Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 25 декабря 2015 г. N 689
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: <_>;
Члены Комиссии: <_>,
при участии председателя, члена аукционной комиссии Управления по капитальному строительству, жилищно-капитальному хозяйству, транспорту и связи администрации Ангарского городского муниципального образования - <_>; генерального директора Общества с ограниченной ответственностью "Курдсибстрой" <_> в отсутствие надлежащим образом уведомленного представителя Общества с ограниченной ответственностью "Эльбрус" (далее - ООО "Эльбрус", заявитель),
рассмотрев жалобу заявителя на действия комиссии по осуществлению закупок, и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ), Приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Регламент ФАС),
УСТАНОВИЛА:
В Иркутское УФАС России поступила жалоба ООО "Эльбрус" на действия комиссии по осуществлению закупок, связанные с отказом в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме на "Выполнение работ по капитальному ремонту дороги Старый Московский тракт и моста через реку Еловка" (далее - электронный аукцион).
В соответствии с доводами жалобы заявитель считает заключение комиссии по осуществлению закупок о несоответствии заявки ООО "Эльбрус" требованиям документации об аукционе и Федеральному закону N 44-ФЗ и отклонение заявителя от участие в электронном аукционе незаконным, так как первая часть заявки ООО "Эльбрус" содержит информацию о конкретных показателях материалов в соответствии с приложением N 17 к документации об аукционе.
Заказчиком, комиссией по осуществлению закупок представлены возражения по доводам жалобы, согласно которым аукционная комиссия обоснованно отказала заявителю в допуске к участию в электронном аукционе.
Комиссия, исследовав представленные материалы, доводы заявителя, возражения заказчика, установила следующее.
Заказчиком 23.11.2015 г. на Официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru размещены извещение о проведении аукциона в электронной форме N 0134300095215000025 и аукционная документация о закупке работ по капитальному ремонту дороги Старый Московский тракт и моста через реку Еловка (далее - документация об аукционе).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 83 553 250 рублей 00 копеек.
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе 0134300095215000025 от 14.12.2015 г. на участие в электронном аукционе подано 10 заявок.
ООО "Эльбрус", подавшему заявку на участие в электронном аукционе под порядковым номером 3, отказано в допуске к участию в электронном аукционе. В качестве обоснования причины отказа в протоколе указано: "Непредоставление сведений, предусмотренных частью 3 статьи 66 Закона N 44-ФЗ, или предоставление недостоверных сведений; 3. Заказчиком установлены требования к участникам закупки, что в заявке на участие в электронном аукционе при описании товаров, используемых при выполнении Работ, участник электронного аукциона должен использовать конкретные (точные) значения технических, функциональных, качественных параметров (показателей) данных товаров, в полном соответствии с параметрами (показателями), содержащимися в настоящей аукционной документации (Приложения N1-15; Приложение N 17 - "Требования к техническим характеристикам товаров (материалов) применяемых при выполнении работ"), однако в предоставленной заявке участником Закупки, отсутствуют конкретные показатели о материалах из приложения N1-15 к аукционной документации.".
Согласно п. 3 ч. 3 ст. 66 Федерального закона N 44-ФЗ при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать: а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара; б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Пункты 1, 2 части 1 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ устанавливают, что документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (ч. 2 ст. 33 Федерального закона N 44-ФЗ).
Техническое задание на выполнение работ определено п. 2 ч. II "Условия муниципального контракта" документации об аукционе, согласно которому работы выполняются в соответствии с проектом "Капитальный ремонт участка автомобильной дороги общего пользования местного значения Старый Московский тракт и железобетонного моста через реку Еловка" N 0700012014, имеющему положительное заключение государственной экспертизы N Пи-0821-0821/05.13, N в Реестре 38-1-4-0160-13, Локальными ресурсными сметными расчетами NN 01-01, 01-02, 01-03, 02-01-01, 02-01-02, 02-01-03, 02-01-04, 02-01-05, 02-01-06, 02-01-07, 02-02-01, 02-02-02, 02-02-03, 02-02-04, 02-02-05.
Требования к составу заявки на участие в электронном аукционе, инструкция по ее заполнению установлены в части VIII документации об аукционе.
Так, в соответствии с п. 2.3 ч. VIII документации об аукционе в заявке на участие в электронном аукционе при описании товаров, используемых при выполнении Работ, участник электронного аукциона должен использовать конкретные (точные) значения технических, функциональных, качественных параметров (показателей) данных товаров, в полном соответствии с параметрами (показателями), содержащимися в настоящей аукционной документации (Приложения N1-15; Приложение N 17 - "Требования к техническим характеристикам товаров (материалов) применяемых при выполнении работ").
Изучив первую часть заявки ООО "Эльбрус", Комиссия установила, что заявителем не представлены конкретные показатели товаров (материалов), содержащихся в Приложениях NN 1-15 (локальные ресурсные сметные расчеты).
В соответствии с ч. 4 ст. 67 Федерального закона N 44-ФЗ участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Таким образом, ООО "Эльбрус" в первой части заявки на участие в электронном аукционе не представлена информация, предусмотренная документация об аукционе, ч. 3 ст. 66 Федерального закона N 44-ФЗ, следовательно, комиссия по осуществлению закупки правомерно признала заявку несоответствующей и отклонила заявителя от участия в электронном аукционе.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено, что в отношении позиции 2 "Горячая мелкозернистая плотная асфальтобетонная смесь и асфальтобетон тип Б марка I" Приложения N 17 к документации об аукционе заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения показателей, либо значения показателей, которые не могут изменяться. Документацией об аукционе, Федеральным законом N 44-ФЗ предусмотрено обязанность участника закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе указать конкретный показатель товара (материала), используемого при выполнении работ.
Приказом Росстандарта от 17.12.2013 г. N2309-ст взамен ГОСТ 9128-2009 "Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. Технические условия" с 01.11.2014 г. введен в действие ГОСТ 9128-2013 Межгосударственный стандарт "Смеси асфальтобетонные, полимерасфальтобетонные, асфальтобетон. Полимерасфальтобетон для автомобильных дорог и аэродромов Технические условия".
В силу ГОСТ 9128-2013 (раздел 4) асфальтобетонные смеси разделяются: в зависимости от вида минеральной составляющей (п.4.1.1), вязкости используемого битума и температуры при укладке (п.4.1.2), наибольшего размера минеральных зерен (п.4.1.3), величины остаточной пористости (п.4.1.4), содержания в них щебня (гравия) (п.4.1.5), показателей физико-механических свойств и применяемых материалов (п.4.1.6).
Как следует из письма ФГБУ "РосдорНИИ" от 01.10.2014 г. N01-12/3306, качество асфальтобетонной смеси, изготовленной на заводе, характеризуется рядом показателей: степенью соответствия фактических содержаний компонентов их проектным значениям, температурой нагрева, однородностью перемешивания компонентов (щебня, песка, минерального порошка, битума, различных добавок). Их определяют путем испытания проб смеси, отобранных из отдельных замесов. Согласно п.1.6 "Методических рекомендаций по оценке однородности дорожного асфальтобетона" 1980 года показатели качества асфальтобетонной смеси - это статистические величины. Под влиянием большого количества производственных факторов происходят колебания состава температуры, однородности асфальтобетонных смесей, поэтому невозможно получить асфальтобетонную смесь с абсолютно одинаковыми показателями".
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Федерального закона N 44-ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Следовательно, допустимым с точки зрения Федерального закона N 44-ФЗ, и ГОСТ 9128-2013, является такое описание заказчиком характеристик асфальтобетонной смеси, которое соответствует установленной стандартом классификации этого материала.
Однако требование заказчика об указании участниками в заявках конкретных значений составных частей асфальтобетонной смеси лишает потенциальных участников возможности достоверно указать такие характеристики смеси, поскольку до её изготовления участник не обладает информацией об абсолютных точных значениях характеристик смеси, и соответственно не имеет возможности указать (конкретные) показатели материалов.
Таким образом, требования заказчика, установленные в документации об аукционе в части указания участниками конкретных значений в отношении асфальтобетонной смеси является излишними и могут привести к ограничению количества участников закупки.
Следовательно, при формировании и утверждении документации об аукционе заказчиком допущено нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 Федерального закона N 44-ФЗ.
В связи с тем, что допущенное заказчиком нарушение Федерального закона N 44-ФЗ не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), Комиссия приняла решение не выдавать предписание.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Регламентом ФАС,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Эльбрус" необоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим п. 1 ч. 1 ст. 33 Федерального закона N 44-ФЗ.
3. Направить копии решения сторонам по жалобе.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 25 декабря 2015 г. N 689
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.12.2015