Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 22 декабря 2015 г. N 21-06/313-15Ж
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе
председателя Комиссии - руководителя управления Светловой И.А.,
членов Комиссии:
начальника отдела антимонопольного контроля и закупок Парфирьевой С.Н.,
главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и закупок Королевой А.М.,
ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и закупок Громова С.А.,
в присутствии представителей
заказчика - краевого государственного бюджетного учреждения "Служба заказчика Министерства строительства Камчатского края" (далее - Заказчик): Еремчука К.А. (по доверенности от 21.12.2015 N 31), Карпович Е.В. (по доверенности от 21.12.2015 N 30),
уполномоченного органа - Министерства финансов Камчатского края (далее - Уполномоченный орган): Останина А.М. (по доверенности от 16.12.2015 N 33.06-27/251),
в отсутствие представителя заявителя - ООО "СТРОЙТЕХГРУПП" (далее - Заявитель), уведомленного о месте и времени рассмотрения жалобы по электронной почте,
рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при определении подрядчика путем электронного аукциона на выполнение работ по строительству объекта "Детский сад на 260 мест" (закупка N 0138200001215000034), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
Заказчиком начата процедура определения подрядчика путем электронного аукциона на выполнение работ по строительству объекта "Детский сад на 260 мест" (закупка N 0138200001215000034) (далее - Закупка). Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 395 008 300 рублей.
Извещение и документация о Закупке размещены в Единой информационной системе 30.11.2015; изменения в извещение и документацию размещены 14.12.2015.
15.12.2015 поступила жалоба ООО "Стройтехгрупп" на действия Заказчика. По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, не включившего:
- в проект контракта - сведения о конкретном сроке действия контракта, от которого отсчитывается срок действия банковской гарантии,
- в документацию об аукционе - требования к участникам закупки о наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к конкретным видам работ для случая, если участник закупки будет выполнять работы лично,
- в проект контракта - сведения о конкретном значении объема привлечения к исполнению контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
Заказчик с доводами жалобы не согласился, в письме от 18.12.2015 N 2341 возразил следующее.
В соответствии с частью 3 статьи 425 ГК РФ законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательств. В соответствии с указанными нормами ГК РФ окончание срока действия договора определяется полным исполнением сторонами своих обязательств по договору.
При строительстве капитального объекта предусмотреть наличие необходимых разрешений, допусков ко всем видам работ, осуществляемых при строительстве, не представляется возможным в связи с тем, что сфера строительства является обширной и включает большой перечень строительно-монтажных работ. Поэтому заказчиком установлено требование к участникам закупки о наличии допуска на генподряд.
Пунктом 3.4.27 контракта предусмотрена обязанность подрядчика привлечь к исполнению контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере не менее 25 % от цены контракта. При этом пунктом 6 статьи 30 Закона о контрактной системе установлено, что требование о привлечении подрядчиком субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций включается в контракт с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Установление фиксированной суммы с конкретным цифровым значением не предусмотрено Законом о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия выявила следующие обстоятельства.
1. Согласно пункту 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 данного закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Частью 3 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.
В соответствии со статьей 190 ГК РФ установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
В части 9 проекта контракта, входящего в состав документации об аукционе, указано, что контракт вступает в силу и становится обязательным со дня его подписания сторонами с учетом исполнения его условий и действует до полного исполнения сторонами всех обязательств по контракту. Срок действия контракта не включает в себя гарантийный срок.
Пунктом 1.2 проекта контракта установлен срок выполнения работ: до 05.12.2017.
В пункте 2.5 проекта контракта указано, что окончательная оплата принятых работ осуществляется не позднее 30 календарных дней со дня подписания акта приема-передачи выполненных работ.
Вышеуказанные сведения в проекте контракта позволяют определить срок действия контракта: до 05.01.2018.
Таким образом, довод Заявителя о не указании в проекте контракта сведений о конкретном сроке действия контракта не нашел своего подтверждения.
Исходя из сведений, указанных в пунктах 1.2 и 2.5 проекта контракта о сроках исполнения сторонами обязательств по контракту, срок действия банковской гарантии, который должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц, надлежало установить не ранее 05.02.2018.
В связи с указанным, положение пункта 8.3 проекта контракта документации о Закупке о том, что срок действия банковской гарантии должен завершиться не ранее 10.06.2017, установлено в нарушение части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
2. На основании 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчик устанавливает к участникам закупки требования о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Объектом Закупки являются работы по строительству объекта капитального строительства.
В соответствии с частью 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
В силу части 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией (далее - СРО) свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Таким образом, условием допуска к участию в закупке на выполнение работ по строительству объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о закупке в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, должно являться обязательное наличие у участника закупки исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства.
Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно или с привлечением других лиц. В случае выполнения таким лицом указанных работ лично данное лицо должно обладать соответствующим свидетельством о допуске к отдельным видам работ.
Заказчик установил в документации об аукционе требование к участникам закупки о наличии свидетельства СРО о допуске к работам по организации жилищно-гражданского строительства в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя о неправомерности не установления к участникам закупки требования о наличии свидетельства СРО о допуске к конкретным видам работ в случае самостоятельного выполнения участником закупки таких работ не обоснован.
3. В соответствии с пунктом 5 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указываются преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28 - 30 данного Федерального закона.
На основании части 5 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - СМП и СОНО).
Согласно части 6 статьи 30 Закона о контрактной системе условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП и СОНО в случае, предусмотренном частью 5 данной статьи, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта.
Заказчик в п. 3.4.27 проекта контракта установил обязанность подрядчика привлечь к исполнению контракта субподрядчиков из числа СМП, СОНО, и указал объем такого привлечения: в размере не менее 25 % от цены контракта. При этом в извещении о проведении аукциона Заказчик не установил требование к подрядчику, не являющемуся СМП или СОНО, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП или СОНО, в нарушение частей 5, 6 статьи 30, пункта 5 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.
Комиссия считает действия Заказчика по установлению в проекте контракта объема привлечения к исполнению контракта соисполнителей, субподрядчиков из числа СМП и СОНО, указанному со словом "не менее", не противоречащими части 6 статьи 30 Закона о контрактной системе, поскольку вышеуказанная норма не содержит требование об указании процентного объема привлечения в точном цифровом значении.
При этом Комиссия полагает, что указание объема привлечения субподрядчиков в конкретном цифровом значении могло повлечь для подрядчика определенные проблемы по исполнению обязанности, указанной в данном пункте контракта, поскольку выделить для передачи на субподряд работы определенного вида на конкретно заданную сумму представляется маловероятным.
Таким образом, довод Заявителя о ненадлежащем установлении Заказчиком в проекте контракта объема привлечения соисполнителей, субподрядчиков из числа СМП и СОНО не подтвердился.
4. Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 указанного закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 данного закона.
Заказчик, указав в извещении о проведении электронного аукциона требования к участникам закупки, установленные в соответствии с пунктом 1 части 1, пунктом 3 части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, не указал исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены на основании установленных требований, в нарушение пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 5, 6 части 5 статьи 63, части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы о выявленных нарушениях должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении должностных лиц Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель Комиссии: ____________________ И.А. Светлова
Члены комиссии: ____________________ С.Н. Парфирьева
____________________ С.А. Громов
____________________ А.М. Королева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 22 декабря 2015 г. N 21-06/313-15Ж
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.12.2015