Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 7 декабря 2015 г. N 324/03-15-з
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Зам. председателя комиссии:
Фуфачевой И.Н. - зам. руководителя управления ФАС по Кировской области;
Членов комиссии:
Панкратовой В.Д.- ведущего специалиста-эксперта отдела КЗ управления ФАС по Кировской области;
Зыкина М.Н.- ведущего специалиста-эксперта отдела КЗ управления ФАС по Кировской области;
в присутствии:
Ромашова И.В. - представителя Администрации Афанасьевского района Кировской области, по доверенности,
Артемихиной Л.Н. - представителя МБУ "ЦК и Д", полномочия подтверждены,
рассмотрев жалобу ООО "СТРОЙТЕХГРУПП",
У С Т А Н О В И Л А:
30.11.2015 г. в Кировское УФАС России поступила жалоба ООО "СТРОЙТЕХГРУПП" (далее - Заявитель) на действия Администрации Афанасьевского района Кировской области (далее - Уполномоченный орган), МБУ "Центр культуры и досуга" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству многофункционального культурно-досугового центра в пгт Афанасьево Кировской области (2 этап) (номер извещения 0140300000315000037).
Заявитель сообщает, что в нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в аукционной документации:
1. Отсутствует проектная документация, что не позволяет оценить затраты подрядчика.
2. Отсутствует допуск СРО на генподряд в случае, если работы по контракту будут выполняться силами сторонних организаций.
3. Не установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства РФ от 04.02.2015 г. N 99).
4. Не установлены требования энергетической эффективности товаров, используемых при выполнении работ.
В соответствии с ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе Заявителю, Заказчику, Уполномоченному органу направлено уведомление о дате, времени, месте рассмотрения жалобы.
Уполномоченный орган, Заказчик представили письменные пояснения по жалобе, считают жалобу необоснованной, поскольку Закон о контрактной системе не предусматривает обязанность размещения проектной документации, приказ Минрегиона России от 30.12.2009 N 624 в п. 33 не содержит такие объекты строительства как здания образовательных и культурных учреждений, требования к участникам закупки согласно Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 г. N 99 при проведении электронного аукциона не устанавливаются, требования энергетической эффективности товаров учтены при разработке проектно-сметной документации (раздел 10).
На заседание Комиссии Кировского УФАС России представитель Заявителя не явился, извещен надлежащим образом.
На заседании Комиссии Кировского УФАС России представители Заказчика, Уполномоченного органа поддержали доводы, изложенные в пояснениях на жалобу.
Заслушав пояснения представителей Заказчика, Уполномоченного органа, изучив представленные документы, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.
30.10.2015 года на официальном сайте закупок размещено извещение на выполнение работ по строительству многофункционального культурно-досугового центра в пгт Афанасьево Кировской области (2 этап) (номер извещения 0140300000315000037). Срок окончания подачи заявок - 30.11.2015 16-00.
Согласно протоколу рассмотрения заявок от 01.12.2015 на участие в аукционе подано 3 заявки, все заявки допущены к участию в аукционе.
1. Относительно отсутствия в аукционной документации проектно-сметной документация Комиссия Кировского УФАС пришла к следующему выводу.
Содержание документации об электронном аукционе определено ст. 64 Закона о контрактной системе. Указанная статья не содержит требования о включении в документацию об электронном аукционе проектно-сметной документации. Наименование и описание объекта закупки и условия контракта устанавливаются в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе. Документация об электронном аукционе на выполнение работ по строительству многофункционального культурно-досугового центра в пгт Афанасьево Кировской области (2 этап) содержит описание объекта закупки в виде Технического задания (раздел 3.), что позволяет участникам подготовить заявку для участия в аукционе.
Довод заявителя необоснован.
2. Относительно отсутствия в требованиях к участникам свидетельства о допуске СРО на генподряд.
Приказом Минрегиона России от 30.12.2009 N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, который содержит п. 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):
33.3. Жилищно-гражданское строительство.
Согласно Приложению N 1 к Информационной карте документации об электронном аукционе вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать Документы, подтверждающие соответствие участника электронного аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ или копии этих документов (копия свидетельства СРО - на проведение работ по устройству перекрытий, металлического каркаса, наружных сетей теплоснабжения, наружных сетей канализации, наружных сетей водопровода), а также декларация о соответствии участника аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (п. 2.2).
В соответствии с п. 5.1.1. Проекта контракта подрядчик обязуется выполнить предусмотренные настоящим Контрактом работы своими силами и средствами, обеспечив их надлежащее качество в соответствии с проектно-сметной документацией, техническим заданием, строительными нормами и правилами, в сроки, установленные настоящим Контрактом, не допуская выполнения объемов работ сверх установленной Контрактом стоимости работ.
Подрядчик, не являющийся субъектом малого предпринимательства (СМП) или социально-ориентированной некоммерческой организацией (СО НКО) привлекает к исполнению контракта субподрядчиков из числа СМП, СО НКО в объеме 20% от цены контракта.
Таким образом, документация об электронном аукционе предусматривает возможность привлечения субподрядных организаций, следовательно, к участникам закупки должно быть выставлено требование о наличии допуска СРО по п. 33.3 Перечня, утвержденного Приказом Минрегиона России от 30.12.2009 N 624.
Довод Заявителя обоснован.
3. Относительно отсутствия дополнительных требований к участникам закупки в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 г. N 99.
Согласно ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно п. 2 Приложения N 1 Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 при проведении электронного аукциона на выполнение работ строительных, включенных в код 45 (кроме кода 45.12) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей устанавливаются следующие требования к участникам закупки: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка. Документами, подтверждающие соответствие участников закупки данным дополнительным требованиям являются: копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, аукционе.
Необходимость установления указанных требований к участникам электронного аукциона определена и Письмом Минэкономразвития России N 23275-ЕЕ/Д28и, ФАС России N АЦ/45739/15 от 28.08.2015 "О позиции Минэкономразвития России и ФАС России по вопросу о применении постановления Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99".
Согласно извещению о проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству многофункционального культурно-досугового центра в пгт Афанасьево Кировской области (2 этап) предмет закупки имеет код по ОКПД 45.121.15.120, а начальная (максимальная) цена контракта составляет 23 745 836,00 рублей.
В соответствии с ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов.
Таким образом, поскольку электронный аукцион предусматривает выполнение работ строительных, включенных в код 45, на сумму свыше 10 млн. рублей, следовательно, Заказчиком в нарушение требований ч. 4 ст. 31, п. 2 ч. 1 ст. 64, п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе не установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99, а также документы, подтверждающие соответствие указанным требованиям.
Довод Заявителя обоснован.
4. Относительно отсутствия требования энергетической эффективности товаров, используемых при выполнении работ.
Представленная Заказчиком для обозрения комиссии Кировского УФАС проектная документация, разработанная ООО Строительная компания "М-Проект", содержит раздел 10(1). Мероприятия по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений и сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Учитывая, что Техническое задание разработано Заказчиком на основании Проектной документации, следовательно, Заказчиком установлены в документации об электронном аукционе требования энергетической эффективности товаров, используемых при выполнении работ.
Довод Заявителя необоснован.
Учитывая выше изложенное, жалоба Заявителя является частично обоснованной.
Вместе с тем, право Заявителя подать заявку на участие в электронном аукционе Заказчиком, Уполномоченным органом не ограничено, поскольку аукционная документация не содержит дополнительных требований к участникам закупки. Следовательно, не установление требования о наличии СРО на генподряд, а также дополнительных требований не может нарушать права Заявителя, в связи с чем, оснований для выдачи предписания не имеется.
На основании изложенного и в соответствии с ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия Кировского УФАС России
Р Е Ш И Л А:
1. Признать частично обоснованной жалобу ООО "СТРОЙТЕХГРУПП" на документацию электронного аукциона на выполнение работ по строительству многофункционального культурно-досугового центра в пгт Афанасьево Кировской области (2 этап) (номер извещения 0140300000315000037), в связи с нарушением МБУ "Центр культуры и досуга" п. 1 ч. 1, ч. 4 ст. 31, п. 2 ч. 1 ст. 64, п. 2 ч. 5 ст. 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2. По результатам рассмотрения жалобы предписание об устранении допущенных нарушений не выдавать.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.
Зам. председателя комиссии И.Н. Фуфачева
Члены комиссии В.Д. Панкратова
М.Н. Зыкин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 7 декабря 2015 г. N 324/03-15-з
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.12.2015