Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 21 декабря 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ЧОУ ДПО "Пермский дом науки и техники" (далее - Заявитель) на действия Единой комиссии (далее - Аукционная комиссия) при проведении электронного аукциона на оказание образовательных услуг - повышение квалификации медицинских работников в 4 квартале 2015 года (изв. N 0356100002715000060),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N0356100002715000060 ФКУЗ "МСЧ N59 ФСИН" (далее - Заказчик) проводился электронный аукционна оказание образовательных услуг - повышение квалификации медицинских работников в 4 квартале 2015 года.
По мнению Заявителя, нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Аукционной комиссии.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС Россииот 19.11.2014 N727/14, установлено следующее.
В соответствии с протоколом подведения итогов от 11.12.2015 г. заявка ЧОУ ДПО "Пермский дом науки и техники признана несоответствующей требованиям аукционной документации, с обоснованием: "несоответствие требованиям, установленным документацией об аукционе в электронной форме в части предоставления документов и информации, предусмотренных п.1 части 1 статьи 31 Закона о закупках, пп.1 п.2 раздела 5 главы 2 аукционной документации:
-в уставе ЧОУ ДПО "ПДНТ" г.Пермь в разрез с требованиями действующего законодательства РФ, а именно п.3 ст.25 Федеральный закон от 29.12.2012 N273-ФЗ (ред. От 13.07.2015 г.) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015 г.) отсутствует развернутая информация о видах реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и направленности".
В соответствии с п.2 ч.1 ст.64 Закона о закупках, аукционная документация должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с "частями 3" - "6 статьи 66" настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно п.2 ч.5 ст.66 Закона о закупках, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным "пунктом 1 части 1", "частями 2" и "2.1" статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным "пунктами 3" - "9 части 1 статьи 31" настоящего Федерального закона.
В п.1 ч.1 ст.31 Закона о закупках установлено, что Заказчик устанавливает к участникам закупки единое требование о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Аналогичное требование к участникам закупки установлено Заказчиком в пп.1 п.2 раздела 5 информационной карты аукционной документации.
В соответствии с п.40 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 г. N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности, образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.
Во исполнение вышеизложенных положений законодательства, в п.2 раздела 7 аукционной документации Заказчиком установлено требование о наличии у участников закупки лицензии на осуществление образовательной деятельности по реализации п.18 "Реализация дополнительных профессиональных программ повышения квалификации" и п.19 "Реализация дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки" Приложения к Постановлению Правительства РФ от 28 октября 2013 г. N966 "О лицензировании образовательной деятельности".
Комиссия, изучив заявку ЧОУ ДПО "Пермский дом науки и техники", установила, что участником закупки в составе второй части заявки предоставлена копия лицензии, выданная организации на право оказания следующих образовательных услуг: "профессиональное обучение; дополнительное образование; подвид-дополнительное профессиональное", соответствующая требованиям, установленным Заказчиком в аукционной документации, что не оспаривается представителем Заказчика.
Образовательная деятельность на территории Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 29.12.2012 г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании).
В соответствии с п.3 ч.2 ст.25 Закона об образовании, в уставе образовательной организации должна содержаться информация о видах реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности.
При этом в Законе об образовании, а именно в ч.5 ст.108 Закона об образовании указано, что наименования и уставы образовательных учреждений подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом не позднее 1 января 2016 года.
Таким образом, на момент осуществления рассматриваемой закупки требование о наличии в уставе сведений, явившихся основанием для признания участника закупки несоответствующим требованиям законодательства, не являлось обязательным.
Данная позиция подтверждается также ответом Государственной Инспекции по надзору и контролю в сфере образования Пермского (вх. N 017592-15 от 13.11.2015 г.), а также устными пояснениями специалистов Инспекции, согласно которым в настоящее время для оказания услуг, являющихся объектом закупки участнику достаточно иметь лицензию, дающую право предоставления соответствующих образовательных услуг. Изменения в устав организаций необходимо внести до 01.01.2016 г.
Исходя из совокупности изложенного, на дату проведения закупки податель жалобы соответствует требованиям п.1 ч.1 ст.31 Закона о закупках.
В соответствии с ч.1 ст.69 Закона о закупках, Аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с "частью 19 статьи 68" настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Согласно ч.6 ст.69 Закона о закупках, заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены "пунктами 1", "3" - "5", "7" и "8 части 2 статьи 62", "частями 3" и "5 статьи 66" настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в такомаукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с "частью 1", "частями 1.1", "2" и "2.1" (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно ч.7 ст.69 Закона о закупках, принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным "частью 6" настоящей статьи, не допускается.
Таким образом, основываясь на вышеупомянутых положениях законодательства, на пояснениях Государственной Инспекции по надзору и контролю в сфере образования Пермского края, а также на положениях аукционной документации, Комиссия приходит к выводу, что Аукционной комиссией нарушены требования ч.7 ст.69 Закона о закупках.
Кроме того, в материалы жалобы представителями Заявителя предоставлена копия Устава ЧОУ ДПО "Пермский дом науки и техники", с изменениями, зарегистрированными Минюстом России 08.12.2015 г., согласно которым в Устав внесена информация, предусмотренная п.3 ч.2 ст.25 Закона об образовании. Таким образом, на момент рассмотрения вторых частей заявок участником закупки досрочно было исполнено обязательство по приведению устава образовательного учреждения в соответствие с требованиями Закона об образовании.
Комиссия отмечает, что вышеописанные обстоятельства являлись предметом рассмотрения Комиссии по жалобе ЧОУ ДПО "Пермский дом науки и техники" 13 ноября 2015 г., в результате которого жалоба была признана обоснованной, в действиях Аукционной комиссии выявлено нарушение ч.7 ст.69 Закона о закупках по обстоятельствам, аналогичным тем, которые являются предметом настоящего спора.
В соответствии с ч. 8 ст. 106 Закона о закупках, по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона. Копия такого решения и в случае выдачи предписания об устранении допущенных нарушений копия такого предписания в течение трех рабочих дней с даты принятия решения и выдачи предписания направляются участнику закупки, подавшему жалобу на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, комиссии по осуществлению закупок, участникам закупки, направившим возражение на жалобу, а также заказчику, оператору электронной площадки, в уполномоченный орган, уполномоченное учреждение, специализированную организацию, комиссию по осуществлению закупок, действия (бездействие) которых обжалуются. Информация о принятом решении, выданном предписании размещается в единой информационной системе в указанный срок.
Согласно п.2 ч. 22 ст. 99 Закона о закупках, при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе в том числе, выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании решения по жалобе ЧОУ ДПО "Пермский дом науки и техники" на действия Аукционной комиссии 13.11.2015 г. Комиссией Пермского УФАС выдано предписание об устранении допущенных нарушений требований Закона о закупках. Согласно упомянутому предписанию, в целях устранения нарушений требований Закона о закупках, допущенных, в том числе, Заказчиком, Аукционной комиссии надлежало совершить следующие действия:
- отменить протокол подведения итогов электронного аукциона от 28.10.2015 г.
- рассмотреть вторые части заявок повторно с учетом требований Закона о закупках, решения, принятого Комиссией Пермского УФАС по жалобе ЧОУ ДПО "Пермский дом науки и техники" от 13.11.2015 г.
Протокол подведения итогов электронного аукциона от 28.10.2015 г. был отменен. 12.12.2015 г. опубликован повторный протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе.
Таким образом, при повторном рассмотрении заявок, заявка подателя жалобы была признана не соответствующей требованиям аукционной документации, не смотря на то, что в решении Комиссии Пермского УФАС от 13.11.2015 г. отмечалось, что заявка подателя жалобы соответствует установленным Заказчиком и законодательством требованиям.
Как пояснили представители Аукционной комиссии при повторном рассмотрении заявок податель жалобы был признан не соответствующим требованиям аукционной документации с иным обоснованием отклонения. Вместе с тем, основание отклонения, указанное в протоколе подведения итогов от 11.12.2015 г. аналогично основанию, указанному в протоколе от 28.10.2015 г., Аукционной комиссией была изменена лишь ссылка на статью и пункт аукционной документации, которым не соответствует участник и его заявка. Кроме того, Комиссия отмечает, что в решении от 13.11.2015 г. рассматривались доводы, послужившие основанием для повторного отклонения участника закупки, в результате чего в действиях Аукционной комиссии было выявлено нарушение о котором упоминалось выше.
Таким образом, Аукционная комиссия, при повторном рассмотрении заявок на участие в электронном аукционе не учла решение по жалобе ЧОУ ДПО "Пермский дом науки и техники" от 13.11.2015 г., в связи с чем нарушение Закона о закупках не было устранено.
Таким образом, Аукционной комиссией не исполнено предписание Комиссии Пермского УФАС России от 13.11.2015 г. в указанной части, в связи с чем Аукционной комиссией нарушена п.2 ч.22 ст.99 Закона о закупках.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ЧОУ ДПО "Пермский дом науки и техники" (далее - Заявитель) на действия Единой комиссии (далее - Аукционная комиссия) при проведении электронного аукциона на оказание образовательных услуг - повышение квалификации медицинских работников в 4 квартале 2015 года (изв. N 0356100002715000060) обоснованной.
2. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение ч.7 ст.69 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
3. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение п.2 ч.22 ст.99 Закона о закупках, выявленное в ходе проведения внеплановой проверки закупки.
4. В целях устранения выявленного нарушения Аукционной комиссии, Заказчику, оператору электронной торговой площадки выдать предписание.
5. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении членов Аукционной комиссии к административной ответственности за допущенные нарушения Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 21 декабря 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.12.2015