Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 7 декабря 2015 г. N 07-24-17049/15
Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия)
рассмотрев довод жалобы ООО "Юнистрой Оптима" (далее - Заявитель) на действия Администрации Истринского муниципального района Московской области (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса: "Услуги по транспортировке умерших в морг для проведения судебно-медицинской экспертизы на территории Истринского муниципального района" (закупка N 0148300050715001003 на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступили жалобы Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа с доводом Заявителя не согласились и сообщили, что при проведении Конкурса с ограниченным участием действовали в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
1. В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе, порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановление Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила), установлено, что оценка заявок участников закупки осуществляется в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки.
В соответствии с приложением к Правилам, минимальная значимость стоимостных критериев оценки для товаров равна 70 %, минимальная значимость нестоимостных критериев оценки равна 30%.
Согласно Приложению N 1 к Информационной карте Конкурсной документации: "Оценка заявок осуществляется с использованием следующих критериев оценки заявок:
Стоимостные критерии оценки заявок:
Цена контракта (в денежных единицах)
Оценка по критерию осуществляется в соответствии с подпунктом а) пункта 16 Правил.
Значимость критерия: 60%.
Коэффициент значимости критерия: 0,60
Количество баллов, присуждаемых по критериям оценки "цена контракта", определяется по формуле:
где:
- предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
- минимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки.
II. Нестоимостные критерии оценки заявок:
1. Качественные характеристики объекта закупки
Значимость критерия: 30%.
Коэффициент значимости критерия: 0,30
Сумма величин значимости показателя критерия оценки составляет 100 процентов.
Показатель критерия:
Организационно-технологические предложения: максимальное значение оценки по показателю от 0 до 100 баллов.
Организационно-технологические предложения должны содержать подробные описания бизнес - процессов с момента подписания контракта и до подписания Акта сдачи - приемки выполненных работ и завершая процессом исполнения гарантийных обязательств, в том числе:
- порядок устранения последствий, случаев некачественного выполнения работ;
- описание применяемой системы контроля объема, своевременности и качества выполняемых работ.
При описании процессов в организационно-технологических предложениях должны содержаться сроки выполнения всех производимых Исполнителем (а также привлекаемых Исполнителем специалистов) пошаговых мероприятий. Участник предоставляет технологические карты, описания бизнес-процессов, регламенты, алгоритмы, а также описание технологии выполнения работ в произвольном виде, с возможностью включения в состав схем, изображений и иного материала.
Баллы по подкритерию от 0 до 100 присваиваются в зависимости от степени проработки и детализации организационно-технологических предложений участника конкурса по выполнению работ, соответствующих Технической части конкурсной документации, описания применяемой системы контроля качества.
Количество баллов определяется посредством экспертной оценки. В процессе оценки члены комиссии анализируют представленные в заявке на участие в конкурсе организационно-технологические предложения участника конкурса по выполнению работ, соответствующих Технической части конкурсной документации, описания применяемой системы контроля качества:
- наличие максимально проработанного и расширенного детального описания организационно-технологических предложений участника конкурса по выполнению работ, соответствующих Технической части конкурсной документации, описания применяемой системы контроля качества - до 100 баллов включительно;
- отсутствие или наличие частичного описания организационно-технологических предложений участника конкурса по выполнению работ, соответствующих Технической части конкурсной документации и/или частичного описания применяемой системы контроля качества, а также наличие описания организационно-технологических предложений участника конкурса по выполнению работ, дублирующего положения Технической части (без дополнительной проработки) - до 20 баллов включительно;
Указание ссылок на соответствие Технической части, либо Конкурсной документации не рекомендуется и не считается предоставлением участником закупки предложений организационно-технологических предложений. Заявке участника конкурса, содержащей подобные ссылки в составе предложений, оцениваемых по данному критерию, присваивается 0 баллов по данному подкритерию.
В случае отсутствия подтверждающих документов и сведений подтверждающих, указанные выше обстоятельства, присваивается 0 баллов.
Лучшему предложению, которое ведет к наибольшему достижению целей применения указанных предложений по показателю критерия оценки, присваивается максимальное количество баллов.
Остальным заявкам по показателю баллы присваиваются по уменьшению степени достижения целей применения указанных предложений по показателю критерия оценки.
Преимущество предложений определяется комиссией по закупкам экспертным путем, а также путем сравнения и сопоставления предложений участников конкурса.
Количество баллов, присваиваемых заявке по показателю, определяется как среднее арифметическое оценок в баллах всех членов комиссии по закупкам, присуждаемых заявке по данному показателю, с учетом коэффициента значимости показателя.
Количество баллов по критерию - это сумма количества баллов по показателям критерия "качественные характеристики объекта закупки".
Рейтинг заявки (предложения) по критерию оценки- это оценка в баллах, полученная участником закупки по результатам оценки по критерию оценки с учетом коэффициента значимости критерия оценки.
2. Квалификация участников закупки.
Значимость критерия: 10%.
Коэффициент значимости критерия оценки "квалификация участника конкурса" составляет 0,1.
Для определения рейтинга, присуждаемого заявке участника конкурса по данному критерию, установлены следующие показатели:
Показателем, раскрывающим содержание критерия оценки "квалификация участника конкурса", установлен показатель "опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема".
Значимость показателя: 100%
Коэффициент значимости показателя "опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" составляет 1.
Заказчиком будет оцениваться количество успешно исполненных контрактов сопоставимого характера и объема за последние три года, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе. Такие контракты подтверждаются следующими документами:
- копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) на выполнение работ по предмету конкурса;
Копии указанных документов должны быть представлены в полном объеме со всеми приложениями.
В рамках подтверждения исполнения контрактов сопоставимого объема, участник конкурса должен представить в составе заявки копии документов по годовой бухгалтерской отчетности за последние три года с подтверждением о сдаче такой отчетности в налоговую инспекцию, а именно:
- за 2012 год "Отчет о прибылях и убытках" Форма по ОКУД 0710002;
- за 2013 год и 2014 год "Отчет о финансовых результатах" Форма по ОКУД 0710002.
Подтверждением о сдаче такой отчетности в налоговую инспекцию является:
- при сдаче такой отчетности лично: отметка (штамп) ИФНС на таких документах;
- при сдаче посредством почтового отправления: копия квитанции об отправке с описью вложения;
- при отправке в электронной форме: копия квитанции о приемке.
Представленные участником закупки контракты (договоры), исполнение которых не подтверждено документально, не учитываются при оценке.
Под успешным выполнением работ понимается исполнение участником закупки контракта (контрактов), договора (договоров) в полном объеме в соответствии с условиями, установленными в контракте (договоре), без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней).
По успешному выполнению работ участник закупки декларирует в заявке исполнение им контракта (контрактов), договора (договоров) представленного(ых) по показателю критерия оценки, без применения к нему неустоек (штрафов, пеней).
Заказчик вправе запросить у соответствующих органов и организаций информацию об успешном выполнении работ по исполнению участником закупки контракта (контрактов), договора (договоров) без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней).
Под работами сопоставимого характера понимаются работы согласно предмету конкурса.
Под работами сопоставимого объема понимаются работы по исполненному контракту (контрактам) стоимость которого (которых) составляет не менее начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводится конкурс.
Соответствие сопоставимому объему применяется к каждому исполненному участником закупки контракту, а не в совокупности представленных исполненных контрактов.
Оценка заявок по указанному показателю осуществляется в соответствии с п. 23 Правил:
23. В случае если для заказчика лучшим условием исполнения контракта по критерию оценки (показателю) является наибольшее значение критерия оценки (показателя), за исключением случая, предусмотренного пунктом 24 настоящих Правил, количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю) (НКОi), определяется по формуле:
НКОi=КЗх100х(Оi/Оmax),
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя.
В случае если используется один показатель, КЗ = 1;
Оi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
Оmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки.
Рейтинг заявки (предложения) по критерию оценки - это оценка в баллах, полученная участником закупки по результатам оценки по критерию оценки с учетом коэффициента значимости критерия оценки.
Рейтинг, присуждаемый i-ой заявке по критерию оценки "квалификация участника конкурса" (Ri2), определяется по формуле
Ri2 = НКОi0,2,
где:
НКОi - количество баллов, присуждаемых участнику закупки по показателю "опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что порядок оценки по критериям "квалификация участников закупки" и "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", не позволяет выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта, в связи с отсутствием предмета оценки по показателям "квалификация участников закупки" и "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке Конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки.
Следовательно, действия Заказчика, Уполномоченного органа не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе, а также надлежащую инструкцию по заполнению заявки, нарушают соответственно пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В доводах жалобы Заявителем указано, что в муниципальном контракте отсутствует фиксированный размер пени, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом.
Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе, в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 7 статьи 34 Закона о контрактной системе, в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
При этом, частью 7 статьи 34 Закона о контрактной системе, установлено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Правила определения размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Правила).
Пунктом 6 Правил установлено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле, указанной в Правилах.
Согласно части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В проекте государственного контракта установлен соответствующий требованиям Правил порядок определения размера пени, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом.
Следовательно довод жалобы не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в Конкурсной документации установлено требование о наличие круглосуточной диспетчерской службы.
Согласно части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в документация о зоб объекте закупки должна содержать описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Пунктом 4 Технического задания Конкурсной документации: "заявки от Заказчика принимаются Исполнителем круглосуточной диспетчерской службой, посредством телефонной связи".
Данное условие не является требованием о наличии у участника производственных мощностей, а обусловлено необходимостью Заказчика в определенный момент подать заявку посредством телефонной связи на осуществление услуг. Доказательства обратного Заявителем не представлено.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 22 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена контракта определяется и обосновывается заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:
1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
2) нормативный метод;
3) тарифный метод;
4) проектно-сметный метод;
5) затратный метод.
В соответствии с частью 8 статьи 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 5.1 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2014 N 77, и абзацу четвертому подпункта а) пункта 6 Правил осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного надзора полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1092, контроль за обоснованием начальной (максимальной) цены контракта относится к полномочиям Федеральной службы финансово-бюджетного надзора.
Кроме того, на заседании Комиссии Заявителем не представлены доказательства, подтверждающие, что Заказчиком были нарушены нормы Закона о контрактной системе и, как следствие, права и законные интересы Заявителя.
Следовательно, данный довод жалобы не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Юнистрой Оптима" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки Аукционной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных правонарушений.
4. Передать материалы дела от 11.11.2015 N 07-24-15747/15 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Московского областного УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в трёхмесячный срок
.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 7 декабря 2015 г. N 07-24-17049/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.12.2015