Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 1 декабря 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Пик" (далее - Заявитель) на действия Заказчика при проведении аукциона в электронной форме на выполнение ремонта здания по адресу: г. Пермь, ул. Пермская, д. 78 (извещение N 0356200016915000028),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356200016915000028 Заказчиком проводился электронный аукцион на выполнение ремонта здания по адресу: г. Пермь, ул. Пермская, д. 78.
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В п.1 ч.1 ст.33 Закона о закупках установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках, документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о закупках, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
В ч. 6 ст. 66 Закона о закупках установлено, что требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Согласно п. 2.1 Раздела 8 Информационной карты аукционной документации, вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать следующие документы или копии документов, подтверждающих соответствие участника аукциона требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки:
- свидетельство о допуске к видам работ:
10. Монтаж металлических конструкций.
10.6 Монтаж и демонтаж тросовых несущих конструкций (растяжки, винтовые конструкции и прочее).
13. Устройство кровель.
13.1 Устройство кровель из штучных и листовых материалов.
В соответствии с ч.2 ст.52 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 г. N190-ФЗ (далее - Градостроительный кодекс) виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ (далее - свидетельство СРО). Иные виды работ могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
В соответствии с ч.3 ст.52 Градостроительного кодекса лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
В случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в части 4 статьи 55.8 настоящего Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства (ч.3.1 ст.52 Градостроительного кодекса).
Согласно ч. 4 ст. 55.8 Градостроительного кодекса РФ, перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В указанном перечне должны быть определены виды работ, выполнение которых индивидуальным предпринимателем допускается самостоятельно, и виды работ, выполнение которых индивидуальным предпринимателем допускается с привлечением работников, а также должны учитываться особенности выполняемых гражданами для собственных нужд работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов индивидуального жилищного строительства и предназначенных для проживания не более чем двух семей жилых домов.
Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства утвержден Приказом Министерства регионального развития РФ N 624 от 30.12.2009 г "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" (далее - Приказ N 624).
Приказ N 624 содержит п. 33 - работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком): п.33.3 Жилищно-гражданское строительство
Исходя из смысла указанных норм права, Комиссия приходит к выводу о том, что если условия документации о закупке предусматривают выполнение работ, которые содержатся в Приказе N 624, следовательно, оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, то участник аукциона должен обладать свидетельством о допуске к названным работам.
Комиссия отмечает, что для выполнения работ, являющихся объектом закупки, необходимо наличие свидетельства СРО, содержащее п. 33.3.
Поскольку требование о предоставлении участниками закупки в составе второй части заявки копии свидетельства СРО, содержащее п. 33.3.в аукционной документации не установлено, Заказчиком нарушено требование, обозначенное в п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках.
Как указано выше, Заказчиком в аукционной документации установлено требование о предоставлении свидетельства СРО, содержащего п.13: п.13.1 - Устройство кровель из штучных и листовых материалов.
Данные виды работ требуют получения свидетельства о допуске на виды работ, влияющие на безопасность объекта капитального строительства, в случае выполнения таких работ только на особо опасных и технически сложных объектах. В ч. 1 ст. 48.1. Градостроительного кодекса РФ перечислены особо опасные, технически сложные объекты. Объект, на котором Заказчиком планируется осуществление ремонта, не относится к особо опасным и технически сложным объектам.
Поскольку требование о наличии копии свидетельства СРО установлено Заказчиком ненадлежащим образом, в действиях Заказчика имеется ч. 6 ст. 66 Закона о закупках.
Комиссией также установлено, что в аукционной документации отсутствует возможность привлечения Подрядчиком субподрядной организации для выполнения работ, входящих в объект закупки. Кроме того, представитель Заказчика пояснил, что работы должны быть выполнены Подрядчиком лично. Так, согласно ч. 1 ст. 407 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ, если иное не предусмотрено договором подряда, работа выполняется иждивением подрядчика - из его материалов, его силами и средствами.
Учитывая положения аукционной документации и пояснения Заказчика, Комиссия делает вывод о том, что привлечение субподрядной организации для выполнения работ, входящих в объект закупки, аукционной документацией не предусмотрено, требуемые Заказчику работы Подрядчик должен выполнить лично, в связи с чем, установление требования о предоставлении в составе второй части заявки копии свидетельства СРО с указанием конкретных допусков к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства, в совокупности с допуском к работам по организации строительства, является правомерным.
Таким образом, довод Заявителя о том, что указанные выше требования ограничивают количество участников закупки, признается Комиссией несостоятельным, в действиях Заказчика в данной части отсутствуют нарушения требований Закона о закупках.
Комиссия также отмечает, что согласно извещению о проведении электронного аукциона, срок окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе - 26.11.2015 10.00 ч., при этом, жалоба ООО "Пик" поступила в Пермское УФАС России 25.11.2015 г. в 14.01 ч., т.е. в последний день срока окончания подачи заявок.
Кроме того, согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 30.11.2015 г., на участие в закупке поступило девять заявок.
Указанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии у ООО "Пик" намерения принять участие в данной закупке.
Более того, согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 30.11.2015 г., участник закупки, заявка которого признана соответствующей требованиям аукционной документации, соответствует требованиям действующего законодательства.
Таким образом, выявленные в действиях Заказчика нарушения требований Закона о закупках, по мнению Комиссии, не повлияли на результат закупки и не привели к нарушению прав и законных интересов подателя жалобы.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Пик" на действия Заказчика при проведении аукциона в электронной форме на выполнение ремонта здания по адресу: г. Пермь, ул. Пермская, д. 78 (извещение N 0356200016915000028) необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках, выявленное в ходе проведения внеплановой проверки.
3. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 6 ст. 66 Закона о закупках, выявленное в ходе проведения внеплановой проверки.
4. Предписание не выдавать, поскольку выявленные нарушения не повлияли на результат закупки и не привели к нарушению прав и законных интересов подателя жалобы.
5. Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за нарушение требований Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 1 декабря 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.12.2015