Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области от 16 декабря 2015 г.
Дата оглашения решения: 16 декабря 2015 года город Иваново
Дата изготовления решения: 21 декабря 2015 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Ивановского УФАС России) в составе:
председателя Комиссии: Михеевой Т.А. - заместителя руководителя управления;
членов Комиссии: Сергеевой О.О. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок, Пивцаевой Ю.Е. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок, Горячевой К.С. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок,
в присутствии представителей ОБУЗ "Детская городская клиническая больница N1" (далее - Заказчик): Пресняковой Марии Ивановны (доверенность б/н от 16.12.2015), Кукушкиной Елены Сергеевны (доверенность б/н от 16.12.2015), Комиссаровой Елены Георгиевны (доверенность б/н от 16.12.2015),
в отсутствие представителей:
ООО "Первый элемент" (далее - Заявитель, Общество) (уведомлено надлежащим образом),
Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области (далее - Уполномоченный орган): о дате и времени рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя уполномоченного органа,
УСТАНОВИЛА:
09 декабря 2015 года в Ивановское УФАС России поступила жалоба ООО "Первый элемент" на действия заказчика - ОБУЗ "Детская городская клиническая больница N1" при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку инструментов колющих (извещение N 0133200001715003129).
По мнению Заявителя, при формировании документации об электронном аукционе, Заказчиком были нарушены нормы Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а также ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Во-первых, в разделе III "Спецификация" по позиции 1 "Автоматические стерильные ланцеты одноразового применения для взятия капиллярной крови" аукционной документации установлено требование относительно автоматического механизма самоактивации, сопряженного с использованием механического действия - нажатия кнопки. При этом в ланцетах автоматических самоактивация происходит от нажатия на сам ланцет контактно-активируемым способом, без использования кнопки. По мнению Заявителя, Заказчиком установлена такая совокупность требований, которым не соответствует ни один товар. Кроме того, требование к цвету кнопки, цвету корпуса установлено заказчиком необоснованно, так как цвет не влияет на процесс взятия капиллярной крови.
Во-вторых, в п. 2 раздела III "Спецификация" аукционной документации Заказчиком установлено требование к форме иглы: Z-образная игла. Указанное требование, по мнению Заявителя, никак не влияет на качество получаемого образца венозной крови, а, следовательно, на достоверность результата анализа. Z-образная игла, адаптированная под безрезьбовой держатель со смещенным от центра отверстием, производится только одним производителем - improvacuter (Китай).
Из письменных пояснений Заказчика, а также из пояснений представителей лица, участвующих в рассмотрении жалобы следует:
1) автоматический ланцет имеет иглу с трехсторонней лазерной заточкой, смазанную силиконом, которая легко и безболезненно проникает в кожу. Благодаря проколу такой иглой, устраняются колебания, уменьшаются болезненные ощущения и предотвращаются повреждение тканей. Ланцет имеет эргономическую форму и надежный механизм активации. Ранее для прокола кожи пациента использовали скарификатор с боковым или центральным копьем. Прокол кожи обычным металлическим скарификатором болезненный и неприятный процесс. Особенно травматичен забор капиллярной крови у детей. Автоматический ланцет позволяет безболезненно забирать кровь на общий анализ и рекомендуется, прежде всего, в детских лечебных учреждениях и родильных домах. Равномерное давление иглы в автоматических ланцетах сводит болевые ощущения к минимуму. Эта особенность гарантирует контроль глубины прокола и получение необходимого объема крови.
Иглы 23G, характеризующие диаметр прокола (ширину лезвия) и глубиной прокола 1,8 мм, кровоток - средний, специально предназначены для большинства общих анализов, в которых используется капиллярная кровь, таких как анализы на глюкозу, гемоглобин, холестерин, исследования группы крови, коагуляцию, газы крови и рекомендуется для маленьких пациентов.
рпуса
В обоснование установления требования к определенным цветам кнопки и корпуса ланцета по позиции 1 "Автоматические стерильные ланцеты одноразового применения для взятия капиллярной крови" раздела III "Спецификация" аукционной документации из письменных пояснений следует: при разработке технического задания по данному аукциону уполномоченным специалистом проводился анализ поставляемых товаров. В ходе анализа выяснилось, что производители ланцетов устанавливают определенный цвет корпуса у игл, имеющих определенную ширину и глубину лезвия. Указывая в техническом задании "цвет кнопки "синий" целью Заказчика было приобретение ланцета с иглой 23G и глубиной прокола 1,8 мм, исходя из потребностей заведующих отделений и заведующей лабораторией. Цвет корпуса - белый, выбран исключительно из соображений того, что при проведении забора крови у маленьких пациентов иглу, расположенную внутри ланцета не видно (как это бывает в ланцетах с прозрачным корпусом), поток крови также скрыт от глаз пациента;
2) в обоснование установления требований к форме иглы - Z-образная по позиции 2 раздела III "Спецификация" аукционной документации Заказчик пояснил: клиническая необходимость в Z-образной стерильной двусторонней игле с автоматическим сбросом и визуализацией кровотока, обусловленные объективными потребностями Заказчика в обеспечении безопасности венепункции и жизненной необходимостью успешной венепункции у пациентов со сложными венами. Характеристики для поставляемого товара были специально подобраны исходя из медицинской потребности. Пациентами ЛПУ являются дети с 0 (новорожденные) - до 18 лет, в связи с наличием у детей частых непроизвольных двигательных движений, психомоторных возбуждений и неадекватного поведения наличие у Z-образной стерильной двусторонней иглы для забора крови автоматического сброса и визуализации кровотока имеет существенное значение в качестве одной из важных характеристик данного товара медицинского назначения, подобное требование влияет на процесс использования системы в работе, в частности автоматический сброс предотвращает аварийные ситуации при заборе анализа крови: проколы кожи медицинского персонала, травматизация сосудов маленьких пациентов и образования подкожной гематомы.
Рассмотрев представленные Заявителем, Уполномоченным органом и Заказчиком документы, заслушав представителей лица, участвующего в рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
30.11.2015 на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) в соответствии с ч. 5 ст. 112 Закона о контрактной системе было размещено извещение N0133200001715003129 о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку инструментов колющих.
Из п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе следует, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 указанной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с указанной нормой Заказчиком в разделе II "Спецификация" аукционной документации установлены следующие показатели товара:
N |
Наименования товара |
Технические, функциональные и качественные характеристики товара |
Ед. измерения |
Кол-во |
1 |
Автоматические стерильные ланцеты одноразового применения для взятия капиллярной крови |
Ланцет стерильный, автоматический, с механизмом самоактивации, срабатывающим при нажатии на кнопку и исключающим повторное применение. Ланцет заключен в пластиковый непрозрачный чехол. Активация ланцета происходит при прикосновении к коже и нажатии на кнопку сверху ланцета. Цвет кнопки - синий, цвет корпуса - белый. Глубина прокола 1,8 мм, размер иглы 23G. Стерильность - гамма-лучи. Упаковка - 200 шт. На коробке имеется название производителя, страна производства и инструкция по использованию на русском языке. |
упаковка |
110 |
2 |
Z-образная стерильная двусторонняя игла с автоматическим сбросом и визуализацией кровотока |
Состоит из двух взаимосвязанных компонентов: Z-образная игла, материал иглы - нержавеющая сталь, цвет канюли - зеленый, силиконовое покрытие иглы снаружи и изнутри, наличие гибкого клапана из каучука на конце иглы, предназначенном для прокалывания крышки пробирки, двойной косоугольный срез с сагиттального конца иглы, тройная копьевидная заточка лазером, длина иглы не менее 38 мм (1,5 дюйма) диаметр иглы не менее 0,8 мм (маркировка 21 G) соединенная с камерой визуального контроля и механизмом автоматического сброса. Проксимальная часть иглы смещена относительно центра переходника к его внешнему краю на 5 мм для удобства взятия крови. Переходник из прозрачного пластика с ребрами, без резьбовой с U-образным вырезом для фиксации механизма автоматического сброса. Индивидуальная упаковка, групповая упаковка N 50. Стерильно. |
штук |
1000 |
Специфика каждой закупки определяет необходимые требования к товару, работам, услугам, правомочия на их установление законодательством Российской Федерации о контрактной системе предоставлены Заказчику.
В соответствии с п. 3 ст. 3 Закона о контрактной системе, закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд - совокупность действий, осуществляемых в установленном Законом о контрактной системе порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Согласно определению слова "нужда" из словаря Ожегова С.И. - это потребность, недостаток в необходимом. Следовательно, требования, устанавливаемые заказчиками к объекту закупки, не могут быть произвольными, должны быть обусловлены наличием у заказчиков соответствующей, доказанной потребности и необходимости в чем-то конкретном.
Таким образом, Заказчик вправе включить в документацию о закупке такие требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. При этом Заказчик вправе детализировать предмет закупок, однако, такая детализация должна быть обусловлена конкретными потребностями заказчика. Заказчик устанавливает требования к техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара с учетом, в том числе его потребностей, специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика. Однако необходимо учитывать тот факт, что право заказчика устанавливать требования к показателям товара не является абсолютным и подлежит применению с учетом иных норм права.
Комиссия Ивановского УФАС России приходит к выводу, что потребность в установлении по позиции 1 "Автоматические стерильные ланцеты одноразового применения для взятия капиллярной крови" раздела III "Спецификация" аукционной документации требования к определенным цветам кнопки и корпуса ланцета Заказчиком доказана не была. Цвет кнопки, а также цвет корпуса закупаемого ланцета не влияет на процесс забора крови, а также на конечный результат анализа крови. На основании изложенного, Комиссия Ивановского УФАС России усматривает в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Установление Заказчиком любых параметров, характеристик, требований к товару, работам, услугам может повлечь невозможность принять участие того или иного юридического, физического лица в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), ограничить число участников закупки, поскольку не все поставщики (исполнители) имеют возможность поставить товар, выполнить работу, оказать услугу, соответствующую всем условиям документации об электронном аукционе.
Предметом данного электронного аукциона является право на заключение государственного контракта на поставку, а не на изготовление предмета закупки, в связи с чем, участником закупки может выступать любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, в том числе, и не являющийся производителем требуемого к поставке товара, готовые поставить товар, отвечающий требованиям документации об электронном аукционе и удовлетворяющей потребностям Заказчика.
Доказательств, подтверждающих отсутствие у Заявителя возможности приобрести требующийся к поставке товар, Обществом представлено не было.
Таким образом, Комиссия Ивановского УФАС приходит к выводу, что довод Заявителя относительно установления Заказчиком требования, влекущего за собой ограничение количества участников определения поставщика (подрядчика, исполнителя), является необоснованным.
Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении Заказчиком числа участников закупки.
Согласно протоколу N 0133200001715003129-1/2833 рассмотрения первых частей заявок от 11.12.2015 на участие в аукционе в электронной форме было подано две заявки, которые были признаны членами аукционной комиссии уполномоченного органа соответствующими требованиям аукционной документации.
Таким образом, Комиссия Ивановского УФАС России не усматривает нарушения Закона о контрактной системе в части установления Заказчиком требований, ограничивающих число участников закупки.
Довод Заявителя о том, что имеется нарушение ст. 17 Закона о защите конкуренции не может быть предметом рассмотрения Комиссией Ивановского УФАС России в рамках настоящей жалобы, т.к. свидетельствует о предполагаемом нарушении антимонопольного законодательства, а не законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе Комиссия Ивановского УФАС России
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Первый элемент" на действия заказчика - ОБУЗ "Детская городская клиническая больница N 1" при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку инструментов колющих (извещение N0133200001715003129) обоснованной в части довода Заявителя относительно установления по позиции 1 раздела III "Спецификация" аукционной документации требований к цвету кнопки и цвету корпуса ланцета.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе не выдавать в связи с недоказанностью нарушения прав заявителя.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии: _______________________________ Т.А. Михеева
Члены Комиссии: _______________________________ О.О. Сергеева
_______________________________ К.С. Горячева
_______________________________ Ю.Е. Пивцаева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области от 16 декабря 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.12.2015