 и 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части обеспечения потенциальным претендентам гарантий по реализации их права на участие в торгах.
Кроме того, остальные позиции лота, производятся широким кругом производителей.
Включение в состав одного лота товаров, производимых широким кругом компаний и эксклюзивных товаров, производимых единственным производителем, является обстоятельством, существенно ограничивающим конкуренцию и создающим преимущества для определенных участников торгов. Также данная позиция составляет незначительную часть максимальной цены контракта, однако создает преференции для определенных участников торгов.
В указанных действиях заказчика имеются признаки нарушений частей 1 и 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции. Имеющая практика территориальных органов ФАС России также подтверждает данное утверждение.
По мнению заявителя, начальная (максимальная) цена контракта к данному электронному аукциону была сформирована предоставлением нескольких некоммерческих предложений на один уникальный товар несколькими поставщиками. В одном из разъяснений ФАС по применению части 3 статьи 34 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и части 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" при рассмотрении заявлений и жалоб хозяйствующих субъектов и органов власти при закупках расходного материала для гемодиализа", указано, что участие нескольких хозяйствующих субъектов в торгах, представляющих продукцию одного производителя, не свидетельствует об отсутствии ограничения конкуренции".
При этом сложившаяся практика закупок товаров с уникальными характеристиками
показывает, что закупка данных товаром самостоятельной конкурсной процедурой позволяет обеспечить все потребности заказчика без неправомерного ограничения конкуренции.
Учитывая вышеизложенное, заявитель просит признать жалобу обоснованной, признать в действиях заказчика нарушение положений законодательства о контрактной системе в сфере закупок и защите конкуренции, вынести в отношении государственного заказчика предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
В обоснование правомерности действий заказчика представитель государственного заказчика пояснил следующее.
Предметом электронного аукциона является закупка расходных материалов для иммуногистохимии, а точнее для иммуногистохимических исследований. Все позиции лота используются в едином технологическом непрерывном процессе.
Одной из позиций лота является лента с наклейками на стекла к используемому заказчиком иммуностейнеру Ventana Bench Mark Ultra.
Описание объекта закупки сформировано на основании статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок. В указанной статье закреплено право заказчика устанавливать свои требования к закупаемому товару. Часть 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок позволяет указывать заказчику в описании предлагаемого к поставке товара на необходимость совместимости с имеющимся у заказчика оборудованием.
При этом положения Закона о контрактной системе в сфере не обязывают заказчика выделять в отдельные лоты товары, требующие совместимости с имеющимся оборудованием, а закупка каждого лота по отдельности нецелесообразна с экономической точки зрения.
Заказчик при формировании аукционной документа провел исследование рынка и установил, что поставку ленты с наклейками для стекол к иммуностейнеру Ventana Bench Mark Ultra, а также по другим позициям лота, могут осуществить как минимум 3 поставщика (ООО "БиоВитрум", ООО "Хоспек", ООО "Леге Артис"), то есть в электронном аукционе могут принять участие как минимум три фирмы. Информация об этом указана в обосновании начальной (максимальной) цены.
Согласно действующему законодательству и документации о закупке поставщиком может стать любое лицо, имеющее в наличии закупаемый товар.
ООО "Первый Проджект" является коммерческой организацией и несет риски осуществления коммерческой деятельности. Отсутствие у ООО "Первый Проджект" требуемого к поставке товара связано только с его предпринимательской деятельностью.
ООО "Первый Проджект" не доказало невозможность закупки у дистрибьютора или у производителя ленту с наклейками для стекол к иммуностейнеру Ventana Bench Mark Ultra для поставки в ГБУЗ ВО "ОКОД".
В силу изложенного, представитель государственного заказчика просит оставить жалобу ООО "Первый Проджект" без удовлетворения.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из смысла указанных норм следует, что потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, определяя такие характеристики закупаемого товара, которые будут иметь существенное значение для последующего использования товара.
Изучив извещение и документацию о проведении электронного аукциона на поставку материалов для иммуногистохимии для нужд ГБУЗ ВО "Областной клинический онкологический диспансер" (N извещения 0128200000115012415) Комиссия установила, что при описании объекта закупки заказчиком использовались показатели и требования в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Как следует из пояснений, представленных заказчиком, требования к техническим и функциональным характеристикам поставляемого товара по позиции N 1 Приложения N 2 к документации об указанном электронном аукционе "Лента с наклейками на стекла" вызваны объективными потребностями заказчика и необходимостью совместимости с имеющимся у заказчика оборудованием.
При этом, законодательством о контрактной системе в сфере закупок не предусмотрена необходимость установления заказчиками таких требований к закупаемым товарам, которым бы удовлетворяла продукция всех существующих производителей данного товара.
Также в материалы рассматриваемого дела заявителем не представлены объективные, неоспоримые документарные доказательства, что требования технического задания к поставляемому оборудованию влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В силу статьи 8 Закона о контрактной системе в сфере закупок запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Таким образом, при анализе рассматриваемого извещения о проведении запроса котировок положений, нарушающих требования законодательства о контрактной системе в сфере закупок, Комиссией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106, частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Первый Проджект" (г.Москва) на положения документации о проведении электронного аукциона на поставку материалов для иммуногистохимии для нужд ГБУЗ ВО "Областной клинический онкологический диспансер" (N извещения 0128200000115012415) необоснованной.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 13 января 2016 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.01.2016