Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области от 1 декабря 2015 г.
Дата оглашения решения: 01 декабря 2015 года город Иваново
Дата изготовления решения: 04 декабря 2015 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Ивановского УФАС России) в составе:
председателя Комиссии: Михеевой Т.А. - заместителя руководителя управления;
членов Комиссии: Сергеевой О.О. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок, Горячевой К.С. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок,
в присутствии представителей:
Департамента здравоохранения Ивановской области (далее - Заказчик): Романчук Светланы Викторовны (распоряжение Губернатора Ивановской области N869-рк от 02.11.2015), Чернобровой Марии Витальевны (доверенность N11887/3 от 27.11.2015), Батыгиной Татьяны Николаевны (доверенность N11887/1 от 27.11.2015), Кустовой Ольги Александровны (доверенность N11887/2 от 27.11.2015);
Департамента конкурсов и аукционов (далее - Уполномоченный орган): Бондаренко Юлии Владимировны (доверенность N 23 от 05.11.2015);
в отсутствие представителей ООО "АВЕТА" (далее - Заявитель, Общество): о дате и времени рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛА:
24.11.2015 в Ивановское УФАС России от ООО "АВЕТА" поступила жалоба на действия Департамента здравоохранения Ивановской области при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку лекарственного препарата "Инсулин растворимый (человеческий генно-инженерный) "Биосулин Р" для граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде социальной услуги обеспечения необходимыми лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов (извещение N0133200001715002828).
По мнению Заявителя, при формировании документации об электронном аукционе Заказчиком были нарушены нормы Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
В документации о закупке указано торговое наименования лекарственного средства "Биосулин Р", что приводит к закупке Заказчиком конкретного лекарственного препарата и не допускается законом при проведении электронного аукциона. В рассматриваемом случае Заказчик должен был указать только МНН лекарственного средства. При этом с МНН "Инсулин растворимый (человеческий генно-инженерный)", который необходим Заказчику, согласно реестру лекарственных средств, существует еще 3 аналогичных препарата. В рамках одного МНН все лекарственные препараты обладают одинаковой фармакологической активностью и являются взаимозаменяемыми.
Согласно пояснениям Заказчика, Уполномоченного органа, а также исходя из пояснений их представителей, данных на заседании Комиссии Ивановского УФАС России по рассмотрению указанной жалобы, следует, что они с доводами жалобы не согласны, так как нарушений при проведении указанного электронного аукциона допущено не было.
Лекарственный препарат "Биосулин Р" приобретается Заказчиком для обеспечения им пациентов, уже проходящих лечение указанным препаратом, при этом перевод пациента с одного препарата инсулина на другой может сопровождаться ухудшением течения диабета и снижением качества жизни больного. Согласно Письму ФАС РФ N АЦ/19080 от 16.10.2007 "О размещении заказа на покупку циклоспоринов и инсулинов" различные торговые наименования инсулинов не взаимозаменяемы. Данная позиция также подтверждена в Письме ФАС России N АК/33019 от 30.08.2011. Таким образом, включение в аукционную документацию торгового наименования лекарственного средства является для Заказчика существенным условием, установленным с целью соблюдения права каждого гражданина на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Рассмотрев представленные Заявителем, Заказчиком и Уполномоченным органом документы, заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
17.11.2015 на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт), в соответствии с ч. 5 ст. 112 Закона о контрактной системе, было размещено извещение N133200001715002828 о проведении электронного аукциона на поставку лекарственного препарата "Инсулин растворимый (человеческий генно-инженерный) "Биосулин Р" для граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде социальной услуги обеспечения необходимыми лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 83 Закона о контрактной системе вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиям.
Необходимо отметить, что в настоящее время предусмотренный указанной нормой закона перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, не утвержден. Следовательно, у Заказчика отсутствует возможность осуществить закупку необходимого лекарственного препарата по данному основанию.
В разделе III "спецификация" документации о проведении рассматриваемого электронного аукциона указано:
N п/п |
МНН |
Торговое наименование |
Лекарственная форма, форма выпуска, дозировка |
Ед. изм. |
Кол-во |
1 |
Инсулин растворимый [человеческий генно-инженерный] |
"Биосулин Р"* |
раствор для инъекций, 100 МЕ/мл / 3 мл, в картриджах, совместимых со шприц-ручкой "БиоматикПен 2" N5 |
Упаковка |
1860 |
При этом в документации имеется примечание следующего содержания: "*Данный инсулин заказан для больных во избежание развития острых осложнений диабета, подобранный данным пациентам при госпитализации пациентов с синдромом диабетической стопы, нарушения зрения, беременным женщинам, а также работающим пациентам, вводящих инсулин вне дома. Смена инсулина недопустима, так как инсулин подобран индивидуально лечащим врачом.
Товар закупается в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе для исключения случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком".
В Письме ФАС России NАЦ/19080 от 16.10.2007 указано, что различные торговые наименования инсулинов, а также циклоспоринов не совместимы между собой и не взаимозаменяемы. Таким образом, по мнению ФАС России, размещение заказа на покупку циклоспоринов и инсулинов может производиться с указанием торговых наименований без сопровождения их словами "или эквивалент", в соответствии с ч. 3 ст. 34 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов). Данная позиция подтверждена в Письме ФАС России от 30.08.2011 NАК/33019, а также в письмах Минэкономразвития РФ N16811-АП/Д04, Минздравсоцразвития РФ N 8035-ВС, ФАС РФ N ИА/20555 от 31.10.2007 "О применении норм Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в рамках программы дополнительного лекарственного обеспечения".
Несмотря на то, что данные письма регулировали правоотношения, складывающиеся в соответствии с нормами Закона о размещении заказов, который в настоящее время утратил силу в связи со вступлением в силу Закона о контрактной системе, позиция, изложенная в данных письмах, относилась к закупке конкретных лекарственных средств - инсулинов, при этом несовместимость и невзаимозаменяемость между собой инсулинов различных торговых наименований сохраняется и в настоящее время. Доказательств иного Заявителем не представлено.
Таким образом, Комиссия Ивановского УФАС России приходит к выводу о возможности применения положений вышеуказанных писем к закупкам лекарственных средств, а конкретно: препаратов инсулина, согласно Закону о контрактной системе.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе настоящий закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно п. 1 ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Департаментом здравоохранения Ивановской области представлена заявка на лекарственные средства, медицинские изделия, специализированные продукты лечебного питания для обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной помощи в виде набора социальных услуг на 2016 год. Указанная заявка содержит справки пациентов нуждающихся по состоянию здоровья именно в получении препарата с торговым наименованием "Биосулин Р".
Комиссия Ивановского УФАС России, изучив представленные документы, приходит к выводу, что рассматриваемая закупка осуществляется непосредственно для охраны здоровья граждан, нуждающихся в получении лекарственного препарата с МНН "Инсулин растворимый [человеческий генно-инженерный]" определенного торгового наименования.
Таким образом, Комиссия Ивановского УФАС России считает, что указание Заказчиком конкретного торгового наименования лекарственного средства "Биосулин Р" в документации об аукционе, в рассматриваемом случае, является обоснованным.
В свою очередь, Заявителем не представлено доказательств того, что указание Заказчиком торгового наименования лекарственного средства каким-либо образом ограничило его право на участие в данной закупке, нарушило его права и законные интересы.
При указанных обстоятельствах Комиссия Ивановского УФАС России не усматривает в действиях Заказчика нарушений требований Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе Комиссия Ивановского УФАС России
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "АВЕТА" на действия Департамента здравоохранения Ивановской области при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку лекарственного препарата "Инсулин растворимый (человеческий генно-инженерный) "Биосулин Р" для граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде социальной услуги обеспечения необходимыми лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов (извещение N 0133200001715002828) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии: _______________________________ Т.А. Михеева
Члены Комиссии: _______________________________ О.О. Сергеева
_______________________________ К.С. Горячева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области от 1 декабря 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.12.2015