Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 4 декабря 2015 г. N 08-07-2210/2015
Резолютивная часть решения оглашена 04 декабря 2015 года
Решение в полном объеме изготовлено 09 декабря 2015 года
Комиссия Оренбургского УФАС России по контролю в сфере осуществления закупок (далее по тексту - Комиссия Оренбургского УФАС России) в составе:
Председателя Комиссии: Членов комиссии:
в присутствии представителей:
Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Оренбургской области -
Представитель ООО "Интерьер сервис" - не явился, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлен,
рассмотрев жалобу ООО "Интерьер сервис" на действия Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Оренбургской области при проведении электронного аукциона Капитальный ремонт по замене оконных блоков в административном здании 5-6 этажах по адресу: г.Оренбург, ул. 60 лет Октября,11 а Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Оренбургской области (номер извещения N 0153100003115000012),
УСТАНОВИЛА:
30.11.2015 г. в Оренбургское УФАС России из ФАС России поступила жалоба ООО "Интерьер сервис" (далее - Заявитель) на действия Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Оренбургской области (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона Капитальный ремонт по замене оконных блоков в административном здании 5-6 этажах по адресу: г.Оренбург, ул. 60 лет Октября,11 а Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Оренбургской области (номер извещения N 0153100003115000012) (далее - аукцион).
В связи с поступившей жалобой, в порядке ч. 7 ст.106 Федерального закона РФ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Заказчику, оператору электронной площадки выставлено требование о приостановлении осуществления закупки в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком нарушены требования ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе (Заказчиком установлены дополнительные требования к участникам закупки), а также п. 10 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе (в п. 6 информационной карты Заказчиком установлена неопределенная информация); в извещении и аукционной документации содержится противоречивая информация относительно наличия ограничений участников закупки, требования об отсутствии участника закупки в реестре недобросовестных поставщиков, условий, запретов и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами; Заказчиком не указана конкретная дата начала и окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации; в документации не установлен перечень документов, предоставляемых Заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии; не установлено к участникам закупки требование о наличии свидетельства о допуске к работам, выданного саморегулируемой организацией; в инструкции по заполнению заявки Заказчик указал недостаточно информации для составления заявки; Заказчиком допущено нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 в части описания объекта закупки.
Присутствующие на рассмотрении жалобы представители Заказчика жалобу признали обоснованной в части, поскольку документация об аукционе действительно содержит дополнительные требования к участникам закупки, установленные в рамках ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системы, между тем, обратили внимание Комиссии Оренбургского УФАС России на разъяснения документации об аукционе в которых указано, что установленные дополнительные требования носят рекомендательный характер. Также представители Заказчика считают несущественным нарушение в части отсутствия сведений о дате начала и окончания разъяснений положений документации, при этом указывают, что на все поступившие запросы были предоставлены разъяснения в установленные Законом о контрактной системе сроки. Иные доводы жалобы находят необоснованными.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Оренбургского УФАС России, проанализировав представленные документы, заслушав доводы сторон, пришла к следующим выводам:
13.11.2015 г. на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке было размещено извещение N 0153100003115000012 и документация об электронном аукционе на выполнение работ по капитальному ремонту по замене оконных блоков в административном здании 5-6 этажах по адресу: г. Оренбург, ул. 60 лет Октября, 11а Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Оренбургской области (далее - документация об электронном аукционе).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 3576492.00 руб. Аукционная документация утверждена Заказчиком.
Исходя из требований ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной службе, Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с п. 2 Приложения N 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям", при размещении закупки объектом которой является выполнение работ строительных, включенных в код 45 (кроме кода 45.12) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, к участникам закупки устанавливаются дополнительные требования "наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который, проводится закупка.
Согласно извещению начальная (максимальная) цена контракта составляет 3 576 492,00 рублей.
В соответствии с ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе, Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
В соответствии с пп. 4 п. 17 информационной карты аукционной документации, Заказчик устанавливает дополнительные требования к участникам закупки: опыт работы по замене оконных блоков у подрядчика должен быть не менее 5 лет (подтвердить копиями учредительных документов и копиями договоров), что является нарушением требований ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе, в связи с чем, довод жалобы признан обоснованным.
Согласно п. 10 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: информация о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта, срок, в течение которого победитель такого аукциона или иной участник, с которым заключается контракт при уклонении победителя такого аукциона от заключения контракта, должен подписать контракт, условия признания победителя такого аукциона или иного участника такого аукциона уклонившимися от заключения контракта.
Пункт 6 информационной карты аукционной документации в графе "Информация о контрактной службе" содержит следующие сведения: Приказ N 02-02-13/228 от 31.12.2014, что свидетельствует о несоблюдении Заказчиком требований п. 10 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе в части необходимости указания сведений о контрактной службе, контрактном управляющем, в связи с чем, довод жалобы признан обоснованным.
Согласно ч. 4 ст. 27 Закона о контрактной системе, преимущества в соответствии со статьями 28 - 30 настоящего Федерального закона предоставляются при осуществлении закупок:
1) учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы;
2) организациям инвалидов;
3) субъектам малого предпринимательства;
4) социально ориентированным некоммерческим организациям.
Согласно извещению о проведении закупки, а также пункту 32 информационной карты аукционной документации, Заказчиком предусмотрены преимущества для субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированным некоммерческим организациям (в соответствии со ст. 30 Закона о контрактной системе). Пунктом 15 информационной карты аукционной документации предусмотрена необходимость предоставления соответствующей декларации в составе заявки на участие в аукционе.
Довод Заявителя относительно наличия противоречивой информации в части установления Заказчиком ограничений и преимуществ в результате анализа аукционной документации не нашел своего подтверждения, в связи с чем жалоба в указанной части является необоснованной.
Комиссией Оренбургского УФАС России установлено, что извещением о проведении аукциона, а также информационной картой (пункт 17) предусмотрено, требование об отсутствии в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица (в соответствии с частью 1.1 Статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ). Противоречий в указанной части аукционной документации Комиссией Оренбургского УФАС России не установлено, жалоба в данной части необоснованная.
В силу п. 1 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе, в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются: условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
В пункте 15 информационной карты аукционной документации установлено о предоставлении в составе второй части заявки документов, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, или копии этих документов.
В тоже время, в извещении указанная информация отсутствует.
Таким образом, Заказчик, допустив указание противоречивой информации нарушил требования п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Исходя из требований п. 11 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Пункт 20 информационной карты аукционной документации содержит следующую информацию: согласно ст. 65 Закона о контрактной системе, любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику. В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса, указанного в ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе, Заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть. Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
В нарушении п. 11 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, Заказчиком в аукционной документации не указаны даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе, в связи с чем, довод жалобы признан обоснованным.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о размере обеспечения исполнения контракта, сроке и порядке предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
В силу пункта 7 части 2 статьи 45 Закона о контрактной системе, банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии.
Указанный перечень установлен Постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005 "О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление).
Согласно Постановлению, бенефициар одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии (далее - требование по банковской гарантии) направляет гаранту следующие документы:
расчет суммы, включаемой в требование по банковской гарантии;
платежное поручение, подтверждающее перечисление бенефициаром аванса принципалу, с отметкой банка бенефициара либо органа Федерального казначейства об исполнении (если выплата аванса предусмотрена контрактом, а требование по банковской гарантии предъявлено в случае ненадлежащего исполнения принципалом обязательств по возврату аванса);
документ, подтверждающий факт наступления гарантийного случая в соответствии с условиями контракта (если требование по банковской гарантии предъявлено в случае ненадлежащего исполнения принципалом обязательств в период действия гарантийного срока);
документ, подтверждающий полномочия единоличного исполнительного органа (или иного уполномоченного лица), подписавшего требование по банковской гарантии (решение об избрании, приказ о назначении, доверенность).
Комиссия Оренбургского УФАС России, проведя анализ аукционной документации, установила, что вышеуказанный перечень документов отсутствует, что является нарушением п.8 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
Довод заявителя о том, что Заказчик, не установив требование о наличии свидетельства о допуске к работам, выданного саморегулируемой организацией, нарушил положения п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, Комиссия Оренбургского УФАС России, принимая во внимание доводы представителей Заказчика о том, что для выполнения работ, являющихся предметом аукциона допуски СРО не требуются, находит несостоятельным, жалобу в указанной части необоснованной.
В пункте 16 аукционной документации содержится инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе. Довод Заявителя жалобы относительно недостаточности информации в данной инструкции Комиссия Оренбургского УФАС России находит несостоятельным, жалобу в указанной части необоснованной.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Комиссия Оренбургского УФАС России, проведя анализ технического задания аукционной документации, установила, что Заказчиком при описании товаров (материалов) указаны максимальные и минимальные значения показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться. Жалоба в указанной части является необоснованной.
Принимая во внимание разъяснения положений аукционной документации, в части того, что дополнительные требования к Участникам закупки носят необязательный характер, а также учитывая баланс интересов Заказчика и Участников закупки, подавших заявки (29 штук), Комиссия Оренбургского УФАС России приходит к выводу об отсутствии необходимости выдачи предписания.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Оренбургского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Жалобу ООО "Интерьер сервис" на действия Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Оренбургской области при проведении электронного аукциона Капитальный ремонт по замене оконных блоков в административном здании 5-6 этажах по адресу: г.Оренбург, ул. 60 лет Октября,11 а Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Оренбургской области (номер извещения N 0153100003115000012), частично обоснованной.
2. Признать Межрайонную инспекцию федеральной налоговой службы Оренбургской области нарушившей ч. 6 ст. 31, п. 10 ч. 1 ст. 64, п. 11 ч. 1 ст. 64, п.7 ч. 5 ст. 63, п. 8 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы Оренбургской области предписание об устранении допущенных нарушений не выдавать.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 4 декабря 2015 г. N 08-07-2210/2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.12.2015