Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области от 9 декабря 2015 г. N 330-03з/2015
Резолютивная часть решения оглашена "08" декабря 2015 года. В полном объеме решение изготовлено "09" декабря 2015 года.
в присутствии до объявленного перерыва: /___../, в присутствии после объявленного перерыва: /___../, рассмотрев жалобу N 330-03з/2015 ООО "Транспортные технологии" по существу, установила: |
01.12.2015 г. в адрес Калужского УФАС России поступила жалоба ООО "Транспортные технологии" на действия заказчика - ГБУ КО "МФЦ Калужской области" при проведении запроса котировок (номер извещения на официальном сайте 0337200002315000081), предметом которого является поставка бортовых навигационных терминалов ГЛОНАСС/GPS.
ООО "Транспортные технологии" полагает, что заказчик нарушил Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ) при размещении извещения о проведении запроса котировок в части установления завышенных требований к поставляемому товару.
Заказчиком представлены пояснения по существу доводов жалобы ООО "Транспортные технологии", в которых указанно, что доводы названной жалобы являются необоснованными, а действия заказчика основаны на положениях Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
Изучив представленные документы, с учетом доводов сторон, руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ, проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Комиссия Калужского УФАС России приходит к следующему.
1. 25.11.2015 г. (с последующими изменениями от 26.11.2015 г.) на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru; далее также официальный сайт) опубликовано извещение N0337200002315000081 о проведении запроса котировок, предметом которого является поставка бортовых навигационных терминалов ГЛОНАСС/GPS (далее - запрос котировок).
Начальная (максимальная) цена контракта, согласно извещению о проведении запроса котировок, составляет 80 500,00 рублей.
Заказчиком по указанному запросу котировок выступало ГБУ КО "МФЦ Калужской области".
Срок окончания приема заявок на участие в запросе котировок согласно извещению о проведении запроса котировок - 04.12.2015 г. 10:00.
2. В соответствии с частью 1 статьи 72 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ под запросом котировок понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о потребностях заказчика в товаре, работе или услуге сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок и победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 73 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться следующая информация:
1) информация, указанная в пунктах 1 - 6 статьи 42 настоящего Федерального закона (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта), а также в пункте 8 данной статьи (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, равно как и требование, предъявляемое к участникам запроса котировок в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона;
2) форма заявки на участие в запросе котировок, в том числе подаваемой в форме электронного документа;
3) место, дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок;
4) информация о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта, срок, в течение которого победитель запроса котировок или иной участник запроса котировок, с которым заключается контракт при уклонении победителя запроса котировок от заключения контракта, должен подписать контракт, условия признания победителя запроса котировок или иного участника запроса котировок уклонившимися от заключения контракта;
5) информация о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 настоящего Федерального закона;
6) преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28 - 30 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, в том числе, следующая информация:
- краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки также должен руководствоваться следующими правилами: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно части 2 статьи 73 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ к извещению о проведении запроса котировок должен быть приложен проект контракта.
3. Согласно доводам жалобы ООО "Транспортные технологии", в извещении о проведении запроса котировок не установлены критерии совместимости поставляемого товара с аппаратно-программным комплексом (АПК) РНИС.
В ходе рассмотрения жалобы, Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.
Пунктом 1 Технического задания приложения N1 извещения о проведении запроса котировок N 0337200002315000081 от 25.11.2015 года на поставку бортовых навигационных терминалов ГЛОНАСС/GPS установлено:
- Применяемая аппаратура должна работать по сигналам системы ГЛОНАСС с обеспечением возможности использования GPS и должна быть совместима без доработки с аппаратно-программным комплексом (АПК) РНИС Калужской области.
Согласно пояснениям представителя ГБУ КО "МФЦ Калужской области", при установлении данного требования заказчик руководствовался Постановлением Губернатора Калужской области N58 от 27.02.2015 года "Об оснащении транспортных средств навигационносвязным оборудованием с использованием спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS на территории Калужской области" (далее - Постановление Губернатора), которое, в свою очередь, основано на Постановлении Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 года N641 "Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS" (в ред. постановления Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1045) (далее - Постановление Правительства N641).
С 01.01.2013 года по 01.01.2014 года в силу вступали положения Приказа Минтранса РФ от 31.07.2012 года N285 "Об утверждении требований к средствам навигации, функционирующим с использованием навигационных сигналов системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS и предназначенным для обязательного оснащения транспортных средств категории "М", используемых для коммерческих перевозок пассажиров, и категории "N", используемых для перевозки опасных грузов" (далее - Приказ). Цель приказа заключается в стандартизации как оборудования ГЛОНАСС/GPS, так и иного оборудования и систем, работающих с навигационными данными.
В соответствии с данным Приказом модули ГЛОНАСС/GPS должны функционировать по протоколу передачи данных EGTS, который подробно описан в Приказе (приложение N6 к Приказу). В случае несовместимости с протоколом EGTS интеграция модулей с сервером АПК РНИС КО, развернутом на базе ГБУ КО "Калугаинформтех", являющимся технологическим оператором РНИС (АПК РНИС КО функционирует на базе телематической платформы ST Matix ProR), не представляется возможной.
Комиссия Калужского УФАС России отмечает тот факт, что в извещении о проведении запроса котировок, в том числе в Техническом задании, не установлены критерии совместимости поставляемых модулей ГЛОНАСС/GPS с аппаратно-программным комплексом (АПК) РНИС Калужской области, вследствие чего потенциальный участник закупки не может оценить в полной мере соответствие предлагаемого к поставке товара Техническому заданию запроса котировок, что вводит потенциальных участников в заблуждение.
Таким образом, в ходе рассмотрения жалобы Комиссия Калужского УФАС России установила, что Заказчиком в извещении о проведении запроса котировок не установлены параметры совместимости поставляемого оборудования, позволяющие определить соответствие предлагаемого участником закупки товара требованиям заказчика, что нарушает пункты 1,2 части 1 статьи 31, часть 2 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
4. Согласно доводам жалобы ООО "Транспортные технологии", установленные требования к абонентскому терминалу: "3.3.17 Габариты АТ - не более 90x40x20 мм + 5%; 3.3.18 Вес АТ - не более 0.1 кг + 5 %" не являются функциональными, но значительно сокращают число участников
Вместе с тем, в ходе рассмотрения жалобы, Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.
В Приложении 1 Извещения о запросе котировок "Технические характеристки" (далее - Спецификация) заказчик установил требования к качеству, техническим характеристикам товара, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться. Все характеристики товаров определяются исходя из нужд учреждения Заказчика, непосредственно эксплуатирующего закупаемое оборудование.
На основании вышеизложенного, в зависимости от своих потребностей заказчик в документации об аукционе должен установить требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам), размерам, упаковке товара с учётом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.
Соответственно, заказчик вправе включить в аукционную документацию такие характеристики и требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.
Кроме того, законом не предусмотрено ограничений по включению в документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика; не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к поставляемому товару.
Из системного толкования приведённых норм следует, что на сегодняшний день законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком своего заказа, исходя из потребностей последнего.
Кроме того, Комиссия Калужского УФАС России отмечает тот факт, что представителем заказчика в материалы жалобы представлены копии 3 (трех) коммерческих предложения от 3 (трех) потенциальных участников размещения заказа, содержащих информацию о стоимости одного бортового навигационного терминала, соответствующего Техническому заданию извещения о запросе котировок.
Так же, представителем жалобы в материалы дела представлена сравнительная таблица, в соответствие с которой Техническому заданию запроса котировок соответствуют 3 модели бортового навигационного терминала, в том числе и Российского производства - STAB Liner 20 mini, Гранит-навигатор 4.14, M2M-Cyber GLX NL.
Таким образом, в Извещении о проведении запроса котировок отсутствуют условия, приводящие к ограничению количества участников запроса котировок.
Вместе с тем, Комиссия Калужского УФАС России отмечает тот факт, что согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок от 04.12.2015, запрос котировок признан несостоявшимся по основанию, предусмотренному частью 9 статьи 78 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в связи с тем, что комиссией отклонены все поданные заявки на участие в запросе котировок.
С учетом всех изложенных обстоятельств, установленных в ходе рассмотрения жалобы, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Комиссия Калужского УФАС России решила:
1. Жалобу ООО "Транспортные технологии" признать частично обоснованной.
2. Признать действия заказчика - ГБУ КО "МФЦ Калужской области" при проведении запроса котировок (номер извещения на официальном сайте 0337200002315000081), предметом которого является поставка бортовых навигационных терминалов ГЛОНАСС/GPS, нарушающими требования пунктов 1,2 части 1 статьи 31, части 2 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ;
3. Заказчику - ГБУ КО "МФЦ Калужской области" предписание об устранении нарушений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ не выдавать в связи с признанием запроса котировок (номер извещения на официальном сайте 0337200002315000081), предметом которого является поставка бортовых навигационных терминалов ГЛОНАСС/GPS несостоявшимся.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель Комиссии: _______________/___../
Члены Комиссии: _______________ /___../
_______________ /___../
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области от 9 декабря 2015 г. N 330-03з/2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.12.2015