Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 14 января 2016 г. N 21-06/1-16Ж
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии - руководителя управления Светловой И.А.,
членов Комиссии:
главного государственного инспектора отдела антимонопольного контроля и закупок Шихановой Л.Б.,
главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и закупок Ермоловой О.В.,
ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и закупок Козаченко А.А.,
в отсутствие представителей:
- заказчика - Администрации муниципального образования "Тигильский
муниципальный район" (далее - Заказчик; Администрация),
- уполномоченного органа - Комитета по управлению муниципальным имуществом и экономической политике администрации Тигильского муниципального района, уведомленных о дате и времени рассмотрения жалобы посредством факсимильной связи,
в присутствии представителя:
- заявителя - общества с ограниченной ответственностью НПП "КАМТЭКС" (далее - Заявитель): Жукова Н.Л. (по доверенности от 19.08.2015 N 001),
рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при определении поставщика путем электронного аукциона (далее - ЭА) на поставку легкового пятиместного автомобиля повышенной проходимости для нужд Заказчика (закупка N 0138300016215000054), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
25.12.2015 Заказчиком начата процедура определения поставщика путем проведения ЭА на поставку легкового пятиместного автомобиля повышенной проходимости (далее - Товар) для нужд Заказчика (закупка N 0138300016215000054) (далее - Закупка); начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 1 114 990,00 рублей.
В извещении о Закупке установлен срок окончания подачи заявок: 11.01.2016.
30.12.2015 в Камчатское УФАС России поступила жалоба Заявителя.
Заявитель обжалует действия Заказчика при разработке документации об ЭА с нарушением требований Закона о контрактной системе, в части установления "диапазонов в характеристиках товара, соответствующие одному товарному знаку УАЗ (UAZ)", что не позволяет участникам данной закупки поставить конкурентную продукцию, в частности Заказчиком установлено требование поставки автомобиля цвета: черный металлик.
Заказчик с доводами жалобы не согласился. Представил письменные возражения на жалобу от 13.01.2016 N 02-21/51, пояснив следующее.
В соответствии с требованиями Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании Товара указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки.
"Указанные требования были исполнены Заказчиком при определении поставщика, и эти требования к качеству, технические характеристика Товара, изложенные в техническом задании, не влекут и не могут повлечь за собой ограничение количества участников закупки, а другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки, не имеется".
При описании объекта закупки использовались стандартные требования (колесная база, колесная формула, дорожный просвет, рабочий объем двигателя и т.д.), условные обозначения (лошадиные силы, мм. и т.д.) и терминология (тормоза, коробка передач, задняя подвеска и т.д.), касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, что никак не является препятствием для исполнения поставщиком условий закупки.
Кроме того, требования к техническим характеристикам Товара, в том числе к комплектации Товара определены потребностями Заказчика, в частности климатическими условиями его эксплуатации (низкий температурный режим - до -40 С и более), необходимостью перемещения по пересеченной местности в условиях бездорожья либо по дорогам низких категорий (IV - V), отсутствия возможности, при перемещении Товара, воспользоваться посторонней технической помощью и т.д.
"Цвет автомобиля определен функциональными особенностями, а именно: использованием Администрацией, ввиду чего требуется автомобиль представительного вида; также учтено, что цвет "черный металлик" не является исключительным и широко применяется производителями автомобилей".
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
1. Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об ЭА должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 данного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом:
- описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 данной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчик в техническом задании документации о Закупке указал, что им осуществляется закупка легкового пятиместного автомобиля повышенной проходимости УАЗ "Патриот" в комплектации "Limited" либо аналог. При этом Заказчик указал функциональные, технические и качественные характеристики Товара с указанием максимальных (колесная база, в пределах 2760 мм.) и минимальных значений (дорожный просвет, не менее 210 мм и т.д.) таких показателей, показателей, значения которых не могут изменяться (колесная формула - 4х4, коробка передач - механическая и т.д.) в соответствии со своими потребностями.
Заказчик в техническом задании документации о Закупке установил значение показателя: Цвет автомобиля "черный металлик", в соответствии со своими потребностями. При этом данный цвет не является средством индивидуализации, присущим только одной модели конкретного производителя Товара.
Кроме того, документация о Закупке содержит условие, допускающее поставку Товара с улучшенными по сравнению с качественными, техническими и функциональными характеристиками Товара, указанными в контракте.
Согласно статье 8 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям данного Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (пункт 1 статьи 1 названного Закона).
Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок определения поставщика, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате определения поставщика лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям результативности, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. Исходя из положения части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, в закупках могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. Поэтому включение в аукционную документацию условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в аукционе.
Установление Заказчиком значимых функциональных, технических и качественных характеристик товара (рабочий объем двигателя, максимальная мощность двигателя, дорожный просвет, требования к передней/задней подвескам, цвету, комплектации и т.д.) обусловлено потребностями Заказчика и является его правом.
Закон о контрактной системе не предусматривает ограничений по включению в документацию об аукционе требований к товару, являющихся значимыми для Заказчика.
При этом Заказчик представил коммерческие предложения от двух потенциальных участников Закупки, имеющих возможность поставить Товар, соответствующий потребностям Заказчика.
Заявитель не представил доказательств того, что совокупность каких либо показателей не позволяет ему поставить Товар с аналогичными или улучшенными техническими и функциональными характеристиками, соответствующими потребностям Заказчика. Кроме того, отсутствие у Заявителя возможности поставки Товара, соответствующего требованиям, установленным Заказчиком, не свидетельствует об ограничении круга потенциальных участников закупки.
Таким образом, описание Заказчиком объекта Закупки не противоречит правилам, установленным статьей 33 Закона о контрактной системе.
2. Согласно части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об ЭА должна содержать, в том числе информацию указанную в извещении о проведении такого аукциона, в частности ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с данным Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об ЭА должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом в соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе установлено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей Правительством Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно извещению, документации о Закупке предметом контракта является поставка легкового пятиместного автомобиля повышенной проходимости для нужд Заказчика.
Вместе с тем, данное транспортное средство входит в перечень отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2014 N 656 "Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в связи с чем, Заказчику в документации о Закупке надлежало установить запрет на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств.
Следовательно Заказчик, не установив в извещении, документации о Закупке запрет на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, нарушил часть 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
В связи с тем, что данное нарушение не повлияло на результаты Закупки, предписание не выдавать.
3. Согласно части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Частью 7 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), а также размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063.
Проект контракта, размещенный в единой информационной системе, не содержит размер пени, определенный в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, что является нарушением части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО НПП "КАМТЭКС" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 7 статьи 34, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы о выявленных нарушениях должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: ___________________ И.А. Светлова
Члены комиссии: ____________________Л.Б. Шиханова
____________________ О.В. Ермолова
_____________________ А.А. Козаченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 14 января 2016 г. N 21-06/1-16Ж
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.01.2016