Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 14 января 2016 г.
Резолютивная часть решения оглашена 14.01.2016
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии:
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент) рассмотрела жалобу общества с ограниченной ответственностью "Технология диетического питания" (далее - ООО "Технология диетического питания", заявитель, Общество) (г.Киров) на положения конкурсной документации на оказание услуг по организации горячего лечебного питания пациентам для нужд ГБУЗ ВО "Областная клиническая больница" (N закупки 0128200000115012007), в присутствии представителей заказчика государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области "Областная клиническая больница", ООО "Технология диетического питания".
13.01.2016 в соответствии с Административным регламентом и частью 3 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок в рамках рассмотрения дела Г 983-04/2015 о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок Комиссией был объявлен перерыв до 14.01.2016.
13.01.2016 на заседании Комиссии присутствовали представители заказчика - ГБУЗ ВО "Областная клиническая больница", ООО "Технология диетического питания", уполномоченного органа - департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области .
В ходе рассмотрения дела, Комиссия Владимирского УФАС России
УСТАНОВИЛА:
Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "Технология диетического питания" на положения конкурсной документации на оказание услуг по организации горячего лечебного питания пациентам для нужд ГБУЗ ВО "Областная клиническая больница" (N закупки 0128200000115012007).
В свое жалобе заявитель указал, что в документации конкурса с ограниченным участием заказчиком нарушены положения законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Одним из показателей критерия "Квалификация участника закупки" установлен "Опыт работы во Владимирской области в сфере организации лечебного питания бюджетных учреждений".
Оценка показателя: отсутствие опыта - 0 баллов, наличие опыта по оказанию аналогичных услуг (период работы) - 10 баллов.
Требование о подтверждении участником закупки показателя "Опыт работы во Владимирской области в сфере организации лечебного питания бюджетных учреждений" содержит признаки нарушения требований пункта 2 части 4.1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", так как создает преимущественные условия участия в закупке участникам, ранее оказывающим услуги по организации лечебного питания бюджетных учреждений только на территории Владимирской области.
Допущенные нарушения законодательства о Закона о контрактной системе в сфере закупок совершены намеренно с целью создания преимущественного положения отдельным хозяйствующим субъектам.
Согласно частью 1 статьи 8 Закона о контрактной системе в сфере закупок контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок.
Также в дополнение к своей жалобе заявитель указал следующее.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50, пункту 7 части 6 статьи 83 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация о закупке должна содержать критерии оценки заявок на участие в закупке, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе в сфере закупок порядок оценки заявок участников закупки устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N1085 "Об утверждении Правил оценки заявок , окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Пунктом 4 Правил для оценки заявок заказчик устанавливает в документации о закупке критерии оценки, определенные в Правилах.
В конкурсной документации в составе нестоимостного критерия "Квалификация участника закупки" оценка одного показателя "Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами" производится четыре раза: оснащение тепловым, механическим и холодильным оборудованием пищеблока Исполнителя, в соответствии с требованиями ГОСТов, СанПиНов, с установленными требованиями к составу и количеству оборудования всего в количестве 11 наименований; оснащение необходимой столовой посудой, приборов, кухонным инвентарем, в соответствии с требованиями СанПиНа с установленными требованиями к составу и количеству необходимых приборов всего в количестве 9 наименований; наличие в собственности Исполнителя специализированного транспортного средства, предназначенного только для перевозки лечебного питания отвечающего всем требованиям санитарных норм (п.11.2 СП, 2.3.6.1066-01); наличие отдельного холодильного оборудования для хранения суточных проб на расстоянии не более 5 км от лечебного учреждения.
Таким образом, в конкурсной документации нарушены требования, утвержденные Правилами.
Заказчиком в конкурсной документации нарушена пропорциональная зависимость (шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по показателю N1, N2 нестоимостного критерия"Квалификация участника закупки". В данных показателях установлено требование о наличии у участника закупки не менее 79 единиц оборудования и приборов. Участник закупки, не подтвердивший наличие хотя бы одной единицы из установленного количества оборудования, получит 0 баллов, так же, как участник закупки, не имеющий ни одной единицы из указанного перечня оборудования и приборов.
В составе нестоимостного критерия "Квалификация участника закупки" установлен показатель "Наличие в штате участника закупки специалистов по профилю оказываемой услуги, имеющих документы, подтверждающие квалификацию и опыт работы не менее 5 лет для поваров и не менее 2-х лет для кухонных рабочих, а также наличие в штате участника закупки врача-диетолога и врача по гигиене питания".
За отсутствие специалистов по профилю оказываемой услуги, имеющих документы, подтверждающие квалификацию и опыт работы не менее 5 лет для поваров и не менее 2- х лет для кухонных рабочих, но наличие в штате участника закупки врача-диетолога и врача по гигиене питания присваивается 0 баллов.
В 6 показателе "Критериев оценки заявок" оценивается наличие в собственности Исполнителя специализированного транспортного средства, предназначенного только для перевозки лечебного питания отвечающего всем требованиям санитарных норм (п. 11.2 СП, 2.3.6.1066-01). Пунктом 4 Правил для оценки заявок устанавлено, что в документации о закупке критерием "Квалификация участника закупки" может быть наличие у участника закупки финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании. Таким образом, заказчик ограничил в данном показателе у участника право подтверждения наличия специализированного транспортного средства на ином законном основании.
В 7 показателе "Критериев оценки заявок" оценивается наличие отдельного холодильного оборудования для хранения суточных проб на расстоянии не более 5 км от лечебного учреждения. Территориальное ограничение противоречит нормам законодательства Российской Федерации и описанию объекта закупки.
Согласно конкурсной документации производство исполнителя должно находиться в пределах города Владимира, то есть может превышать расстояние не более 5 км от лечебного учреждения.
В соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами и правилами с целью контроля за соблюдением требований при приготовлении и реализации готовой продукции от каждой партии приготовленных блюд отбирается суточная проба. Отбор суточной пробы осуществляется работниками пищеблока (поваром). Контроль за правильностью отбора и хранения суточных проб осуществляет заведующий производством. Таким образом, хранение суточных проб должно осуществляться на месте приготовления горячего лечебного питания.
В конкурсной документации по всем показателям нестоимостных критериев оценки не установлен исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки.
В конкурсной документации не установлен порядок рассмотрения заявок, позволяющий определить, какие именно сведения подлежат представлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией.
Таким образом, действия заказчика, не установившего в конкурсной документации надлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
В обоснование правомерности действий заказчика представители ГБУЗ ВО "Областная клиническая больница" пояснили следующее.
Согласно части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе в сфере закупок конкурс с ограниченным участием отнесен к конкурентным способам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно статье 56 Закона о контрактной системе в сфере закупок под конкурсом с ограниченным участием понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования и победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор.
Заказчик осуществляет закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием в случаях:
1) если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации. Перечень случаев и (или) порядок отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, устанавливаются Правительством Российской Федерации;
В отношении участников конкурса с ограниченным участием наряду с требованиями, установленными частью 1, частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона, предъявляются дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 настоящего Федерального закона. При этом дополнительные требования применяются для осуществления предквалификационного отбора и не могут использоваться в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием.
Согласно статье 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Постановлением Правительства Российской Федерации 04.02.2015 N 99 (далее - Постановление) установлены дополнительные требования к участникам конкурсов с ограниченным участием на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для медицинских организаций, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500000 рублей, и определены документы, подтверждающие соответствие участников закупки таким дополнительным требованиям.
Так, в соответствии с пунктом 6 Приложения N 2 к Постановлению к участникам закупки предъявляется следующее требование:
- наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора с бюджетным учреждением) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс.
При этом документами, подтверждающими соответствие указанному требованию, являются: копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и документа (документов) о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
Данное требование к участникам закупки и к содержанию их заявок установлено заказчиком в конкурсной документации.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе в сфере закупок конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе в сфере закупок для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
- цена контракта;
- расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
- качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 4 статьи 32 Закона о контрактной системе в сфере закупок в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе в сфере закупок порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Порядок оценок заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, установлены Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила), утвержденными Постановлением N1085 от 28.11.2013 Правительства Российской Федерации.
Согласно пункту 8 Правил в документации о закупке заказчик обязан указать используемые для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии оценки и величины значимости критериев оценки. При этом количество используемых для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев оценки при осуществлении закупки должно быть не менее двух, одним из которых должен быть критерий оценки "цена контракта", а в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил - критерий оценки "стоимость жизненного цикла".
Пунктом 9 Правил установлено, что сумма величин значимости критериев оценки, применяемых заказчиком, должна составлять 100 процентов.
В пункте 10 Правил указано, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В соответствии с пунктом 11 Правил для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100 балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов. Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов. Значимость критериев оценки должна устанавливаться в зависимости от закупаемых товаров, работ, услуг в соответствии с предельными величинами значимости критериев оценки согласно приложению.
Согласно пункту 13 Правил, не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящими Правилами критериев оценки (показателей) или их величин значимости.
В пункте 25 Правил установлено, что оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд "Показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
В приложении к конкурсной документации данный критерий установлен и в отношение него определены:
а) значение критерия в баллах: полное соответствие - 100 баллов, отсутствие - 0 баллов;
б) Шкала предельных величин значимости показателей оценки (Максимальное и Минимальное значение критерия в баллах) - максимальное кол-во баллов - 100, минимальное кол-во - 0;
в) Значимость критерия: 20%.
В соответствии с пунктом 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки
В пункте 28 Правил указано, что оценка заявок (предложений) по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" производится в случае установления в документации о закупке в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого заказчику минимального или максимального значения, предусмотренного абзацем вторым пункта 11 настоящих Правил.
Согласно пункту 30 Правил, в случае если в отношении участников закупки предъявляются дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", такие дополнительные требования не могут применяться в качестве критериев оценки заявок (предложений).
В приложении к конкурсной документации критерий оценки "Квалификация участников закупки" (участник вправе предоставить копии документов, подтверждающих квалификацию участника установлен и в отношение него определены:
1. Оснащение тепловым, механическим и холодильным оборудованием пищеблока Исполнителя, в соответствии с требованиями ГОСТов, СанПиНов, в составе:
Холодильное оборудование,
Холодильник - не менее 4 шт.
Камера холодильная - не менее 2 шт.
Тепловое оборудование
Плиты Электрические - не менее 5 шт.
Шкаф паровой - не менее 1 шт.
Шкаф пекарский - не менее 2 шт.
Котлы - не менее 2 шт.
Механическое оборудование
Мясорубка - не менее 4 шт.
Овощерезка - не менее 1 шт.
Картофелечистка - не менее 1 шт.
Машина протирочно-резальная - не менее 1 шт.
Миксер - не менее 1 шт.
полное соответствие - 40 баллов, отсутствие - 0 баллов
максимальное количество баллов - 40, минимальное количество - 0
2. Оснащение необходимой столовой посудой, приборов, кухонным инвентарем, в соответствии с требованиями СанПиНа, в составе:
Колода для рубки мяса - не менее 1 шт.
Баки 10 л - не менее 5 шт.
Баки 20 л - не менее 10 шт.
Баки 40 л - не менее 10 шт.
Протвеня - не менее 12 шт.
Ложка разливная 1 л - не менее 3 шт.
Веселки - не менее 5 шт.
Душлак - не менее 4 шт.
Лопатки кондитерские - не менее 5 шт.
полное соответствие - 15 баллов, отсутствие - 0 баллов.
- максимальное количество баллов - 15, минимальное количество - 0.
Наличие в штате участника закупки специалистов по профилю оказываемой услуги, имеющих документы, подтверждающие квалификацию и опыт работы не менее 5 лет для поваров и не менее 2-х лет для кухонных рабочих, а также наличие в штате участника закупки врача-диетолога и врача по гигиене питания: отсутствие специалистов по профилю оказываемой услуги, имеющих документы, подтверждающие квалификацию и опыт работы не менее 5 лет для поваров и не менее 2-х лет для кухонных рабочих, а также наличие в штате участника закупки врача-диетолога и врача по гигиене питания - 0 баллов; наличие в штате специалистов по профилю оказываемой услуги, имеющих документы, подтверждающие квалификацию и опыт работы не менее 5 лет для поваров и не менее 2-х лет для кухонных рабочих, а также наличие в штате участника закупки врача-диетолога и врача по гигиене питания - 10 баллов. Максимальное количество баллов - 10, минимальное количество - 0.
Положительные отзывы бюджетных учреждений по результатам оказанных услуг по организации лечебного питания (наличие грамот, благодарственных писем по организации питания): отсутствие отзывов - 0 баллов, наличие положительных отзывов от 1 и более контрагентов - 10 баллов, максимальное количество баллов - 10, минимальное количество - 0.
Опыт работы во Владимирской области в сфере организации лечебного питания бюджетных учреждений: отсутствие опыта - 0 баллов, наличие опыта по оказанию аналогичных услуг (период работы) - 10 баллов максимальное количество баллов - 10, минимальное количество - 0.
Наличие в собственности исполнителя специализированного транспортного средства, предназначенного только для перевозки лечебного питания отвечающего всем требованиям санитарных норм (п. 11.2 СП, 2.3.6.1066-01), отсутствие собственного автотранспорта - 0 баллов, наличие собственного автотранспорта - 10 баллов, максимальное кол-во баллов - 10, минимальное кол-во - 0.
Наличие отдельного холодильного оборудования для хранения суточных проб на расстоянии не более 5 км от лечебного учреждения, наличие отдельного холодильного оборудования - 5 баллов, отсутствие отдельного холодильного оборудования - 0 баллов, максимальное кол-во баллов - 5, минимальное кол-во - 0.
При этом определено: дополнительные требования к участникам конкурса с ограниченным участием применяются для осуществления пред квалификационного отбора и не могут использоваться в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием, согласно части 4 статьи 56 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 56 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчик осуществляет закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием в случаях: если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации. Перечень случаев и (или) порядок отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 56 Закона о контрактной системе в сфере закупок под конкурсом с ограниченным участием понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования и победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор.
На основании части 4 статьи 56 Закона о контрактной системе в сфере закупок в отношении участников конкурса с ограниченным участием наряду с требованиями, установленными частью 1, частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона, предъявляются дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 настоящего Федерального закона. При этом дополнительные требования применяются для осуществления предквалификационного отбора и не могут использоваться в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства) указаны случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также дополнительные требования к участникам закупки путем проведения конкурсов с ограниченным участием.
В пункте 6 Приложения N2 к Постановлению Правительства, указан следующий случай "Оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500000 рублей" где дополнительным требованием к участникам закупки является наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе, при этом стоимость ранее исполненного контракта (договора с бюджетным учреждением) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс и необходимы следующие документы подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям: копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и документа (документов) о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
Согласно информации о закупке на оказание услуг по организации горячего лечебного питания пациентам для нужд ГБУЗ ВО "Областная клиническая больница" (N закупки 0128200000115012007) начальная максимальная цена контракта установлена 16032020,00 рублей.
В пункте 34 информационной карты документации "Информация и документы, входящие в состав заявки на участие в конкурсе" указан перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупки дополнительным требованиям (в соответствии с Постановлением Правительства от 04.02.2015 N 99): Наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора с бюджетным учреждением) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс. Подтверждается копией (копиями) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и документа (документов) о приемке оказанной услуги.
Тем самым заказчиком соблюдены требования части 4 статьи 56 Закона о контрактной системе в сфере закупок, а именно установлены дополнительные требования в отношении участников конкурса с ограниченным участием, которые отображены в пункте 6 Приложения N2 к Постановлению Правительства.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе в сфере закупок для оценки заявок участников закупки в документации о закупке устанавливается следующий критерий - квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу части 4 статьи 32 Закона о контрактной системе в сфере закупок в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта.
Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 утверждены "Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Согласно пункту 4 данных Правил в целях настоящих Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки: цена контракта; расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ; стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил (далее - стоимость жизненного цикла); предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту;
б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки: качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с пунктом 8 Правил в документации о закупке заказчик обязан указать используемые для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии оценки и величины значимости критериев оценки. При этом количество используемых для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев оценки при осуществлении закупки должно быть не менее двух, одним из которых должен быть критерий оценки "цена контракта", а в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил, - критерий оценки "стоимость жизненного цикла".
На основании пункта 9 Правил сумма величин значимости критериев оценки, применяемых заказчиком, должна составлять 100 процентов. Величина значимости критерия оценки "расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ" не должна превышать величину значимости критерия оценки "цена контракта".
В пункте 10 Правил указано, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В силу пункта 11 Правил для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов. Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов. Значимость критериев оценки должна устанавливаться в зависимости от закупаемых товаров, работ, услуг в соответствии с предельными величинами значимости критериев оценки согласно приложению. В случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предусматривающий выполнение строительных работ, заказчик обязан установить показатель, указанный в подпункте "б" пункта 27 настоящих Правил, за исключением случая, предусмотренного пунктом 30 настоящих Правил. При этом значимость показателя должна составлять не менее 50 процентов значимости всех нестоимостных критериев оценки.
Согласно Приложению N1 к информационной карте "Критерии оценки заявок" предусмотрена оценка заявки по стоимостным критериям ("Цена контракта", значимость критерия - 60 %) и нестоимостным критериям оценки ("Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки (сами критерии)", значимость критерия - 20 % и "Квалификация участников закупки (участник вправе предоставить копии документов, подтверждающих квалификацию участника", значимость критерия - 20 %).
По нестоимостному критерию оценки "Квалификация участников закупки" заказчиком установлены следующие показатели ("Содержание критерия").
1. Оснащение тепловым, механическим и холодильным оборудованием пищеблока Исполнителя, в соответствии с требованиями ГОСТов, СанПиНов, полное соответствие - 40 баллов, отсутствие - 0 баллов, максимальное количество баллов - 40, минимальное количество - 0.
1) Холодильное оборудование: холодильник - не менее 4 шт., камера холодильная - не менее 2 шт.
2) Тепловое оборудование: плиты Электрические - не менее 5 шт., шкаф паровой - не менее 1 шт., шкаф пекарский - не менее 2 шт., котлы - не менее 2 шт.
3) Механическое оборудование: мясорубка - не менее 4 шт., овощерезка - не менее 1 шт., картофелечистка - не менее 1 шт., машина протирочно-резальная - не менее 1 шт., миксер - не менее 1 шт.
2. Оснащение необходимой столовой посудой, приборов, кухонным инвентарем, в соответствии с требованиями СанПиНа, отсутствие специалистов по профилю оказываемой услуги, имеющих документы, подтверждающие квалификацию и опыт работы не менее 5 лет для поваров и не менее 2-х лет для кухонных рабочих, а также наличие в штате участника закупки врача-диетолога и врача по гигиене питания - 0 баллов, наличие в штате специалистов по профилю оказываемой услуги, имеющих документы, подтверждающие квалификацию и опыт работы не менее 5 лет для поваров и не менее 2-х лет для кухонных рабочих, а также наличие в штате участника закупки врача-диетолога и врача по гигиене питания - 10 баллов, полное соответствие - 15 баллов, отсутствие - 0 баллов, максимальное количество баллов - 15, минимальное количество - 0.
3. Наличие в штате участника закупки специалистов по профилю оказываемой услуги, имеющих документы, подтверждающие квалификацию и опыт работы не менее 5 лет для поваров и не менее 2-х лет для кухонных рабочих, а также наличие в штате участника закупки врача-диетолога и врача по гигиене питания, максимальное кол-во баллов - 10, минимальное кол-во - 0.
4. Положительные отзывы бюджетных учреждений по результатам оказанных услуг по организации лечебного питания (наличие грамот, благодарственных писем по организации питания), отсутствие отзывов - 0 баллов, наличие положительных отзывов от 1 и более контрагентов - 10 баллов, максимальное кол-во баллов - 10, минимальное кол-во - 0.
5. Опыт работы во Владимирской области в сфере организации лечебного питания бюджетных учреждений, отсутствие опыта - 0 баллов, наличие опыта по оказанию аналогичных услуг (период работы) - 10 баллов, максимальное кол-во баллов - 10, минимальное кол-во - 0.
6. Наличие в собственности Исполнителя специализированного транспортного средства, предназначенного только для перевозки лечебного питания отвечающего всем требованиям санитарных норм (п.11.2 СП, 2.3.6.1066-01), отсутствие собственного автотранспорта - 0 баллов, наличие собственного автотранспорта - 10 баллов, максимальное кол-во баллов - 10, минимальное кол-во - 0.
7. Наличие отдельного холодильного оборудования для хранения суточных проб на расстоянии не более 5 км от лечебного учреждения, наличие отдельного холодильного оборудования - 5 баллов, отсутствие отдельного холодильного оборудования - 0 баллов, максимальное кол-во баллов - 5, минимальное кол-во - 0.
В целях выявления лучшего условия исполнения контракта, заказчиком установлены вышеуказанные показатели нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки" для раскрытия содержания самого нестоимостного критерия оценки, что соответствует положению пункту 10 Правил.
Комиссия установила, что ни один из показателей не подобен другому и каждый показатель носит индивидуальный и объективный характер.
Отсутствие в составе заявки рассматриваемых сведений по этим показателям не является основанием для признания заявки участника закупки не соответствующей требованиям Закона о контрактной системе в сфере закупок и конкурсной документации и не влечет принятия решения об отклонении заявки.
Комиссия приходит к выводу, что сведения, необходимые для оценки участников закупки по вышеуказанным показателям нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки", в том числе наличие определенного оснащения, в собственности специализированного транспортного средства, предназначенного только для перевозки лечебного питания отвечающего всем требованиям санитарных норм, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" не противоречит положениям статьи 32 Закона о контрактной системе в сфере закупок и сами по себе не являются препятствием для подачи заявки и участия в конкурсе с ограниченным участием.
Таким образом, по мнению Комиссии, заявитель жалобы не представил достаточные документальные доказательства относительно того, что в конкурсной документации содержатся положения, которые могли бы затронуть чьи-либо права и законные интересы и ограничить количество участников закупки.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Технология диетического питания", заявитель, Общество) (г.Киров) на положения конкурсной документации на оказание услуг по организации горячего лечебного питания пациентам для нужд ГБУЗ ВО "Областная клиническая больница" (N закупки 0128200000115012007) необоснованной.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 14 января 2016 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.01.2016