Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 14 декабря 2015 г. N 656
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе: ****** при участии представителей ФКУ "Управление автомобильной магистрали Красноярск-Иркутск Федерального дорожного агентства" ******* в отсутствие представителя ООО "АТ" (ходатайство N790 от 11.12.2015 г.), рассмотрев жалобу ООО "АТ", и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с ч.15 ст.99 Федерального закона N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Иркутское УФАС России поступила жалоба ООО "АТ" (далее заявитель) на действия ФКУ "Упрдор Прибайкалье" (далее заказчик), связанные с проведением открытого конкурса Nизвещения 0334100007515000206 на право заключения контракта на Разработку проектной документации по объекту: "Капитальный ремонт автомобильной дороги А-331 "Вилюй" Тулун-Братск-Усть-Кут-Мирный-Якутск км 128+814-км 139+000 в Иркутской области" (далее по тексту открытый конкурс). Заявитель считает, что заказчиком при утверждении конкурсной документации нарушена ст.50 Закона о контрактной системе, поскольку из описания критерия "качественные характеристики объекта закупки" (п.18.4) не возможно определить какие документы требуются предоставить в составе заявки для подтверждения выгодности предложения. Таким образом, члены конкурсной комиссии заказчика руководствуются субъективным мнением не подлежащему анализу, что приводит к нарушению прав потенциальных участников закупки.
Заказчик представил возражения по существу доводов заявителя, не согласился с позицией заявителя, и указал, что требования конкурсной документации не противоречат ст.50 Закона о контрактной системе, а п.18.4 документации предусмотрен порядок оценки заявок по критерию "качественные характеристики объекта закупки". На участие в конкурсе подано 8 заявок, заказчику не поступало запросов о разъяснении документации, из чего следует, что участникам понятно какие документы необходимо представить для оценки по указанному критерию.
Комиссия Иркутского УФАС России, исследовав представленные материалы, доводы заявителя, возражение заказчика, установила следующее.
Приказом N402 от 12.11.2015 г. и.о. начальника ФКУ "Управление автомобильной магистрали Красноярск-Иркутск Федерального дорожного агентства" утверждена конкурсная документация для проведения открытого конкурса на разработку проектной документации по объекту: "Капитальный ремонт автомобильной дороги А-331 "Вилюй" Тулун-Братск-Усть-Кут-Мирный-Якутск км 128+814-км 139+000 в Иркутской области" (далее конкурсная документация). 13.11.2015 г. заказчиком на официальном сайте РФ - zakupki.gov.ru размещено извещение N 0334100007515000206 о проведении указанного открытого конкурса.
В силу ч.ч.1, 2 ст.8 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок_. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок (предложений).
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе, порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту Правила).
Пунктом 4 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) заказчик предусматривает в документации о закупке стоимостные критерии оценки (цена контракта), а также нестоимостные критерии оценки (качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки, а также квалификация участников закупки).
В соответствии с п.10 Правил, в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание таких критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Согласно п.11 Правил, для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В силу п.3 Правил, "оценка" - процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Учитывая данные требования, в целях выявления лучшего условия исполнения контракта, порядок оценки заявок, устанавливаемый заказчиком в документации о закупке, должен содержать: предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке комиссией заказчика по осуществлению закупок и соответственно подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по нестоимостным критериям; инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки комиссией заказчика по осуществлению закупок; зависимость (формула расчета количества баллов, предусмотренная Правилами, или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по критерию "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (показателям критерия).
Следовательно, при наличии в конкурсной документации показателей нестоимостного критерия, порядок оценки должен содержать: 1) значимость в отношении каждого показателя, которая в соответствии с пунктом 3 Правил является выраженным в процентах весом показателя; 2) сумму величин значимости показателей критерия оценки в размере 100 процентов; 3)формулу расчета или шкалу количества баллов, предусматривающую присвоение по каждому показателю от 0 до 100 баллов (для дальнейшего умножения на коэффициент значимости показателя). Соблюдение вышеуказанных положений в совокупности позволяет обеспечить применение предусмотренной пунктом 11 Правил 100 балльной шкалы по критерию.
Установлено, что согласно п.18.2 конкурсной документации, утвержденной заказчиком, конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок по следующей системе.
Критерии |
Коэффициент весомости |
Цена государственного контракта |
60% |
Качественные характеристики объекта закупки |
30% |
Квалификация участника закупки |
10% |
Всего: |
100 % |
Пунктом 18.4 конкурсной документации, установлено, что оценка заявок по критерию "качественные характеристики объекта закупки" осуществляется по совокупности представленной каждым участником информации и предложений к исполнению контракта, в соответствии с требованиями части 2 настоящей конкурсной документации и заданием на разработку проектной документации (Приложение N 2 к проекту Государственного контракта). При оценке заявок по критерию "Качественные характеристики объекта закупки" баллы присваиваются от 0 до 100 в зависимости от степени выгодности предложения участника конкурса. Степень выгодности определяется исходя из эффективности предложений, которые ведут к наибольшему удовлетворению потребностей заказчика. Преимущество предложений (степень их выгодности) определяется комиссией по закупкам экспертным путем, а также путем сравнения и сопоставления предложений участников конкурса. Лучшее предложение (максимальная степень выгодности) выбирается из (среди) всех представленных предложений всех участников конкурса исходя из их предложений. Лучшему предложению (с максимальной степенью выгодности) присваивается максимальное количество баллов. Остальным заявкам по данному значению критерия баллы присваиваются по уменьшению степени выгодности предложения. Для получения оценки (значения в баллах) по критерию (показателю) для каждой заявки вычисляется среднее арифметическое оценок в баллах, присвоенных всеми членами конкурсной комиссии по критерию "Качественные характеристики объекта закупки".
Таким образом, порядок оценки по критерию "качественные характеристики объекта закупки", установленный заказчиком в п. 18.4 конкурсной документации не позволяет выявить лучшее предложение об исполнении контракта, в связи с отсутствием пропорциональной зависимости между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по данному критерию, а также инструкции по заполнению заявки, позволяющей определить какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией. Отсутствует формула расчета количества баллов, присуждаемых по такому критерию или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Следовательно, действия заказчика, не установившего в конкурсной документации надлежащий порядок оценки на участие в конкурсе нарушают п.9 ч.1 ст.50, ст.8 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.ч. 22, 23 ст. 99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Иркутского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "АТ" обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим ст.8, п.9 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, конкурсной комиссии заказчика предписание об устранении нарушения ст.8, п.9 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе, путем:
- аннулирования определения поставщика по открытому конкурсу Nизвещения 0334100007515000206 на право заключения контракта на Разработку проектной документации по объекту: "Капитальный ремонт автомобильной дороги А-331 "Вилюй" Тулун-Братск-Усть-Кут-Мирный-Якутск км 128+814-км 139+000 в Иркутской области", с учетом принятого Комиссией Иркутского УФАС России решения N 656 от 14.12.2015 г.;
- вернуть заявки на участие открытом конкурсе Nизвещения 0334100007515000206 на право заключения контракта на Разработку проектной документации по объекту: "Капитальный ремонт автомобильной дороги А-331 "Вилюй" Тулун-Братск-Усть-Кут-Мирный-Якутск км 128+814-км 139+000 в Иркутской области".
4. Направить копии решения и предписания заявителю, заказчику.
5. Передать материалы жалобы должностному лицу Иркутского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении лиц, допустивших установленные нарушения к административной ответственности.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 14 декабря 2015 г. N 656
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.12.2015