Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области от 1 декабря 2015 г. N 326-03з/2015
Резолютивная часть решения оглашена "30" ноября 2015 года. В полном объеме решение изготовлено "01" декабря 2015 года.
в присутствии/___../ , рассмотрев жалобу N326-03з/2015 ООО "Эскада" по существу, установила: |
25.11.2015 г. в адрес Калужского УФАС России поступила жалоба ООО "Эскада" на положения аукционной документации заказчика - ГБУЗ Калужской области "Калужская областная клиническая больница скорой медицинской помощи" при проведении открытого аукциона в электронной форме (номер извещения на официальном сайте N0137200001215005542), предметом которого является поставка эндопротезов тазобедренного сустава для травматологического отделения.
ООО "Эскада" полагает, что заказчик нарушил требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ) в части установления в аукционной документации требований, приводящих к ограничению конкуренции.
Заказчиком - ГБУЗ Калужской области "Калужская областная клиническая больница скорой медицинской помощи" представлены пояснения по существу доводов жалобы ООО "Эскада", в которых указанно, что доводы названной жалобы являются необоснованными, а аукционная документация основана на положениях Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
Изучив представленные документы, с учетом доводов сторон, руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ, проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Комиссия Калужского УФАС России приходит к следующему.
1. 09.11.2015 г. на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru; далее также официальный сайт) опубликовано извещение N0137200001215005542 о проведении открытого аукциона в электронной форме, предметом которого является поставка эндопротезов тазобедренного сустава для травматологического отделения (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта, согласно извещению о проведении аукциона, составляла 11 122 000,00 рублей.
Заказчиком по указанному аукциону выступало - ГБУЗ Калужской области "Калужская областная клиническая больница скорой медицинской помощи".
Срок окончания приема заявок на участие в аукционе согласно извещению о проведении открытого аукциона - 26.11.2015 10:00.
2. В соответствии с пунктами 1,2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 указанного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки также должен руководствоваться следующими правилами: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
3. Согласно доводам жалобы ООО "Эскада", использование покрытия из нитрита титана на эндопротезах, произведенных из стали, или иных сплавов, отличных от титана является бессмысленным и экономически не обоснованным, в связи, с чем ни один из производителей не осуществляет производство эндопротезов из стали с покрытием нитрита титана.
Вместе с тем, Комиссия Калужского УФАС России обращает внимание заявителя жалобы на то обстоятельство, что заявителем жалобы в подтверждение своих доводов не представлены какие-либо документальные доказательства, подтверждающие обоснованность доводов указанных в жалобе.
В ходе рассмотрения жалобы по существу, Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ начальная (максимальная) цена контракта определяется и обосновывается заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:
1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
2) нормативный метод;
3) тарифный метод;
4) проектно-сметный метод;
5) затратный метод.
Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг. При применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) информация о ценах товаров, работ, услуг должна быть получена с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. При применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заказчик может использовать обоснованные им коэффициенты или индексы для пересчета цен товаров, работ, услуг с учетом различий в характеристиках товаров, коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. В целях применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) могут использоваться общедоступная информация о рыночных ценах товаров, работ, услуг в соответствии с частью 18 указанной статьи, информация о ценах товаров, работ, услуг, полученная по запросу заказчика у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг, а также информация, полученная в результате размещения запросов цен товаров, работ, услуг в единой информационной системе.
В соответствии с Разделом 3 Документации об электронном аукционе обоснование начальной (максимальной) цены контракта было определено заказчиком посредством применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).
В Разделе 2 Документации об аукционе "Техническое задание" (далее - Техническое задание) заказчик установил требования к качеству, техническим характеристикам товара, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться. Все характеристики товаров определяются исходя из нужд лечебного учреждения Заказчика, непосредственно эксплуатирующего закупаемое оборудование.
На основании вышеизложенного, в зависимости от своих потребностей заказчик в документации об аукционе должен установить требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам), размерам, упаковке товара с учётом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.
Соответственно, заказчик вправе включить в аукционную документацию такие характеристики и требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.
Кроме того, законом не предусмотрено ограничений по включению в аукционную документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика; не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к поставляемому товару.
Из системного толкования приведённых норм следует, что на сегодняшний день законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком своего заказа, исходя из потребностей последнего.
В ходе рассмотрения жалобы ООО "Эскада" представителем Заказчика в материалы жалобы были представлены копии писем, направленных в адрес производителей, поставщиков, копии ответов производителей, поставщиков на указанные письма заказчика, коммерческие предложения, поступившие в адрес заказчика.
Коммерческие предложения, содержащие предложения на поставку товара по совокупности технических характеристик соответствующие техническим характеристикам, указанным в Техническом задании вышеуказанного открытого аукциона в электронной форме, поступили от трех поставщиков: ООО "Синтез-Мск" (производитель DePuy), ООО "Сибирь-остеосинтез" (производитель Zimmer), ООО "Протек" (производитель DePuy).
Кроме того, на дату окончания срока подачи заявок, на участие в аукционе поступили 4 заявки, которые содержат предложения к поставке товара производства Великобритании и России.
На основании вышеизложенного, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу, что в действиях заказчика - ГБУЗ Калужской области "Калужская областная клиническая больница скорой медицинской помощи" отсутствуют нарушения требований Федерального закона от 05.04.2013 г. 44-ФЗ, приводящих к ограничению количества участников закупки.
4. Согласно доводам жалобы ООО "Эскада", пункт 3.1. Проекта гражданско-правового договора устанавливает порядок поставки товара по заявкам и по своему смыслу противоречит пункту 2.1.3 проекта гражданско-правового договора, предусматривающего обязанность Поставщика предоставить линейку комплектующих на весь срок действия контракта, то есть с момента подписания, до 31.12.2016.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения жалобы по существу, Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.
Согласно пункту 2.1.3. Раздела 2. "Права и обязательства сторон" проекта гражданско-правового договора, поставщик обязан предоставить типоразмерную линейку комплектующих на весь срок действия контракта.
В соответствии с пунктом 3.1. Раздела 3. "Порядок и сроки поставки Товара" проекта гражданско-правового договора, срок поставки с даты заключения контракта по 31.12.2016 г. по заявочной системе. Товар должен предоставляться в распоряжение "Заказчика" в течение 5 (пяти) дней с момента получения "Поставщиком" Заявки от "Заказчика". Заявка оформляется по телефону, по электронной почте или с помощью факсимильной связи, с уточнением ассортимента, типоразмеров, количества, мест и времени поставки. Не заявленный Товар не поставляется и не оплачивается.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона N 44-ФЗ законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается, в числе прочего, на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В соответствии со статьей 506 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Таким образом, существенными условиями договора поставки являются предмет договора, то есть наименование и количество товара, его ассортимент и комплектность (ст.454-491 ГК РФ), срок поставки (ст.506 ГК РФ).
Пунктом 1.2. проекта гражданско-правового договора установлено, что цена, количество и ассортимент Товара, подлежащего поставке в рамках настоящего контракта, указаны в спецификации (Приложение N1 к настоящему контракту).
Пунктом 3.1. проекта гражданско-правового договора установлено следующее: "Срок поставки с даты заключения контракта по 31.12.2016 г. по заявочной системе. Товар должен предоставляться в распоряжение "Заказчика" в течение 5 (пяти) дней с момента получения "Поставщиком" Заявки от "Заказчика". Заявка оформляется по телефону, по электронной почте или с помощью факсимильной связи, с уточнением ассортимента, типоразмеров, количества, мест и времени поставки. Не заявленный Товар не поставляется и не оплачивается".
Порядок и сроки поставки товара определены Заказчиком в пункте 3 проекта гражданско-правового договора, в пункте 9 Информационной карте заявки на участие в электронном аукционе, а также в извещении о проведении электронного аукциона, где указано, что поставка осуществляется с даты заключения контракта до 31.12.2016 года по заявочной системе. В техническом задании и в пункте 2 проекта гражданско-правового договора Заказчик указал на обязанность поставщика предоставлять типоразмерную линейку комплектующих на протяжении всего срока действия контракта, в соответствии с заявкой Заказчика.
На основании вышеизложенного, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу, что аукционная документация на право заключения гражданско-правового договора, предметом которого является поставка эндопротезов тазобедренного сустава для травматологического отделения, соответствует требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ.
С учетом всех изложенных обстоятельств, установленных в ходе рассмотрения жалобы, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Комиссия Калужского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "Эскада" необоснованной.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
/___../ |
/___../ |
/___../ |
/___../ |
/___../ |
/___../ |
/___../ |
/___../ |
/___../ |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области от 1 декабря 2015 г. N 326-03з/2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.12.2015