Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 14 декабря 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия
рассмотрев жалобу ООО "СтройКом" (далее - Заявитель) на действия МКУ "Управление технического заказчика" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на проведение работ по детальному (инструментальному) обследованию строительных конструкций многоквартирного жилого дома по адресу г. Пермь, ул. Гашкова, 28 б, в том числе инженерно-геологические, инженерно-геодезические работы (извещение N 0356300091215000015),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356300091215000015 Заказчиком проводился открытый конкурс на проведение работ по детальному (инструментальному) обследованию строительных конструкций многоквартирного жилого дома по адресу г. Пермь, ул. Гашкова, 28 б, в том числе инженерно-геологические, инженерно-геодезические работы.
По мнению Заявителя, нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Заявитель полагает, что требования, установленные в конкурсной документации, касаемые мониторинга, установлены в нарушение требований Закона о закупках.
Оценив представленные доказательства, документы, имеющиеся в деле, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом пояснений сторон, Комиссия находит требования Заявителя подлежащими отклонению по следующим основаниям.
В соответствии с п.6 Раздела 2 документации о закупке объем выполняемых работ содержится в Приложении 1 и 2 к документации.
В Техническом задании (Приложение 1) установлены требования к выполняемым работам.
Так, в частности, установлены требования к мониторингу и дополнительные условия обследования:
П.4 - Мониторинг технического состояния несущих строительных конструкций всего дома, системы основание-фундамент здания и подпорной стенки находящихся в зоне влияния природно-техногенных воздействий, в ограниченно-работоспособном и аварийном техническом состояниях.
П.5 - Мониторинг технического состояния. Инженерно-геологические, инженерно-геодезические изыскания, динамические испытания несущих строительных конструкций здания.
П.п.7 п.6- Мониторинг провести в составе:
- мониторинг технического состояния здания на основании ГОСТ Р 31937-2011 "Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния". Система мониторинга должна быть способна фиксировать параметры, характеризующие напряженно-деформированное состояние здания и системы основание - фундамент здания и здания в целом в режиме реального времени; формировать и доводить сигнал "тревога" до ответственных лиц, определённых Заказчиком. В результате проведения мониторинга должна быть получена информация, достаточная для подготовки обоснованного заключения о текущем техническом состоянии здания или сооружения и выдачи краткосрочного прогноза о его состоянии на ближайший период. Наблюдения за деформациями фундаментов и основания здания провести по ГОСТ Р 31937-2011 и ГОСТ 24846-2012 "Грунты. Методы измерения деформаций оснований зданий и сооружений".
- мониторинг конструкции подпорной стенки и проезда между зданием и склоном; Наблюдения за деформациями подпорной стенки и проезда провести по ГОСТ 24846-2012 "Грунты. Методы измерения деформаций оснований зданий и сооружений".
По результатам проведенных работ оформляется и выдается заказчику "Отчет о проведении мониторинга технического состояния несущих строительных конструкций всего дома, системы основание-фундамент здания и подпорной стенки находящихся в зоне влияния природно-техногенных воздействий на объекте: "Жилой дом по ул. Гашкова, 28б с прилегающей территорией и подпорной стенкой" в 4 экземплярах на бумажном носителе и в 1 экземпляре в электронном виде на диске CD.
П.9 - Исполнитель выполнит:
- требования п.п. 4.2. и 6.1.2. ГОСТ 31937 -2011 в части согласования программ работ;
- требования ВСН 48-86 (р) "Правила безопасности при проведении обследований жилых зданий для проектирования капитального ремонт";
- требование по доступу Заказчика к результатам мониторинга в режиме "реального" времени по Интернет;
- техническую поддержку по функционированию системы приборного мониторинга на весь период действия контракта с возможностью продолжения мониторинга до приведения здания в работоспособное техническое состояние.
3. Результаты работ должны быть оформлены в соответствии с требованием Межгосударственного стандарта ГОСТ 7.32-2001.
4. Технические отчёты по результатам работ должны быть представлены в 4-х экземплярах на бумажном носителе и на электронном носителе в формате (pdf) по каждому виду работ, перечисленному в перечне п.4 настоящего технического задания.
5. Графические результаты обследования: обмерные чертежи, графические документы приложений должны быть оформлены в соответствии с положениями СПДС (Системы проектной документации в строительстве).
6. В отчётных материалах по результатам работ должны быть приведены свидетельства о поверке средств измерений, использованных при выполнении работ и квалификационные аттестаты специалистов, которые осуществили верификацию и валидацию результатов работ.
5. Временное электроснабжение для проведения работ по обследованию обеспечивает Исполнитель своими средствами и за свой счёт.
6. Доступ на объект обеспечивает Заказчик.
7. Исполнитель не восстанавливает конструкции, локально поврежденные при обследовании.
Согласно п.1 ч.1 ст.50 Закона о закупках, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о закупках, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться тем, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. В частности, при описании объекта закупки Заказчик вправе указывать требования к услугам, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающими количество потенциальных участников закупок; он не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемой услуге.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.50 Закона о закупках, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Комиссия отмечает, что доводы Заявителя сводятся к несогласию с разъяснениями положений документации о закупке, которые были даны Заказчиком.
Вместе с тем, Комиссия, проанализировав требования Заказчика, полагает, что описание объекта закупки в спорной части соответствует приведенным выше нормам Закона о закупках. Конкурсная документация не предусматривает обязанности предоставить оборудование для мониторинга в безвозмездное пользование Заказчика либо передать его бессрочно.
Доказательств обратного не представлено, доводы же, изложенные в жалобе, носят предположительный характер.
Более того, обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг - наличие у участника конкурса высокоточного диагностического оборудования является критерием (Приложение N 7) и подлежит оценке при рассмотрении и оценке заявок.
Кроме того, податель жалобы указывает, что сметой не предусмотрено выполнение работ, указанных в Техническом задании, касаемых мониторинга.
В соответствии с ч.3 ст.99 Закона о закупках федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 настоящей статьи, с учетом части 4 настоящей статьи.
Согласно ч.8 ст.99 Закона о закупках органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении:
1) соблюдения требований к обоснованию закупок, предусмотренных статьей 18 настоящего Федерального закона, и обоснованности закупок;
2) соблюдения правил нормирования в сфере закупок, предусмотренного статьей 19 настоящего Федерального закона;
3) обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график;
4) применения заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
5) соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;
6) своевременности, полноты и достоверности отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги;
7) соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.
В соответствии с вышеизложенным, у Пермского УФАС России отсутствуют полномочия по рассмотрению правомерности действий Заказчика при обосновании начальной (максимальной) цены контракта в рассматриваемой закупке.
Вместе с тем, Комиссия считает необходимым отметить, что представителем Заказчика указывалось на смету, в которую включено выполнение спорных работ.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СтройКом" на действия МКУ "Управление технического заказчика" при проведении открытого конкурса на проведение работ по детальному (инструментальному) обследованию строительных конструкций многоквартирного жилого дома по адресу г. Пермь, ул. Гашкова, 28 б, в том числе инженерно-геологические, инженерно-геодезические работы (извещение N 0356300091215000015 необоснованной.
2. Признать жалобу ООО "СтройКом" на действия МКУ "Управление технического заказчика" при проведении открытого конкурса на проведение работ по детальному (инструментальному) обследованию строительных конструкций многоквартирного жилого дома по адресу г. Пермь, ул. Гашкова, 28 б, в том числе инженерно-геологические, инженерно-геодезические работы (извещение N 0356300091215000015) в части обоснования начальной (максимальной) ценв контракта не подлежащей рассмотрению.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 14 декабря 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.12.2015