Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 9 декабря 2015 г. N КС-369/2015
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Н.С. Ивановой |
заместителя руководителя - начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; |
членов Комиссии: |
А.Г. Киселёвой
Ю.К. Быстровой
|
старшего государственного инспектора отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; старшего государственного инспектора отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; |
с участием представителей:
заказчика - МБУ "Служба заказчика- застройщика" (далее - Заказчик)
уполномоченного органа - администрации муниципального образования "Черняховский муниципальный район" (далее - Уполномоченный орган) |
С.Н. Сашнева
Е.С. Чвыровой |
директор (распоряжение о назначении от 11.04.2014 N 159-к)
представителя по доверенности; |
В отсутствие представителей заявителя - ООО "Доминант" (далее - Заявитель), уведомленных о месте и времени заседания Комиссии надлежащим образом;
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. 9585 от 03.12.2015) на действия Заказчика при проведении электронного аукциона (извещение N 0135300007515000167) "Оказание услуг по благоустройству территории города Черняховска в 2016, 2017 гг." (далее - Аукцион), и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области 03.12.2015 поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.
В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы
На официальном сайте для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru Заказчиком опубликована документация об Аукционе.
По мнению Заявителя, приложение к техническому заданию - Форма N1 данной документации размещена заказчиком в формате *.pdf, не доступном для копирования и поиска текста.
Согласно письму ФАС от 30.06.2014 NАЦ/26237/14 "Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 14.12.20J0 N 646 и Федерального казначейства от 14.12.2010 N 21н утверждены Положения о пользовании официальным сайтом Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом (далее - Положения). При этом пунктом 3 Положений установлено, что информация, размещаемая на официальном сайте, должна быть круглосуточно доступна пользователям официального сайта для ознакомления без взимания платы и иных ограничений.
Кроме того, пунктом. 3 Положений установлено, что информация в виде текста размещается на официальном сайте в формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя ("гипертекстовый формат"). Нормативные правовые и иные акты, проекты актов, судебные акты, доклады, отчеты. договоры, обзоры, прогнозы, протоколы, заключения, статистическая информация, образцы форм и иных документов дополнительно к гипертекстовому формату размещаются на официальном сайте в виде файлов в формате, обеспечивающем возможность их сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами соответствующей программы для просмотри ("документ в электронной форме").
Пунктом 8 Положения установлено, в том числе, что файлы должны иметь распространенные и открытые форматы и не должны быть зашифрованы или защищены иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление с их содержанием без дополнительные программных или технологических средств.
Следовательно, информация в виде текста размещается на официальном сайте формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя ("гипертекстовый формат"), то есть в формате, обеспечивающем возможность их сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами соответствующей программы для просмотра ("документ в электронной форме")".
Таким образом, Заявитель считает, что размещение Заказчиком документации в формате, не позволяющем осуществить поиск и копирование текста нарушает часть 4 статьи 4, часть 5 статьи 112 Закона о контрактной системе.
Кроме того, ГОСТы, необходимость о соответствии которым необходима заказчику, опубликованы в виде сплошного списка, что существенно затрудняет подготовку первой части заявки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер, а также в описании объекта закупки должны быть указаны функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Заявитель полагает, что установленные требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Заказчиком даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
В соответствии с частью 5 статьи 112 Закона о контрактной системе до ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация, подлежащая размещению в единой информационной системе, размещается в Порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть Интернет") для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, ведение и обслуживание которого осуществляется по правилам, действующим до дня вступления в силу Закона о контрактной системе.
Постановлением Правительства РФ от 12.10.2013 N 931 утверждено Положение, согласно которому установлен порядок размещения информации на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakurki.gov.ru)., подлежащей размещению в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд до ввода ее в эксплуатацию, в соответствии с которым информация об электронном аукционе размещена в общедоступной части официального сайта после подписания документа, содержащего информацию, электронной подписью лица, уполномоченного на размещение информации на официальном сайте, а также в закрытой части официального сайта, доступ к которой осуществляется с помощью электронной подписи, после прохождения регистрации на официальном сайте.
Приказом Минэкономразвития РФ N 646, Казначейства России N 21н от 14.12.2010 утверждено Положение о пользовании официальным сайтом Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации заказчиков на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом (далее - Положение).
В пункте 3 указанного Положения содержится следующая информация: "Информация, размещаемая на официальном сайте, должна быть круглосуточно доступна пользователям официального сайта для ознакомления без взимания платы и иных ограничений", а не та информация, которая указана в рассматриваемой жалобе. Слово "ознакомление" означает получение сведений, приобретение каких-либо знаний, получение преставлений о чем-нибудь. Порядок и способ размещения информации на официальном сайте достигает цели "ознакомления" с документацией об электронном аукционе в полной мере.
В соответствии с разъяснениями ФАС России в Письме от 30.06.2014 NАЦ/26237/14, согласно части 4 статьи 4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе (а именно, размещенная документация об электронном аукционе), является общедоступной и предоставляется безвозмездно.
Пунктом 8 Положения установлено, что программное обеспечение и технологические средства ведения официального сайта должны обеспечивать лицам, указанным в пункте 5 Положения, ввод информации, как правило, путем заполнения экранных форм веб-интерфейса официального сайта, возможность прикрепления к размещаемой информации конкурсной документации, документации об открытом аукционе, требований, предъявляемых к запросу котировок, в виде отдельных файлов. Указанные файлы должны иметь распространённые и открытые форматы и не должны быть зашифрованы или защищены иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление с их содержанием без дополнительных программных или технологических средств.
В соответствии с частью 2 статьи 65 Закона о контрактной системе (в том числе, согласно пункт 3 Положения о пользовании официальным сайтом Российской Федерации в сети "Интернет") информация по указанному аукциону размещена на официальном сайте доступна круглосуточно пользователям официального сайта для ознакомления без взимания платы и иных ограничений.
В Положении отсутствуют требования о том, что файл аукционной документации должен быть размещен в формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования текста.
Данные положения подтверждаются и "Положением о пользовании официальными сайтами в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым, и организационным средствам обеспечения пользования указанными сайтами" утвержденным Постановлением Правительства РФ от 10.03.2007 N 147.
Также согласно пункта 2.9.2 Регламента размещения заказа путем проведения аукциона в электронной форме на общероссийском официальном сайте - в систему допускается загружать файлы следующих форматов: bmp, jpg, jpeg, gif, tif, tiff, docx, doc, rtf, txt, PDF, xls, xlsx, rar, zip, ppt, odf.
Система не допускает загрузку файлов, имеющих форматы отличные от указанных форматов, например mp3, avi.
Ни Закон о контрактной системе, ни Порядок размещения информации на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakurki.gov.ru), подлежащей размещению в соответствии с Законом 44-ФЗ в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд до ввода ее в эксплуатацию, принятый Постановлением Правительства РФ от 12.10.2013 N 913, ни иные нормативные документы не предусматривают нормы, регулирующие порядок размещения файлов в определенном формате.
Требования к копируемости информации, размещенной на официальном сайте, ни Приказом N646/21н, ни Положением, не установлено.
Таким образом, опубликование аукционной документации в формате pdf не противоречит действующему законодательству.
Документация о проведении указанного электронного аукциона размещена шрифтом Times New Roman, читаема, текст документации не зашифрован, находится в свободном доступе для ознакомления, что не противоречит требованиям ст. 4 Закона 44-ФЗ. Формат pdf является распространенным, открытым, воспроизводится общераспространёнными бесплатными программами.
Заявитель жалобы также указывает, что Заказчиком (Уполномоченным органом) ГОСТы, необходимость о соответствии которых необходима Заказчику, опубликованы в виде сплошного списка, что существенно затрудняет подготовку первой части заявки.
Закон о контрактной системе не регламентирует порядок и способ размещения данной информации.
В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику. В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В адрес Администрации муниципального образования "Черняховский муниципальный район" в ходе срока подачи заявок не поступал запрос на разъяснения положений аукционной документации от ООО "Доминант".
Уполномоченный органом даны пояснения по сути жалобы Заявителя
Уполномоченный орган поддерживает позицию Заказчика и просит признать жалобу Заявителя необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее
18.11.2015 Заказчиком на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации об осуществлении закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее - официальный сайт) размещены извещение и документация по Аукциону.
Начальная (максимальная) цена контракта - 67 474 286,00 рублей.
При изучении представленных на заседание Комиссии материалов установлено следующее.
1. В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона о контрактной системе в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система.
Согласно части 4 статьи 4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно.
Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 50, частью 2 статьи 65, частью 2 статьи 74 Закона о контрактной системе документация о закупке должна быть доступна для ознакомления в единой информационной системе без взимания платы.
Согласно части 5 статьи 112 Закона о контрактной системе до ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация, подлежащая размещению в единой информационной системе, размещается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, ведение и обслуживание которого осуществляются по правилам, действовавшим до дня вступления в силу Закона о контрактной системе. Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок до ввода в эксплуатацию единой информационной системы осуществляет ведение официального сайта, в том числе обслуживание пользователей сайта, и развитие официального сайта в части формирования функциональных требований. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, до ввода в эксплуатацию единой информационной системы осуществляет обслуживание официального сайта, в том числе обеспечение бесперебойного функционирования официального сайта, развитие официального сайта в соответствии с функциональными требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 14.12.2010 N 646 и Федерального казначейства от 14.12.2010 N 21н утверждены Положения о пользовании официальным сайтом Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом (далее - Положения). При этом пунктом 3 Положений установлено, что информация, размещаемая на официальном сайте, должна быть круглосуточно доступна пользователям официального сайта для ознакомления без взимания платы и иных ограничений.
Кроме того, пунктом 3 Положений установлено, что информация в виде текста размещается на официальном сайте в формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя ("гипертекстовый формат"). Нормативные правовые и иные акты, проекты актов, судебные акты, доклады, отчеты, договоры, обзоры, прогнозы, протоколы, заключения, статистическая информация, образцы форм и иных документов дополнительно к гипертекстовому формату размещаются на официальном сайте в виде файлов в формате, обеспечивающем возможность их сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами соответствующей программы для просмотра ("документ в электронной форме").
Пунктом 8 Положения установлено, в том числе, что файлы должны иметь распространенные и открытые форматы и не должны быть зашифрованы или защищены иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление с их содержанием без дополнительных программных или технологических средств.
Следовательно, информация в виде текста размещается на официальном сайте в формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя ("гипертекстовый формат"), то есть в формате, обеспечивающем возможность их сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами соответствующей программы для просмотра ("документ в электронной форме").
В ходе заседания Комиссии установлено, что на официальном сайте в разделе "документы закупки" размещен файл "Приложение к техническому заданию - форма N 1" (в формате PDF).
Формат файлов PDF является стандартным межплатформенным форматом файлов, позволяющим осуществлять обмен готовыми для печати документами, который создается при сканировании бумажных форм документов сканерами различных производителей, в соответствии со спецификацией Adobe Portable Document Format, при этом при сканировании PDF файл создается без защиты.
В данном виде документы в формате PDF позволяют осуществлять ознакомление, печать и копирование общедоступными средствами. Копирование фрагмента текста осуществляется, например, путем выделения текста с нажатием левой кнопки "мышки" и нажатием клавиш Ctrl+C.
Таким образом, размещенная на официальном сайте документация опубликована в общедоступном формате, доступна для ознакомления и копирования, не зашифрована и не создает ограничения возможности участников закупки ознакомления с данной документацией об Аукционе.
2. Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Рассмотрев документацию об Аукционе, Комиссия считает, что документация об Аукционе в полной мере соответствует нормам Закона о контрактной системе.
В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы на вопрос председателя комиссии о достаточности доказательств, представленных в материалы дела, пояснили, что все доказательства, которые они намеревались представить имеются в распоряжении комиссии, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств не имеется.
Руководствуясь частями 1, 4, 7 статьи 105, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Доминант" необоснованной.
Ведущий заседание комиссии: |
|
Н.С. Иванова |
Члены комиссии: |
|
А.Г. Киселёва
Ю.К. Быстрова
|
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 9 декабря 2015 г. N КС-369/2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.12.2015