Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 15 декабря 2015 г. N КС-384/2015
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Н.С. Ивановой |
заместителя руководителя - начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; |
членов Комиссии: |
Ю.К. Быстровой
И.П. Зуевой
|
старшего государственного инспектора отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; |
с участием представителей:
заказчика - администрации муниципального образования "Мамоновский городской округ" |
Т.А. Зворыгиной
|
представителя по доверенности |
В отсутствие представителей заявителя - ОАО "Аурат" (далее - Заявитель), уведомленных о месте и времени заседания Комиссии надлежащим образом;
рассмотрев жалобы Заявителя (вх. N 9785 от 09.12.2015; вх. N 9814 от 10.12.2015) на действия заказчика - администрации муниципального образования "Мамоновский городской округ" (далее - Заказчик) при проведении запроса котировок (извещение N 0135300000915000045) "Поставка коагулянта полиалюминий хлорид на объект "Городские канализационные очистные сооружения в г. Мамоново Калининградской области" (далее - Запрос котировок), и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области 09.12.2015 и 10.12.2015 поступили жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении Запроса котировок.
В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы
ОАО "Аурат", являясь производителем закупаемого коагулянта, намеревалось принять участие в закупке и предложить Заказчику товар по конкурентно-способной цене.
В соответствии со статьей 2 Закона о контрактной системе при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации, указанным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Однако, по мнению ОАО "Аурат", выбранный способ закупки в виде запроса котировок проводится Заказчиком в нарушение статьи 72 Закона о контрактной системе, согласно которой запрос котировок - это метод поиска поставщика товаров и услуг, в ходе которого необходимые данные предоставляются всем желающим, посредством размещения извещения о запросе котировок в информационной системе, а право на исполнение запроса получает участник, заявившим наименьшую цену.
Из технического задания Заказчика следует, что непременным условием является наличие крытого склада, расположенного в пределах Калининградской области, что ограничивает здоровую конкуренцию и противоречит статье 8 Закона о контрактной системе.
Согласно статье 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной цеповой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Условие о наличии складского помещения в пределах Калининградской области свидетельствует о том, что Заказчик изначально определил поставщика.
Следует обратить внимание на тот факт, что при наличии канализационных очистных сооружений поставка коагулянтов должна быть планированной, однако в Плане-графике закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд администрации муниципального образования "Мамоновский городской округ" на 2015 год данная позиция отсутствует.
Вместе с тем, в план-график внесены изменения, основанием которых является возникновение непредвиденных обстоятельств, в связи с которыми и было размещено извещение о закупке полиалюминия хлорида для обеспечения работы канализационных очистных сооружений г. Мамоново.
"Непредвиденные обстоятельства" подразумевают мгновенную потребность в том или ином товаре, что, по мнению ОАО "Аурат", противоречит условию Заказчика в техническом задании о том, что в случае невозможности принять Товар по техническим причинам, Поставщик обязуется хранить оплаченный Товар на собственных площадях в течение 12 месяцев. Данное условие лишний раз доказывает, что поставка коагулянтов должна быть запланированной в Плане-графике закупок, но ни как не осуществляться под видом непредвиденных обстоятельств.
Установив, по мнению Заявителя, в документации излишние и нечеткие требования к потенциальным участникам закупки, выразившиеся, в наличии складского помещения в пределах Калининградской области, порядке поставки, в том числе разовой и, как следствие, количество поставок, противоречат целям Закона о контрактной системе, которыми являются, в том числе развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Исходя из сказанного, подписывая договор с Заказчиком, поставщик не будет иметь представления сколько раз будет осуществляться поставка 14 тонн.
Кроме того, неясно каким образом может осуществляться хранение товара на складе Поставщика после подписания товарно-транспортной накладной Заказчиком. Подписанная товарно-транспортная накладная свидетельствует о переходе рисков и права собственности к Заказчику.
Кроме того, согласно условиям документации к данной закупке, товар может храниться на складе поставщика после его принятия Заказчиком 12 месяцев. При этом Заказчик в разделе 7 "Технического задания" установил гарантийный срок на товар 1 год с момента подписания товарно-транспортной накладной.
Таким образом, к моменту окончания предполагаемого срока хранения товара на складе поставщика, гарантийный срок истечет и Заказчик вынужден будет забрать товар с истекшим гарантийным сроком. В случае претензий к качеству товара Заказчик будет лишен возможности их предъявлять поставщику.
В соответствии со статьей 12 Закона о контрактной системе должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством, Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и нормативными правовыми актами, указанными в частях 2 и 3 статьи 2 Закона о контрактной системе.
Таким образом, должностное лицо Заказчика должно будет возместить бюджету необоснованно потраченные денежные средства на приобретение коагулянта, потому как он обязан обеспечивать экономичное расходование бюджетных денежных средств.
Заказчиком даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
В соответствии с частью 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Однако, ОАО "Аурат" участником закупки не является, т.к. заявку на участие в запросе котировок не подавал. Заказчик полагает, что жалоба ОАО не подлежит удовлетворению по указанной причине.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Указание в техническом задании на наличие складских помещений на территории Калининградской области является обоснованным требованием к поставке именно этого товара, а не ограничением для участников закупки по следующим причинам.
Жидкий полиалюминий хлорид (объект закупки) является эффективным коагулянтом на основе многозарядных ионов алюминия, предназначенным для очистки воды. Закупка коагулянта осуществляется для пуско-наладочных работ (ПНР) на объекте "Городские канализационные очистные сооружения (КОС) в г.Мамоново Калининградской области" и дальнейшей эксплуатации объекта. На площадке очистных сооружений установлены три емкости для хранения реагентов объемом 6 м3 каждая. В совокупности общий объем 18 м3. Емкости уже частично будут заполнены реагентом, поставленным организацией, выполняющей пусконаладочные работы. Принять весь объем закупаемого реагента нет технической возможности, так как в емкостях для хранения реагентов недостаточно места. Причем недопустимо полное опорожнение проверки хранения реагента в другом регионе России (в месте хранения реагента) и недопущения срывов работы КОС недопустимо полное опорожнение емкостей для принятия большего количества реагента. Для безаварийного функционирования сооружений реагент используется постоянно. Поставка реагента будет осуществляться по мере освобождения емкостей. На сегодняшний момент невозможно рассчитать количество необходимого для единоразовой поставки коагулянта, т.к. ПНР еще не начаты. Одним из результатов ПНР является выбор оптимального суточного и месячного расхода коагулянта. В процессе выбора высока вероятность возникновения повышенного непредвиденного расхода коагулянта. Необходима уверенность, что недостающее количество реагента будет доставлено в срок не более трех дней, так как это критический срок для поддержания в рабочем состоянии активного ила КОС. Гибель биоценоза на КОС грозит значительными финансовыми затратами по его восстановлению, а также оплатой штрафов за сброс неочищенных стоков. Заказчик считает необходимым принимать во внимание исключительность Калининградской области, как обособленной территории. Следует также учесть, что в Калининградской области изготовители необходимых реагентов отсутствуют. Таким образом, именно в связи с отсутствием склада для хранения на территории КОС, для своевременной доставки реагентов и недопустимости гибели биоценоза, Администрацией было предусмотрено требование к участнику закупки о наличии складов хранения на территории Калининградской области.
Необходимо отметить, что в соответствии с ГОСТ 19433-88 "Грузы опасные. Классификация и маркировка" полиалюминий хлорид относится к 8 классу опасности - едкие и коррозионные вещества, которые вызывают повреждение кожи, поражение слизистых оболочек глаз и дыхательных путей, коррозию металлов и повреждения транспортных средств, сооружений или грузов, а также могут вызывать пожар при взаимодействии с органическими материалами или некоторыми химическими веществами. Доставка данного вещества в Калининградскую область возможна только посредством пересечения государственной границы РФ с учетом требований Постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.1994 N 372 "О мерах по обеспечению безопасности при перевозке опасных грузов автомобильным транспортом"; Приказом Минтранса РФ от 08.08.1995 N73 "Об утверждении Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом"; Правилами перевозки опасных грузов по железным дорогам, утвержденных Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества протокол от 05.04.1996 N 15.
При соблюдении требований указанных нормативных документов поставщик, не имеющий склада хранения на территории Калининградской области, не сможет поставить реагент в течение 3 дней на КОС, что повлечет за собой гибель биоценоза, сброс неочищенных стоков в окружающую среду и как следствие неисполнение контракта.
Вместе с тем, согласно паспорту химического продукта полиалюминий хлорид, изготовленного заводом изготовителем Kemira, хранение и погрузку-разгрузку продукта рекомендуется осуществлять при температуре выше 0°С. Администрация должна быть уверена, что реагент будет доставлен строго в соответствии с соблюдением температурного режима, указанного в техническом задании. При каждой поставке реагента будет проводится замер температуры. Температура при поступлении играет важную роль. Чем теплее коагулянт, тем он лучше растворяется в воде. Так же следует отметить, что с понижением температуры изменяется вязкость и это естественно сказывается на его дозировании на насосах-дозаторах. Это говорит о рациональном использовании реагента: чем лучше растворение - тем меньше потребление. Доставка реагента из другого региона России влечет за собой изменение температурного режима вещества, что может повлечь за собой аварию оборудования при очистке сточных вод на КОС.
Администрация имеет право в любое время осуществить проверку условий хранения реагента. В связи с предельным дефицитом бюджета, расходование бюджетных средств на командировочные расходы сотрудника для осуществления проверки хранения реагента в другом регионе России (в месте хранения реагента) и недопущения срывов работы КОС недопустимо.
Канализационные очистные сооружения являются социально-значимым объектом. Сбой при использовании оборудования при очистке сточных вод неминуемо повлечет за собой сброс загрязнений в окружающую среду. Именно для предотвращения всех негативных последствий, которые могут наступить вследствие несвоевременной поставки реагента, Администрацией в конкурсной документации было предусмотрено условие для хранения реагента на территории Калининградской области и доставке в течение 3 дней к месту нахождения КОС.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее
30.11.2015 Заказчиком на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации об осуществлении закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее - официальный сайт) размещены извещение о проведении Запроса котировок.
Начальная (максимальная) цена контракта - 450 100,00 рублей.
При изучении представленных на заседание Комиссии материалов установлено следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу пункта 1.1. проекта контракта поставщик, в срок, установленный контрактом, обязуется поставить коагулянт полиалюминий хлорид на объект "Городские канализационные очистные сооружения в г. Мамоново Калининградской области". Технические характеристики товара должны соответствовать характеристикам Технического задания, в количестве, указанном в Техническом задании, содержащем сведения о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара).
Пунктом 1.2. проекта контракта предусмотрено, что муниципальный заказчик обязуется принять товар и относящиеся к нему документы при условии соответствия их требованиям, изложенным в Техническом задании и оплатить поставку товара в порядке, размере и в срок, предусмотренные контрактом, в пределах утвержденных бюджетных ассигнований.
В соответствии с пунктом 2.2 проекта контракта срок поставки товара: не позднее 3 дней после даты подписания контракта.
Таким образом, исходя из содержания документации по Запросу котировок, предметом Запроса котировок является исключительно поставка коагулянта полиалюминий хлорида на объект "Городские канализационные очистные сооружения в г. Мамоново Калининградской области.
Вместе с тем, пунктом 2.3. проекта контракта предусмотрено, что в случае невозможности принять товар муниципальным заказчиком по техническим причинам, поставщик обязуется хранить оплаченный товар на собственных площадях, соответствующих требованиям по хранению товара, в течение 12 месяцев с даты подписания товарно-транспортной накладной. Доставка товара со склада хранения осуществляется поставщиком в количестве, указанном муниципальным заказчиком, транспортом и силами поставщика в течение трех рабочих дней.
Аналогичные условия предусмотрены пунктом 6 Технического задания на поставку товара - коагулянта полиалюминий хлорид.
На Официальном сайте в составе документации по Запросу котировок также содержится расчет начальной (максимальной) цены контракта, произведенный методом сопоставимых рыночных цен (анализ рынка). Исходя из коммерческих предложений, используемых Заказчиком для формирования начальной (максимальной) цены контракта, расчет стоимости контракта производится Заказчиком на основании предложенных цен за товар - коагулянт полиалюминий хлорид (14 тонн). Каких-либо расчетов по хранению товара на складе в обосновании начальной (максимальной) цены контракта не содержится.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия считает, что действия Заказчика по установлению требования по поставке в полном объеме товара не позднее 3 дней после даты подписания контракта (пункт 2.2. проекта контракта) при одновременном установлении условия о хранении товара с последующими поставками по заявкам заказчика (пункт 2.3. проекта контракта) является нарушением пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в части отсутствия объективности при описании объекта закупки.
В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы на вопрос председателя комиссии о достаточности доказательств, представленных в материалы дела, пояснили, что все доказательства, которые они намеревались представить имеются в распоряжении комиссии, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств не имеется.
Руководствуясь частями 1, 4, 7 статьи 105, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ОАО "Аурат" обоснованной.
2. Признать заказчика - администрацию муниципального образования "Мамоновский городской округ" нарушившим пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать материалы дела должностному лицу антимонопольного органа для рассмотрения вопроса о привлечении лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе к административной ответственности.
Ведущий заседание комиссии: |
|
Н.С. Иванова |
Члены комиссии: |
|
Ю.К. Быстрова
И.П. Зуева
|
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 15 декабря 2015 г. N КС-384/2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.12.2015