Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области от 25 декабря 2015 г. N 357-03з/2015
Резолютивная часть решения оглашена "25" декабря 2015 года. В полном объеме решение изготовлено "29" декабря 2015 года.
в присутствии до объявленного перерыва: /___../ , в присутствии после объявленного перерыва: /___../ , рассмотрев жалобу N357-03з/2015 ООО "СПМОТОРС" по существу, установила: |
Резолютивная часть решения оглашена "19" сентября 2014 года. В полном объеме решение изготовлено "22" сентября 2014 года.
в присутствии: /_/ рассмотрев жалобу N219-03з/2014 ООО "ИНЖТЕХСПЕЦСТРОЙ",по существу, |
18.12.2015 г. в адрес Калужского УФАС России поступила жалоба ООО "СПМОТОРС" на положения конкурсной документации заказчика - ГКУ Калужской области "Центр организации закупок в сфере здравоохранения" при проведении открытого конкурса (номер извещения на официальном сайте 0137200001215005805), предметом которого является оказание услуг по организации обеспечения отдельных категорий граждан лекарственными препаратами для медицинского применения, включая препараты для лечения редких (орфанных) заболеваний и медицинскими изделиями.
ООО "СПМОТОРС" полагает, что конкурсная документация не соответствует требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Заказчиком представлены пояснения по существу доводов жалобы ООО "СПМОТОРС", в которых указанно, что доводы названной жалобы являются необоснованными, а конкурсная документация основана на положениях Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ.
Изучив представленные документы, с учетом доводов сторон, руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ, проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Комиссия Калужского УФАС России приходит к следующему.
1. 17.11.2015 г. (с последующими изменениями от 05.12.2015 г.) на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru; далее также официальный сайт) опубликовано извещение N0137200001215005805 о проведении открытого конкурса, предметом которого является оказание услуг по организации обеспечения отдельных категорий граждан лекарственными препаратами для медицинского применения, включая препараты для лечения редких (орфанных) заболеваний и медицинскими изделиями (далее - Конкурс).
Начальная (максимальная) цена контракта, согласно извещению о проведении конкурса, составляла 130 000 000,00 рублей.
Заказчиком по указанному конкурсу выступало - ГКУ Калужской области "Центр организации закупок в сфере здравоохранения".
Срок окончания приема заявок на участие в конкурсе согласно извещению о проведении открытого конкурса - 21.12.2015 г. 10:00.
2. В соответствии с частью 1 статьи 48 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Согласно части 1 статьи 50 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать:
1) наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;
2) информацию о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
3) порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
4) предусмотренные статьей 51 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе;
5) информацию о возможности заказчика изменить условия контракта в соответствии с положениями настоящего Федерального закона;
6) информацию о возможности заказчика заключить контракты, указанные в части 10 статьи 34 настоящего Федерального закона, с несколькими участниками открытого конкурса на выполнение составляющих один лот двух и более научно-исследовательских работ в отношении одного предмета и с одними и теми же условиями контракта, указанными в конкурсной документации (далее - поисковая научно-исследовательская работа), с указанием количества указанных контрактов. В этом случае в качестве начальной (максимальной) цены контракта указывается начальная (максимальная) цена одного контракта. При этом начальная (максимальная) цена всех контрактов на выполнение поисковых научно-исследовательских работ является одинаковой и начальная (максимальная) цена лота равняется сумме начальных (максимальных) цен всех таких контрактов в отношении данного лота;
7) порядок и срок отзыва заявок на участие в открытом конкурсе, порядок возврата заявок на участие в открытом конкурсе (в том числе поступивших после окончания срока подачи этих заявок), порядок внесения изменений в эти заявки;
8) порядок предоставления участникам открытого конкурса разъяснений положений конкурсной документации, даты начала и окончания срока такого предоставления;
9) критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом;
10) размер обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, а также условия банковской гарантии (в том числе срок ее действия);
11) размер и условия обеспечения исполнения контракта, в том числе каждого контракта в случаях, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, исходя из начальной (максимальной) цены лота пропорционально количеству указанных контрактов с учетом требований части 6 статьи 96 настоящего Федерального закона;
12) информацию о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта, срок, в течение которого победитель открытого конкурса или иной его участник, с которым заключается контракт в соответствии с настоящим Федеральным законом, должен подписать контракт, условия признания победителя открытого конкурса или данного участника уклонившимися от заключения контракта;
13) информацию о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки также должен руководствоваться следующими правилами: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
3. Согласно доводам жалобы ООО "СПМОТОРС", в нарушение Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" заказчик неправомерно наделил полномочиями победителя конкурса заключать контракты на поставку лекарственных средств.
В ходе рассмотрения жалобы по существу, Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.
В соответствии с п.5 ч. 2 ст. 81 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой.
Указанный Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также Перечень групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой утвержден Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения".
Постановлением Правительства Калужской области от 02.02.2015 N 59 "О создании государственного казенного учреждения Калужской области "Центр организации закупок в сфере здравоохранения" было создано ПСУ КО "Центр организации закупок в сфере здравоохранения" (далее - Центр организации закупок). Данным постановлением Центр организации закупок наделен полномочиями по выполнению функций государственного заказчика по осуществлению закупок (за исключением полномочий государственного заказчика, возложенных на уполномоченный орган исполнительной власти Калужской области в соответствии с постановлениями Правительства Калужской области от 20.12.2013 N 712 "Об органе исполнительной власти Калужской области, уполномоченном на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для органов исполнительной власти, казенных и бюджетных учреждений Калужской области" и от 06.06.2014 N 346 "Об органе исполнительной власти Калужской области, уполномоченном на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для государственных заказчиков Калужской области") и по организации обеспечения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам, следующих категорий граждан:
- Имеющих право на льготное обеспечение лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения при амбулаторном лечении в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения.
- Включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи в соответствии с Федеральным законом "О государственной социальной помощи" и не отказавшихся от получения социальной услуги в установленном законодательством порядке.
- Включенных в Федеральный регистр лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, в соответствии со статьей 44 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Поскольку услуга, являющаяся предметом закупки N0137200001215005805 направлена на реализацию постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", ссылка заявителя на Федеральный закон от 17.07.1999 N178-ФЗ "О государственной социальной помощи" не обоснована.
Таким образом, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу о необоснованности данного довода Заявителя.
4. Согласно доводам жалобы ООО "СПМОТОРС", заказчик неправомерно включил в техническое задание лекарственные препараты, не имеющие аналогов, а именно Инсулины.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения жалобы по существу, Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.
Пунктом 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе указано, что документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями.
Таким образом, в указанной правовой норме речь идет о закупке лекарственных средств.
Согласно документации о проведении открытого конкурса объектом закупки является "Оказание услуг по организации обеспечения отдельных категорий граждан лекарственными препаратами для медицинского применения, включая препараты для лечения редких (орфанных) заболеваний и медицинскими изделиями".
Необходимость размещения заказа на оказание вышеуказанных услуг вызвана требованиями, изложенными в Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 N890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" (часть 3.Проект государственного контракта конкурсной документации п. 1.1.).
Согласно конкурсной документации Заказчик предусмотрел следующий механизм обеспечения граждан необходимыми лекарственными средствами. Отпуск лекарственных средств осуществляется по рецепту врача через отпуск необходимых в аптечных учреждениях. Исполнитель самостоятельно обеспечивают наличие необходимых лекарственных средств при обращении гражданина с рецептом, осуществляют хранение лекарственных средств. При этом, необходимые лекарственные средства, указанные в перечне лекарственных препаратов документации о конкурсе, победитель открытого конкурса должен уже иметь в наличии, то есть заранее закупить за счет собственных средств. Оплата оказанной услуги производится за счет средств Заказчика по факту отпуска лекарственных средств (т.е. наличия результата услуги). Обязанность по поставке лекарственных средств для государственных нужд (в том числе в аптечные организации) в конкурсной документации отсутствует. В конкурсной документации присутствует только сопутствующее организационное мероприятие, необходимое для оказания услуги - исполнитель по государственному контракту обеспечивает наличие в своей аптечной организации, из которой будет осуществляться отпуск лекарственных средств льготным категориям граждан, ассортимента лекарственных средств, услуга по отпуску которых должна быть оказана исполнителем. Исполнитель будет указанные лекарственные средства не поставлять для государственных нужд, а закупать для собственных - для выполнения своих обязательств по государственному контракту на оказание услуги обеспечения лекарственными препаратами из аптечных организаций (пунктов отпуска) по рецептам врачей медицинских организаций граждан, имеющих право на льготное обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с федеральным и областным законодательством. Право собственности на приобретаемые лекарственные средства переходит к исполнителю. Целью проведения рассматриваемых торгов является отпуск лекарственных средств гражданам, имеющим право на государственную социальную помощь.
Таким образом, исходя из условий конкурсной документации для оказания услуг по отпуску лекарственных препаратов льготным категориям граждан аптечная организация должна:
1. располагать определенным ассортиментом лекарственных препаратов (самостоятельно закупают необходимые лекарственные препараты для поддержания требуемого ассортимента);
2. обеспечить хранение лекарственных средств в надлежащих условиях в соответствии с существующими требованиями к хранению лекарственных препаратов;
3. отпустить лекарственные средства отдельным категориям граждан по рецептам врачей (фельдшеров).
Из содержания конкурсной документации следует, что конкурс проводится на оказание услуг по обеспечению лекарственными препаратами из аптечных организаций (пунктов отпуска) по рецептам врачей (фельдшеров) медицинских организаций граждан, имеющих право на льготное обеспечение лекарственными препаратами.
В силу статей 506-524 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору поставки продавец обязуется передать в обусловленный срок производимые или закупаемые им товары покупателю. В договоре поставки оговариваются наименование подлежащего поставке товара, ассортимент товаров, периоды поставки товаров, порядок поставки и способ доставки товаров, условия и порядок расчетов за поставляемые товары, требования к таре и упаковке, условия восполнения недопоставки товаров, порядок приемки товаров по количеству и качеству, последствия поставки некачественных, некомплектных товаров и восполнения недопоставки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Исходя из содержания указанных определений, разграничение договоров поставки и возмездного оказания услуг между собой выражается в том, что предметом договора поставки выступает имущество, характеризуемое родовыми признаками, а условия договора направлены, прежде всего, на определение взаимоотношений сторон в процессе передачи предмета договора другой стороне - покупателю, предметом же договора возмездного оказания услуг является совершение исполнителем действий или деятельности определенного договором рода.
В рассматриваемой документации о конкурсе отсутствуют какие-либо положения или условия, относящиеся к договору поставки, не определен конечный покупатель (получатель товара), не указаны сроки для передачи товара покупателю, не указан порядок поставки и способ доставки товара до покупателя. Оплата за оказанные услуги осуществляется только по факту оказания услуги (отпуска лекарственных препаратов льготным категориям граждан, что является результатом оказания услуги).
Кроме того, в материалы дела Заказчиком была предоставлена выписка из государственного реестра лекарственных средств (информация полученная на официальном сайте по электронному адресу: http://grls.rosminzdrav.ru/grls.aspx), в которой отражена информация обо всех зарегистрированных лекарственных средствах, указанных в жалобе (по международному непатентованному наименованию). Исходя из указанной информации, каждое указанное в жалобе лекарственное средство имеет как минимум один аналог по лекарственной форме и дозировке.
Данная информация подтверждается и сведениями из Государственного реестра предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (сведения получены с официального сайта, расположенного по электронному адресу: http://grls.rosminzdrav.ru/pricelims.aspx).
На основании вышеизложенного, конкурсная документация заказчика - ГКУ Калужской области "Центр организации закупок в сфере здравоохранения" при проведении открытого конкурса (номер извещения на официальном сайте 0137200001215005805), предметом которого является оказание услуг по организации обеспечения отдельных категорий граждан лекарственными препаратами для медицинского применения, включая препараты для лечения редких (орфанных) заболеваний и медицинскими изделиями сответствует требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
С учетом всех изложенных обстоятельств, установленных в ходе рассмотрения жалобы, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Комиссия Калужского УФАС России решила:
1. Жалобу ООО "СПМОТОРС" признать необоснованной.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
/___../ |
/___../ |
/___../ |
/___../ |
/___../ |
/___../ |
/___../ |
/___../ |
/___../ |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области от 25 декабря 2015 г. N 357-03з/2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.12.2015