Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 10 декабря 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Конкурентное преимущество" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ ПК "Пермский краевой клинический наркологический диспансер" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на услуги по сбору, транспортировке, обезвреживанию и размещению медицинских отходов класса "Б","Г" из стационарных корпусов по адресам: Чайковского, 35а, Онежская, 9, Вильямса, 7, Висимская, 2а, Г. Хасана, 45а (извещение N 0356200013315000102),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356200013315000102 Заказчиком проводился электронный аукцион на оказание услуг по сбору, транспортировке, обезвреживанию и размещению медицинских отходов класса "Б","Г" из стационарных корпусов по адресам: Чайковского, 35а, Онежская, 9, Вильямса, 7, Висимская, 2а, Г. Хасана, 45а.
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
В п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч.3 ст.33 Закона о закупках, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Согласно п.1 ч.1 ст.31 Закона о закупках, при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.64 Закона о закупках, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п.2 ч.5 ст.66 Закона о закупках, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 1 и 2 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 6 ст. 66 Закона о закупках, требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Требования к составу второй части заявки обозначены в Разделе 7 документации о закупке. При этом, требование о предоставлении какого-либо разрешительного документа отсутствует.
Статьей 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) предусмотрено, что деятельность по обращению с опасными отходами подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Под обращением с отходами понимается деятельность, в процессе которой образуются отходы; деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов (статья 1 Закона N 89-ФЗ).
В соответствии с пунктом 30 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ от 04.05.2011 "О лицензировании" лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
Постановлением правительства Российской Федерации от 3 октября 2015 г. N 1062 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности" установлен порядок лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности (далее - положение N 1062).
В соответствии с пунктом 1 Положения N 1062, настоящее положение устанавливает порядок лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - деятельность в области обращения с отходами). деятельность в области обращения с отходами составляют работы согласно приложению.
Согласно перечню работ, составляющих деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, лицензируемая деятельность включает в себя сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов I - IV классов опасности.
Группировка отходов по классам опасности установлена статьей 4.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", согласно которой отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.
В рассматриваемом случае, как указано выше, объектом закупки является оказание услуг по сбору, транспортировке, обезвреживанию и размещению медицинских отходов, в том числе, класса "Г".
В соответствии с "Федеральным классификационным каталогом отходов", утвержденным Приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 N 445, отходы при обезвреживании биологических и медицинских отходов включены в реестр отходов под кодом 7 47 800 00 00 0.
В данном случае, исходя из указанного федерального классификационного каталога отходов, для медицинских отходов класс опасности не установлен.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" отношения в области обращения, в том числе с отходами лечебно-профилактических учреждений, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
Таким образом, с 01.07.2009 отношения в области обращения с отходами лечебно-профилактических учреждений исключены из сферы действия Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Понятие медицинских отходов раскрыто в ч. 1 ст. 49 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" N 323-ФЗ от 21.11.2011, согласно которой под медицинскими отходами понимаются все виды отходов, в том числе анатомические, патолого-анатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий, а также деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и генно-инженерно-модифицированных организмов в медицинских целях.
На основании части 2 указанной нормы права медицинские отходы разделяются по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания в соответствии с критериями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации, на следующие классы:
1) класс "А" - эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам;
2) класс "Б" - эпидемиологически опасные отходы;
3) класс "В" - чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы;
4) класс "Г" - токсикологические опасные отходы, приближенные по составу к промышленным;
5) класс "Д" - радиоактивные отходы
В силу части 3 статьи 49 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" N 323-ФЗ от 21.11.2011, медицинские отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, установленном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 681 от 04.07.2012 в соответствии со статьей 49 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" N 323-ФЗ от 21.11.2011 утверждены "Критерии разделения медицинских отходов на классы по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания".
Согласно данному постановлению, критерием опасности медицинских отходов класса "Г" является наличие в их составе токсичных веществ.
В основу классификации медицинских отходов по степени их опасности согласно статье 49 Федерального закона N 323-ФЗ, санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам (СанПиН) 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами" и "Критериям разделения медицинских отходов на классы по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации N 68 от 04.07.2012, положена их эпидемиологическая, токсикологическая и радиационная опасность для населения, в то время как для классификации отходов на основании статьи 4.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" используется такой критерий как степень их негативного воздействия на окружающую среду.
Порядок обращения с медицинскими отходами в силу прямого указания части 3 статьи 49 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлен законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, в то время как порядок обращения и уничтожения отходов, опасных для окружающей среды, входит в сферу правового регулирования Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". Обязательные санитарно-эпидемиологические требования к обращению (сбору, временному хранению, обеззараживанию, обезвреживанию, транспортированию) с отходами, образующимися в организациях при осуществлении медицинской и/или фармацевтической деятельности, выполнении лечебно-диагностических и оздоровительных процедур (медицинские отходы), а также к размещению, оборудованию и эксплуатации участка по обращению с медицинскими отходами, санитарно-противоэпидемиологическому режиму работы при обращении с медицинскими отходами установлены СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования по обращению с медицинскими отходами", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача от 09.12.2010 N 163.
Согласно пункту 2.1 СанПиН 2.1.7.2790-10 медицинские отходы в зависимости от степени их эпидемиологической, токсикологической и радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания подразделяются на пять классов опасности, в том числе класс "Г" - токсикологические опасные отходы 1-4 класса опасности.
СанПиН 2.1.7.2790-10 определяет Класс "Г" как токсикологические опасные отходы, которые в свою очередь делятся на 1 - 4 класс опасности. Лекарственные (в том числе цитостатики), диагностические, дезинфицирующие средства, не подлежащие использованию. Ртутьсодержащие предметы, приборы и оборудование. Отходы сырья и продукции фармацевтических производств. Отходы от эксплуатации оборудования, транспорта, систем освещения и другие.
Согласно п. 4.29 СанПиН 2.1.7.2790-10 сбор и временное хранение отходов класса "Г" осуществляется в маркированные емкости ("Отходы. Класс Г") в соответствии с требованиями нормативных документов в зависимости от класса опасности отходов. Вывоз отходов класса "Г" для обезвреживания или утилизации осуществляется специализированными организациями, имеющими лицензию на данный вид деятельности.
В силу вышеуказанных положений законодательных актов, требований СанПиН 2.1.7.2790-10 деятельность по обращению с опасными медицинскими отходами класса "Г" является лицензируемой.
Прекращение же в настоящее время выдачи лицензий органом исполнительной власти не влечет безусловное право любого хозяйствующего субъекта, не обладающего лицензией на осуществление такой деятельности (подтверждающей наличие у лицензиата соответствующих материально-технической базы, специалистов, квалификации), заниматься обезвреживанием и захоронением отходов крайне опасных для жизни отходов.
Комиссия отмечает, что деятельность по обращению с медицинскими отходами класса "Г" требует наличия лицензии на право обращения с отходами I - IV классов опасности. Однако, как указано выше, требование о наличии лицензии в документации отсутствует.
При этом, то обстоятельство, что обращение с медицинскими отходами класса "Б" лицензированию не подлежит, не было оспорено представителем Заказчика.
Таким образом, в действиях Заказчика имеется нарушение п.1 ч.1 ст.64 и п.2 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Конкурентное преимущество" на действия ГБУЗ ПК "Пермский краевой клинический наркологический диспансер" при проведении электронного аукциона на услуги по сбору, транспортировке, обезвреживанию и размещению медицинских отходов класса "Б","Г" из стационарных корпусов по адресам: Чайковского, 35а, Онежская, 9, Вильямса, 7, Висимская, 2а, Г. Хасана, 45а (извещение N 0356200013315000102) обоснованной.
2. Признать в действиях ГБУЗ ПК "Пермский краевой клинический наркологический диспансер" нарушение требований п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
3. Признать в действиях ГБУЗ ПК "Пермский краевой клинический наркологический диспансер" нарушение требований п.2 ч.1 ст.64 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
4. В целях устранения выявленных нарушений, выдать предписание Заказчику, Оператору электронной площадки.
5. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 10 декабря 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.12.2015