Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области от 28 декабря 2015 г. N 359-03з/2015
Резолютивная часть решения оглашена "28" декабря 2015 года. В полном объеме решение изготовлено "30" декабря 2015 года.
в присутствии до объявленного перерыва: /___../, в отсутствии надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы представителя ООО "ПромСтройИндустрия", в присутствии после объявленного перерыва: /___../, в отсутствии надлежащим образом уведомленного о перерыве в рассмотрении жалобы представителя ООО "ПромСтройИндустрия", рассмотрев жалобу N359-03з/2015 ООО "ПромСтройИндустрия" по существу, установила: |
Резолютивная часть решения оглашена "19" сентября 2014 года. В полном объеме решение изготовлено "22" сентября 2014 года.
в присутствии: /_/ рассмотрев жалобу N219-03з/2014 ООО "ИНЖТЕХСПЕЦСТРОЙ",по существу, |
21.12.2015 г. в адрес Калужского УФАС России поступила жалоба ООО "ПромСтройИндустрия" на положения конкурсной документации заказчика - ФКУ "Управление автомобильной магистрали Москва-Бобруйск Федерального дорожного агентства" при проведении открытого конкурса (номер извещения на официальном сайте 0337100016515000134), предметом которого является капитальный ремонт автомобильной дороги А-240 Брянск-Новозыбков-граница с Республикой Белоруссия км 40+500 - км 53+000 в Брянской области.
ООО "ПромСтройИндустрия" полагает, что конкурсная документация не соответствует требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Заказчиком представлены пояснения по существу доводов жалобы ООО "ПромСтройИндустрия", в которых указанно, что доводы названной жалобы являются необоснованными, а конкурсная документация основана на положениях Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
Изучив представленные документы, с учетом доводов сторон, руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ, проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Комиссия Калужского УФАС России приходит к следующему.
1. 01.12.2015 г. (с последующими изменениями от 02.12.2015 г., 04.12.2015 г.) на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru; далее также официальный сайт) опубликовано извещение N0337100016515000134 о проведении открытого конкурса, предметом которого является капитальный ремонт автомобильной дороги А-240 Брянск-Новозыбков-граница с Республикой Белоруссия км 40+500 - км 53+000 в Брянской области (далее - Конкурс).
Начальная (максимальная) цена контракта, согласно извещению о проведении конкурса, составляла 894 299 342,00 рублей.
Заказчиком по указанному конкурсу выступало - ФКУ "Управление автомобильной магистрали Москва-Бобруйск Федерального дорожного агентства".
Срок окончания приема заявок на участие в конкурсе согласно извещению о проведении открытого конкурса - 22.12.2015 г. 09:30.
2. В соответствии с частью 1 статьи 48 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
В соответствии с частью 3 статьи 50 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ размещение конкурсной документации в единой информационной системе осуществляется заказчиком одновременно с размещением извещения о проведении открытого конкурса. Конкурсная документация должна быть доступна для ознакомления в единой информационной системе без взимания платы. Предоставление конкурсной документации (в том числе по запросам заинтересованных лиц) до размещения извещения о проведении открытого конкурса не допускается.
Согласно частям 7, 8 статьи 50 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе.
В течение одного рабочего дня с даты направления разъяснений положений конкурсной документации такие разъяснения должны быть размещены заказчиком в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания лица, от которого поступил запрос. Разъяснения положений конкурсной документации не должны изменять ее суть.
Согласно пунктам 8, 13 части 1 статьи 50 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, наряду с иной информацией, должна содержать:
- порядок предоставления участникам открытого конкурса разъяснений положений конкурсной документации, даты начала и окончания срока такого предоставления;
- информацию о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 настоящего Федерального закона.
Согласно части 2 статьи 50 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ к конкурсной документации должен быть приложен проект контракта (в случае проведения открытого конкурса по нескольким лотам - проект контракта в отношении каждого лота), который является неотъемлемой частью конкурсной документации.
3. Согласно доводам жалобы ООО "ПромСтройИндустрия" заказчиком в главе 8 проекта Контракта "Права и обязанности подрядчика" установлены только обязанности Подрядчика, при отсутствии прав Подрядчика при выполнении работ, чем нарушено право подрядчика, предусмотренное статьями 710, 719 Гражданского кодекса.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения жалобы по существу, Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.
Согласно статье 710 Гражданского кодекса, в случаях, когда фактические расходы подрядчика оказались меньше тех, которые учитывались при определении цены работы, подрядчик сохраняет право на оплату работ по цене, предусмотренной договором подряда, если заказчик не докажет, что полученная подрядчиком экономия повлияла на качество выполненных работ. В договоре подряда может быть предусмотрено распределение полученной подрядчиком экономии между сторонами.
В соответствии со статьей 719 Гражданского кодекса подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности непредоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок (статья 328). Если иное не предусмотрено договором подряда, подрядчик при наличии обстоятельств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Контракт - юридически обязательное соглашение между двумя или несколькими лицами, в котором определяются действия, подлежащие исполнению с их стороны, и ответственность за выполнение (невыполнение) этих действий. В гражданском праве синоним договора.
Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (ст.420 ГК РФ).
Согласно п.1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой.
Если условие договора не определено сторонами или диспозитивной нормой, соответствующие условия определяются обычаями, применимыми к отношениям сторон.
В соответствии со ст.422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Подрядчик заинтересован в уменьшении затрат при проведении строительных работ, и законодатель поощряет его в достижении результата вводимых им новых технологий строительства.
Вместе с тем закон защищает и интересы заказчика. Важно, чтобы снижение стоимости строительства не отражалось на снижении качества работ. Завершенный строительством объект должен соответствовать своим проектным показателям и быть пригодным для использования по назначению.
Введенная в Гражданский кодекс РФ ст. 710 разрешает подрядчику получение предусмотренной договором стоимости работ, если фактические затраты подрядчика оказались ниже этой стоимости. Правда, защищая и интересы заказчика, закон ставит перед подрядчиком одно условие - чтобы качество работ при этом соответствовало требованиям договора и проектной документации. Экономия подрядчика не должна снизить качество выполненных работ и построенного объекта в целом.
ФКУ Упрдор Москва-Бобруйск является некоммерческой организацией, созданной правительством Российской Федерации для осуществления управленческой деятельности в сфере дорожного хозяйства. Расчеты учреждения по заключенным государственным контрактам и гражданско-правовым договорам осуществляются в порядке предусмотренным Бюджетным кодексом РФ и нормативными актами Министерства Финансов РФ.
В силу положений п. 2. Порядка санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, утвержденного Приказом Минфина России от 01.09.2008 N87н "О Порядке санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета" (далее Порядок) для оплаты денежных обязательств получатели средств федерального бюджета, администраторы источников финансирования дефицита федерального бюджета представляют в Федеральное казначейство или орган Федерального казначейства по месту их обслуживания Заявку на кассовый расход в порядке, установленном в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 7. Порядка для подтверждения возникновения денежного обязательства получатель средств федерального бюджета представляет в Федеральное казначейство или орган Федерального казначейства вместе с Заявкой на кассовый расход указанный в ней в соответствии с подпунктом 16 пункта 5 настоящего Порядка соответствующий документ, подтверждающий возникновение денежного обязательства, согласно требованиям, установленным пунктом 9 настоящего Порядка.
На основании подп. 16 п. 5 Порядка заявка проверяется с учетом положений пункта 6 настоящего Порядка на наличие в ней следующих реквизитов и показателей:
реквизитов (тип, номер, дата) документа, подтверждающего возникновение денежного обязательства при поставке товаров (накладная и (или) акт приемки - передачи, и (или) счет- фактура), выполнении работ, оказании услуг (акт выполненных работ (оказанных услуг) и (или) счет, и (или) счет-фактура), номер и дата исполнительного документа (исполнительный лист, судебный приказ), иных документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации (далее документы, подтверждающие возникновение денежных обязательств).
Таким образом, у ФКУ Упрдор Москва-Бобруйск производит оплату только выполненных работ.
Согласно ч.1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Государственный контракт на выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги А-240 Брянск-Новозыбков - граница с Республикой Белоруссия км 53+000 - км 65+000 в Брянской области является разновидностью договора подряда, а именно является договором строительного подряда.
Для договора строительного подряда существенные условия конкретизированы, в частности, ч.1 ст.743 ГК РФ, в соответствии с которой подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ. Согласно ГК РФ, государственный или муниципальный контракт на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (в том числе на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядных строительных работ - п.1 ст.763 ГК РФ) должен содержать, в частности, условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы.
Строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Условия государственного контракта, предусматривающие права и обязанности Подрядчика, в том числе, как указывает заявитель предусмотренные ст. 710 и ст. 719 ГК РФ, являются дополнительными условиями контракта, и отсутствие данных условий в государственном контракте не влечет невозможность его заключения.
Таким образом, условия о правах и обязанностях, как Заказчика, так и Подрядчика в проекте Контракта на капитальный ремонт автомобильной дороги А-240 Брянск-Новозыбков-граница с Республикой Белоруссия км 40+500 - км 53+000 в Брянской области и требованиях в извещении не противоречат Федеральному закону от 05.04.2013 N44-ФЗ.
4. Согласно доводам жалобы ООО "ПромСтройИндустрия", пункт 11.8 проекта Государственного контракта содержит условия о праве Подрядчика потребовать уплаты штрафов, пеней в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, а также в иных случаях неисполнения или Ненадлежащего исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом. При этом порядок применения, расчета пени, штрафа, применяемых в отношении Заказчика, Заказчиком не установлен (имеется только ссылка на норму).
Вместе с тем, в ходе рассмотрения жалобы по существу, Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.
Согласно пункту 11.8. проекта Контракта, в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, Подрядчик вправе потребовать уплаты штрафов, пеней. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. (Размер штрафа определяется в порядке, установленном в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063).
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 (далее - Постановление N1063), за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Как видно из Постановления N1063, размер штрафа за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств устанавливается в процентном соотношении к цене контракта, таким образом, установление фиксированной суммы в проекте контракта не представляется возможным вследствие отсутствия информации о цене контракта, которая будет предложена победителем конкурса.
Согласно части 4 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Пунктом 11.1. Контракта установлена ответственность Заказчика в соответствии с законодательством Российской Федерации и Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 за ненадлежащее выполнение своих обязательств по настоящему Контракту.
Таким образом, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу, что Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ не установлена обязанность при заключении контракта прописывать в нем формулу расчета неустойки. При этом согласно части 4 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
На основании вышеизложенного, отсутствие формулы расчета или фиксированной суммы размера штрафа не освобождает заказчика от ответственности за ненадлежащее исполнение обязательств по контракту, вместе с тем в проекте Контракта имеется прямое указание на Постановление N1063, на основании которого будет производиться расчет размера штрафа при возникновении оснований, предусмотренных пунктом 11.1 проекта Контракта.
5. Согласно доводам жалобы ООО "ПромСтройИндустрия", Приложение N 3 к конкурсной документации "Ведомость объемов и стоимости работ" содержит нарушения требований п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ, а именно:
- пунктами 2.2.32-2.2.34, 2.2.40 Приложения N 3 предусматривают укладку "полиэтиленовых труб КОРСИС DN/OD 250 SN 6". При этом обязательного условия о включении в описание объекта закупки слов "или эквивалент" нет. Согласно данных зарегистрированных товарных знаков, имеющихся в Роспатенте России, КОРСИС является зарегистрированным товарным знаком, заявленным ООО "Группа ПОЛИПЛАСТИК";
- пунктом 2.2.58 Приложения N 3 к конкурсной документации предусмотрен монтаж очистного сооружения "Ключ.П50Пр2".
- пунктами 2.4.18, 2.4.26 Приложения N 3 к конкурсной документации предусмотрена укладка армирующей сетки "Славрос ГСКТ-100".
Вместе с тем, в ходе рассмотрения жалобы по существу, Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.
Пунктов 2.2.32 - 2.2.34 Приложения N3 к конкурсной документации "Ведомость объемов и стоимости работ", которые предусматривают укладку "полиэтиленовых труб КОРСИС DN/OD 250 SN 6", не имеется, в п. 2.2.40 отсутствует указание на полиэтиленовые трубы КОРСИС DN/OD 250 SN 6.
Пункт 2.2.58 Приложения N3 к конкурсной документации "Ведомость объемов и стоимости работ" отсутствует.
Пункт 2.4.18 Приложения N3 к конкурсной документации "Ведомость объемов и стоимости работ" не предусмотрена укладка армирующей сетки "Славрос ГСКТ-100".
Пункт 2.4.26 Приложения N3 к конкурсной документации "Ведомость объемов и стоимости работ" отсутствует.
Кроме того, Комиссия Калужского УФАС России обращает внимание заявителя жалобы на пункт 3.2.3.3. раздела 3 конкурсной Документации, согласно которому все указания на товарные знаки в Приложениях N2-5 к конкурсной документации, рассматриваются участниками закупки как указания, которые сопровождаются словами "эквивалент". Эквивалентность определяется по техническим характеристикам материалов (продукции).
Так же Комиссия Калужского УФАС России отмечает тот факт, что на участие в вышеуказанном конкурсе поступили 3 заявки, которые были признаны соответствующими требованиям документации, что свидетельствует об отсутствии в документации о закупке условий, приводящих к ограничению количества участников конкурса.
Таким образом, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу, что в действиях заказчика - ФКУ "Управление автомобильной магистрали Москва-Бобруйск Федерального дорожного агентства" при составлении конкурсной документации отсутствуют нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
С учетом всех изложенных обстоятельств, установленных в ходе рассмотрения жалобы, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Комиссия Калужского УФАС России решила:
1. Жалобу ООО "ПромСтройИндустрия" признать необоснованной.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии: |
___________________ |
/___../ |
Члены комиссии: |
___________________ |
/___../ |
|
___________________ |
/___../ |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области от 28 декабря 2015 г. N 359-03з/2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.12.2015