Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 4 декабря 2015 г. N 06-10/15-334
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее по тексту решения - Комиссия Мурманского УФАС) в составе:
председателя Комиссии Мурманского УФАС: Калитиной Н.А. - заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
членов Комиссии Мурманского УФАС:
Фирсовой Н.М. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
Пахолковой Е.В. - специалиста-эксперта отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
при участии представителей Федерального государственного бюджетного учреждения "Мурманское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" - Клещева А.А. (доверенность от 04.12.2015 года N 60), Фадеева А.Г (доверенность от 11.11.2015 года N 51), Хряниной А.М. (доверенность от 02.11.2015 года N 49),
без участия представителя общества с ограниченной ответственностью "ЛОРА", должным образом уведомленного о времени и месте рассмотрения, представившего ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЛОРА" на действия Федерального государственного бюджетного учреждения "Мурманское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" при проведении запроса котировок "Оказание услуг по передаче неисключительных (пользовательских) лицензионных прав на использование программного обеспечения (антивирус)", реестровый номер закупки: 0349100008815000088, в соответствии со статьёй 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту решения - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области 30 ноября 2015 года обратилось общество с ограниченной ответственностью "ЛОРА" (далее по тексту решения - ООО "ЛОРА", Общество, Заявитель) на действия Федерального государственного бюджетного учреждения "Мурманское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" (далее по тексту решения - Заказчик, ФГБУ "Мурманское УГМС") при проведении запроса котировок "Оказание услуг по передаче неисключительных (пользовательских) лицензионных прав на использование программного обеспечения (антивирус)", реестровый номер закупки: 0349100008815000088 (далее по тексту решения - Запрос котировок).
По мнению Заявителя, в нарушение требований Закона о контрактной системе Заказчик направил проект контракта со сведениями (спецификация), которые не были предложены Обществом в котировочной заявке.
Заявитель указывает в жалобе, что Заказчик отказался включить любую информацию, в том числе наименование программного обеспечения, конкретные характеристики, зарегистрированный товарный знак, фирму разработчика, страну происхождения программного продукта в проект Сублицензионного договора, но включил в него показатели эквивалентности из Технического задания, мотивируя это тем, что "запрос котировок производился на оказание услуг, а не на поставку товара, в связи с чем указание характеристик в заявке участника в запросе котировок не требовалось (часть 3 статьи 73 Федерального закона от 05.04.20213г. N 44-ФЗ)".
Кроме того, ООО "ЛОРА" обращает внимание на то, что в Техническом задании приведены специфические технические характеристики антивирусного программного обеспечения производства компании "Лаборатория Касперского" без указания на товарный знак (знак обслуживания) и разработчика, но с показателями эквивалентности. ФГБУ "Мурманское УГМС" не приобретались права на использование антивирусного программного обеспечения "Лаборатория Касперского", данная закупка является первичной, информация о продлении лицензии в Извещении отсутствовала. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее по тексту решения - Закон о защите конкуренции), Заказчику запрещено совершать действия, которые ведут или могут привести к ограничению или устранению конкуренции путем введения в техническое задание ограничительных требований к товарам, информации, работам, услугам приводящих к ограничению конкуренции. Соответственно, ООО "ЛОРА" считает, что Заказчик обязан принять к рассмотрению заявки участников с эквивалентным антивирусным программным обеспечением.
ООО "ЛОРА" просит обязать Заказчика заключить Сублицензионный договор на оказание услуг по передаче неисключительных (пользовательских) лицензионных прав на использование программного обеспечения (антивирус), в соответствии с требованиями части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе и включить наименование антивирусного программного обеспечения, конкретные показатели, зарегистрированный товарный знак, наименование разработчика программного обеспечения, страну происхождения программного обеспечения в Сублицензионный договор.
Заказчик с доводами жалобы Общества не согласен, считает, что его действия соответствовали требованиям Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", Федеральная антимонопольная служба определена федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Заседание Комиссии Мурманского УФАС начато в 10 часов 00 минут 04 декабря 2015 года и проведено в соответствии с требованиями статьи 106 Закона о контрактной системе. В ходе заседания Комиссии Мурманского УФАС осуществлено ведение аудиозаписи.
Комиссия Мурманского УФАС, изучив доводы Заявителя, выслушав возражения Заказчика, исследовав представленные сторонами документы, приходит к следующим выводам.
Из существа дела следует, что Заказчиком 30 октября 2015 года на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг размещено извещение о проведении Запроса котировок.
Заказчик: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Мурманское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды".
Наименование объекта закупки: Оказание услуг по передаче неисключительных (пользовательских) лицензионных прав на использование программного обеспечения (антивирус)
Начальная (максимальная) цена контракта: 126 200.00 руб.
Процедура осуществления закупок путем проведения запроса котировок форме регламентирована параграфом 3 Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 72 Закона о контрактной системе, под запросом котировок понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд товарах, работах или услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок и победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта.
Требования, предъявляемые к проведению запроса котировок регламентированы статьёй 73 Закона о контрактной системе.
Согласно части 14 статьи 78 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок, по цене, предложенной в заявке на участие в запросе котировок победителя запроса котировок или в заявке на участие в запросе котировок участника запроса котировок, с которым заключается контракт в случае уклонения такого победителя от заключения контракта.
Также согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Объект закупки: оказание услуг по передаче неисключительных (пользовательских) лицензионных прав на использование программного обеспечения (далее - ПО) (антивирус).
Подпунктом 1.1 пункта 1 проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью документации, установлено, что исполнитель предоставляет Заказчику услуги по передаче прав на использование программного обеспечения (далее - ПО) на условиях простой неисключительной лицензии (далее - лицензия), в соответствии с техническим заданием (приложение N 1 к договору) и спецификацией (приложение N 2 к договору), а Заказчик принимает и своевременно оплачивает эти услуги.
Согласно пункту 4 приложения N 2 к извещению о проведении Запроса котировок срок действия лицензии - 1 год с момента активации ключа.
В ходе заседания представители ФГБУ "Мурманское УГМС" пояснили, что 12.11.2015 года ООО "ЛОРА" направило скан-копию проекта договора, оформленного в своей редакции, на адрес электронной почты Заказчика и сообщило об отправке оригиналов проекта договора express почтой.
Комиссией Мурманского УФАС установлено, что 16.11.2015 года Заказчик получил от Общества два проекта договора, подписанных ООО "ЛОРА".
Согласно спецификации одного проекта договора, подписанного Обществом, указан срок лицензии - 13 месяцев.
В соответствии со спецификацией другого проекта договора, подписанного ООО "ЛОРА", срок лицензии - 14 месяцев.
Таким образом, срок действия лицензии, установленный в проектах контракта, направленных Заявителем, не соответствует требованиям Технического задания, являющегося неотъемлемой частью к извещению о проведении Запроса котировок.
Требования к качеству, условиям предоставления и составу услуг указаны в пункте 5 приложения N 2 к извещению о проведении Запроса котировок.
В технических заданиях, представленных вместе с проектами контрактов, представленных Обществом, ряд характеристик, указанных Заявителем, не соответствует потребности Заказчика, указанной в приложении N 2 к извещению о проведении Запроса котировок.
Например, в подпункте 5.12 пункта 5 приложения N 2 к извещению о проведении Запроса котировок указано, что обновляемые антивирусные базы данных должны обеспечивать реализацию следующих функциональных возможностей, в том числе:
- регламентное обновление антивирусных баз не реже 24 раз в течение календарных суток, а без антиспама не реже одного раза в 5 минут.
В технических заданиях, представленных вместе с проектами контрактов, представленных Обществом, не указано регламентное обновление антивирусных баз без антиспама.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия Мурманского УФАС пришла к выводу, что проекты контрактов, подписанные ООО "ЛОРА", не соответствуют требованиям Заказчика, установленным в приложении N 2 к извещению о проведении Запроса котировок. Следовательно, Заказчик правомерно не заключает контракт с Обществом.
Жалоба ООО "ЛОРА" признается необоснованной.
В соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией Мурманского УФАС проведена внеплановая проверка размещенной закупки, в ходе которой установлено нижеследующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе, в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация, указанная в пунктах 1 - 6 статьи 42 настоящего Федерального закона (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта), а также в пункте 8 данной статьи (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, равно как и требование, предъявляемое к участникам запроса котировок в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Как было указано ранее, требования к качеству, условиям предоставления и составу услуг указаны в пункте 5 приложения N 2 к извещению о проведении Запроса котировок.
Пунктом 4 приложения N 2 к извещению о проведении Запроса котировок установлены требования к количественным характеристикам и сроку действия лицензии: лицензия (антивирус) на 100 устройств - 1 условная единица.
В соответствии с пунктом 2 статьи 73 Закона о контрактной системе, в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться форма заявки на участие в запросе котировок, в том числе подаваемой в форме электронного документа.
Согласно форме заявки участникам Запроса котировок надлежало выразить согласие исполнить условия договора, указанные в извещении о проведении запроса котировок.
Рассмотрение и оценка заявки на участие в запросе котировок регламентированы статьёй 78 Закона о контрактной системе.
В силу части 7 статьи 78 Закона о контрактной системе, котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет заявки на участие в запросе котировок, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, либо предложенная в таких заявках цена товара, работы или услуги превышает начальную (максимальную) цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок, или участником запроса котировок не предоставлены документы и информация, предусмотренные частью 3 статьи 73 настоящего Федерального закона. Отклонение заявок на участие в запросе котировок по иным основаниям не допускается.
Результаты рассмотрения и оценки котировочных заявок оформлены протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в Запросе котировок от 09 ноября 2015 года (далее по тексту решения - Протокол).
Согласно Протоколу единая комиссия ФГБУ "Мурманское УГМС" (далее по тексту решения - Единая комиссия) единогласно признала заявку ООО "ЛОРА" соответствующей требованиям, установленным в извещении о проведении Запроса котировок.
Комиссия Мурманского УФАС изучила котировочную заявку Общества и установила нижеследующее.
Приложение N1 к заявке на участие в Запросе котировок содержит таблицу сведений о качественных, количественных характеристиках, функциональных характеристиках предложенного Заявителем товара и/или оказываемых услуг.
Так в графе таблицы "Единица измерения" указано: "усл. ед.", при этом в графе таблицы "кол-во" указано: "100", что не соответствует потребности Заказчика.
Кроме того, как было указано ранее, в подпункте 5.12 пункта 5 приложения N 2 к извещению о проведении Запроса котировок указано, что обновляемые антивирусные базы данных должны обеспечивать реализацию следующих функциональных возможностей, в том числе:
- регламентное обновление антивирусных баз не реже 24 раз в течение календарных суток, а без антиспама не реже одного раза в 5 минут.
В приложении N2 к заявке на участие в Запросе котировок отсутствует указание на регламентное обновление антивирусных баз.
Таким образом, заявка ООО "ЛОРА" не соответствует требованиям, установленным в извещении о проведении Запроса котировок.
Как указывалось ранее, в силу части 7 статьи 78 Закона о контрактной системе, котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет заявки на участие в запросе котировок, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок.
Следовательно, приняв решение о допуске заявки Общества, Единая комиссия нарушила требования части 7 статьи 78 Закона о контрактной системе.
Для рассмотрения вопроса о наличии в действиях ФГБУ "Мурманское УГМС" признаков нарушения статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Мурманского УФАС приняла решение передать материалы дела должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области.
Руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЛОРА" на действия Федерального государственного бюджетного учреждения "Мурманское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" при проведении запроса котировок "Оказание услуг по передаче неисключительных (пользовательских) лицензионных прав на использование программного обеспечения (антивирус)" необоснованной.
2. Признать единую комиссию Федерального государственного бюджетного учреждения "Мурманское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" нарушившей часть 7 статьи 78 Закона о контрактной системе.
3. Выдать единой комиссии Федерального государственного бюджетного учреждения "Мурманское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать материалы настоящего дела должностному лицу Мурманского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии
Мурманского УФАС: Н.А. Калитина
Члены комиссии
Мурманского УФАС: Н.М. Фирсова
Е.В. Пахолкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 4 декабря 2015 г. N 06-10/15-334
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.12.2015