Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 26 ноября 2015 г. N 268с/15
Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области в составе:
Председатель Комиссии: Л.А. Черкашина;
Члены Комиссии: Т.Н. Ролдугина, А.В. Хохольских,
в присутствии представителей:
- заказчика - государственное учреждение здравоохранения "Липецкий областной центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями": Кирилловой Л.Д. (главный врач); Коркина Д.А. (доверенность N 1 от 26.11.2015); Филонюк Н.В. (доверенность N 2 от 26.11.2015);
- уполномоченного органа - Управление по размещению госзаказа Липецкой области: Аксеновой Н.В. (доверенность б/н от 26.11.2015),
рассмотрев жалобу ООО "Вектор" на положения документации об аукционе в электронной форме N 15 - ЭА2 - 1909: иммуноферментные тест-системы (реестровый номер 0146200002015001820),
У С Т А Н О В И Л А:
В адрес Липецкого УФАС России 19.11.2015 поступила жалоба ООО "Вектор" на положения документации об аукционе в электронной форме N 15 - ЭА2 - 1909: иммуноферментные тест-системы (далее - электронный аукцион).
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и подана в установленный Законом о контрактной системе срок. В связи с этим жалоба была принята Липецким УФАС России к рассмотрению.
Жалоба и сведения о времени и месте ее рассмотрения размещены Липецким УФАС России на официальном сайте госзакупок РФ http://zakupki.gov.ru в разделе "жалобы".
В адрес заказчика, уполномоченного органа и заявителя были направлены уведомления о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
ООО "Вектор", извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, на рассмотрение жалобы своего представителя не направило.
На заседании комиссии велась аудиозапись.
В своей жалобе ООО "Вектор" указывает, что заказчиком при составлении технического задания были указаны следующие требования к иммуноферментным тест-системам, не влияющие на целевое назначение продукции, ее качество, функциональность, аналитические и диагностические свойства. К товарам по позициям NN 1 и 2 применяются необоснованно завышенные требования, противоречащие законодательству РФ:
1. К конструкции набора - к количеству промывок (не более 10), к объемам реагентов (Готовый к применению контрольный образец антигена ВИЧ-1 (не требующий дополнительного разведения) - не менее 1,5 мл. В товарной позиции 2 содержится требование к стоп-реагенту - не менее 60 мл, хотя тест-системе любого производителя, имеющего РУ РФ прошла государственные испытания и соответствует всем требованиям ГОСТ Р к подобного вида наборам, а это значит, что количество реагента, которое в ней содержится, является достаточным для проведения того количества анализов, которое указано в документации к набору.
2. Стабильность (срок хранения) приготовленных реагентов: приготовленного раствора ТМБ-субстратной смеси - не менее 6 часов при комнатной температуре. Стабильность (срок хранения) приготовленного рабочего раствора коньюгата - не менее 14 дней. Заявителю не понятно, почему к одним реагентам предъявляются требования по сохранности именно 6 часов, к другим 14 дней, а также почему заказчику необходимо хранить ТМБ-субстратную смесь 6 часов именно при комнатной температуре, а не в холодильнике, как другие реагенты.
3. Заказчик предъявляет к выше указанным товарным позициям необоснованно завышенные требования, указывая, на каких сыворотках крови должны быть испытаны наборы (Специфичность при обследовании контингента доноров (не менее 5000 доноров) - выше 99,5%, Специфичность при обследовании потенциально перекрестно реактивных образцов сыворотки - выше 98,5%, Специфичность: у пациентов с различными заболеваниями, не связанными с ВИЧ-инфекцией: не менее 98,5%), а это прямо противоречит законодательству РФ (требованиям ГОСТ Р и т.п.), в котором четко описываются все стандарты и требования по чувствительности и специфичности и тому подобным характеристикам такого вида продукции, в том числе и к самим испытательным базам таких видов наборов.
Таким образом, заявитель считает, что требования к товарам по позициям NN 1 и 2 соответствуют исключительно производителю ООО "Диагностические системы".
Присутствующий на рассмотрении жалобы представитель уполномоченного органа считает жалобу необоснованной и неподлежащей удовлетворению и пояснил, что на основании заявки заказчика - государственного учреждения здравоохранения "Липецкий областной центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями" от 02.11.2015 N 56 Управлением была разработана документация об аукционе в электронной форме N 15-ЭА2-1909 на закупку иммуноферментных тест-систем, которая была утверждена руководителем заказчика. Согласно заявке заказчика п. 6.1 документации об аукционе установлены требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товара, являющегося объектом закупки. На момент окончания срока подачи на участие в электронном аукционе поступило четыре заявки.
Присутствующие на рассмотрении жалобы представители заказчика также считают жалобу необоснованной, неподлежащей удовлетворению и пояснили, что все характеристики указанные заказчиком в техническом задании аукционной документации являются для заказчика значимыми и непосредственно влияют на организацию и эффективность работы лаборатории, качество проведения анализа, а также на получение конечного результата при диагностике ВИЧ-инфекций, так, в частности:
Требование к количеству промывок является значимым для заказчика требованием, непосредственно влияющим на организацию работы лаборатории заказчика и на результат анализа. Большее количество промывок, независимо от того, осуществляется проведение анализа вручную или с использованием оборудования, ведет к увеличению времени проведения анализа. Таким образом, указанная характеристика является важной и значимой для заказчика, так как непосредственно влияет на процесс проведения анализа, позволяет эффективно организовать работу лаборатории и оптимально распланировать рабочий процесс с учетом загруженности лаборатории и персонала.
Требование к количеству реагентов, входящих в состав тест-системы, продиктовано необходимостью обеспечения взаимодействия закупаемых тест-систем с имеющимся в лаборатории оборудованием - автоматическим ИФА-анализатором. В случае изменения объема реагентов заказчик будет вынужден перепрограммировать автоматический ИФА-анализатор, что повлечет за собой дополнительные затраты и приведет к расходованию бюджетных средств. Требование к количеству реагентов также обеспечивает необходимое минимальное количество каждого реагента для проведения анализа, в том числе на имеющимся оборудовании, с учетом минимально необходимого запаса.
Стабильность приготовленных реагентов. Указанная характеристика является важнейшей и необходимой характеристикой запрашиваемого товара. Более длительное время стабильности приготовленных, рабочих растворов реагентов позволяет использовать тест-систему дробно, а также позволяет использовать приготовленные реагенты в течение всего рабочего дня лаборатории, что существенно сокращает трудозатраты и экономически более выгодно, а также существенно влияет на качество полученного результата. Данная характеристика установлена объективно. Исходя из специфики работы и имеющегося опыта, и обладает параметрами эквивалентности. Требование ко времени стабильности приготовленных реагентов установлено, исходя из физико-химических свойств конкретного реагента и возможности его применения. Все приготовленные реагенты изначально отличаются друг от друга, соответственно к ним не могут быть установлены одинаковые требования ко времени стабильности.
Специфичность тест-системы является одной из важнейших характеристик и напрямую влияет на конечный результат анализа. Специфичность тест-системы позволяет исключить ложноположительные результаты, то есть чем выше специфичность тест-системы, тем меньше количество ложноположительных результатов будет получено при ее использовании. При этом очень важным является именно способ определения специфичности. Для заказчика является очень важным, чтобы специфичность была определена именно при обследовании доноров и при обследовании потенциально перекрестно реактивных образцов сыворотки (пациентов с различными заболеваниями, не связанными с ВИЧ-инфекцией. Определение специфичности при обследовании доноров и при обследовании потенциально перекрестно реактивных образцов сыворотки значительно увеличивают точность результата анализа, минимизирует риск ошибок и является дополнительной гарантией качества тест-системы.
Также представители заказчика пояснили, что установив в техническом задании такие характеристики, как количество промывок, стабильность приготовленных реагентов, требования к количеству реагентов, и различные параметры указанных характеристик, заказчик обеспечил поставку товаров различных по формату. Таким образом, во исполнение требований СП 3.1.5.2826-10 "Профилактика ВИЧ-инфекции", заказчик сформировал техническое задание таким образом, что к поставке требуется товар, отличающийся формата теста.
Рассмотрев жалобу и приложенные к ней материалы, а также другие представленные документы (копии), выслушав мнение представителей заказчика и уполномоченного органа, и проведя внеплановую проверку, Комиссия Липецкого УФАС России по рассмотрению жалобы установила следующее.
Приказом начальника управления по размещению госзаказа Липецкой области N 2148-А от 06.11.2015 на основании заявки государственного учреждения здравоохранения "Липецкий областной центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями" принято решение об осуществлении закупки на поставку иммуноферментных тест-систем путем проведения аукциона в электронной форме, а также утвержден состав аукционной комиссии.
Как следует из материалов, представленных на рассмотрение жалобы, документация об электронном аукционе на поставку иммуноферментных тест-систем и извещение N 0146200002015001820 размещены 13.11.2015 на официальном сайте госзакупок РФ http://zakupki.gov.ru.
Предметом данной закупки является поставка иммуноферментных тест-систем.
Пункт 6.1 документации об электронном аукционе содержит описание объекта закупки - иммуноферментных тест-систем по двум позициям.
Комиссией Липецкого УФАС России принят во внимание тот факт, что заказчику иммуноферментные тест-системы, с указанными в аукционной документации характеристиками, необходимы заказчику исходя из специфики учреждения. Также установлено, что закупаемые ГУЗ "ЛОЦПБС и ИЗ" иммуноферментные тест-системы для одновременного выявления антител к ВИЧ-1 и ВИЧ-2, ВИЧ-1 группы О и антигена к ВИЧ-1 (р24) в сыворотке и плазме крови человека во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1438 "О финансовом обеспечении закупок диагностических средств и антивирусных препаратов для профилактики, выявления, мониторинга лечения и лечения лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатитов В и С, а также о реализации мероприятий по профилактике ВИЧ-инфекций и гепатитов В и С" и в соответствии с Приказом управления здравоохранения Липецкой области от 17.06.2013 N 495 "О финансовом обеспечении закупок и правил передачи диагностических средств и антивирусных препаратов для профилактики, выявления, мониторинга лечения и лечения лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатитов В и С" передаются в лабораторию ГУЗ "Липецкая областная станция переливания крови", где выполняются скрининговые исследования на ВИЧ-инфекцию донорской крови.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии со ст. 3 Закона о контрактной системе закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия не находит нарушений со стороны заказчика при описании объекта закупки и установлении требований к закупаемому товару.
Рассмотрев довод заявителя, что указанные в позициях NN 1 и 2 характеристики соответствуют только тест-системам одного производителя ООО "Диагностические системы", что ограничивает количество участников закупки, Комиссия Липецкого УФАС России считает его необоснованным по следующим основаниям:
В силу части 1 ст. 1 Закона о контрактной системе настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с заключением договора, предметом которого является поставка товара, выполнение работы, оказание услуги.
Предметом электронного аукциона является поставка иммуноферментных тест-систем. В связи с этим участником закупки могло выступить любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель (в том числе и не являющийся производителем требуемого к поставке товара), готовые поставить товар, отвечающий требованиям документации об электронном аукционе. Таким образом, возможность осуществления поставки товара предусмотрена для неограниченного числа поставщиков. Отсутствие у кого-либо из лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар с указанными в документации характеристиками, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении заказчиком числа участников закупки.
Заявителем не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в п. 6.1 документации об электронном аукционе требования к товару, создали одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми для потенциальных участников, а действия заказчика направлены на ограничение количества участников закупки.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 27.11.2015 N 0146200002015001820-1 на участие в электронном аукционе поступило четыре заявки, что может рассматриваться в качестве подтверждения отсутствия ограничения количества участников закупки со стороны заказчика.
В ходе проведения внеплановой проверки в действиях уполномоченного органа и заказчика нарушений Закона о контрактной системе не установлено.
Руководствуясь ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Липецкого УФАС России
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Вектор" на положения документации об аукционе в электронной форме N 15 - ЭА2 - 1909: иммуноферментные тест-системы (реестровый номер 0146200002015001820) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии: ____________ Л.А. Черкашина
Члены Комиссии: ____________ Т.Н. Ролдугина
____________ А.В. Хохольских
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 26 ноября 2015 г. N 268с/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.12.2015