Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 7 декабря 2015 г. N 44-135/15
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО ЧОО "Русь Изначальная" на действие Заказчика - Управления ФНС по Псковской области при проведении электронного аукциона на оказание услуг по физической охране административных зданий Управления налоговой службы по Псковской области (номер извещения: 0157100003515000019) (далее - электронный аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
17 ноября 2015 года Заказчиком - Управлением ФНМ по Псковской области объявлен электронный аукцион на оказание услуг по физической охране административных зданий Управления налоговой службы по Псковской области (номер извещения: 0157100003515000019).
Извещение о проведении вышеуказанного электронного аукциона размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения заказов в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 17 ноября 2015 года в 08:41.
Начальная (максимальная) цена контракта - 7 539 879,36 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 0.12.2015 года 23:59.
30 ноября 2015 года в адрес Псковского УФАС России поступила жалоба Заявителя.
Рассмотрение жалобы состоялось 07 декабря 2015 года в 14 часов 15 минут.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика (жалоба в материалах дела, вх.N486 от 30.11.2015 года).
Управление ФНС по Псковской области является территориальным структурным подразделением федерального органа исполнительной власти, таким образом, не являются объектом, подлежащим исключительно государственной охране.
Соответственно положение документации содержит необоснованное положение, которое ограничивает конкуренцию по отношению к участникам закупки.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил следующее (возражения на жалобу N22-2-06/09930 от 04.12.2015 в материалах дела).
В силу действующего законодательства Управление ФНС России по Псковской области и межрайонные инспекции по Псковской области являются территориальными органами федерального органа исполнительной власти.
А под государственными органами необходимо понимать органы государственной власти РФ, образуемые в соответствии с законодательством РФ, являющиеся составной частью государственного аппарата.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе Комиссия установила следующее.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом закупка у единственного поставщика осуществляется только в случаях, предусмотренных статьей 93 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной систем закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае закупки работы или услуги, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями либо подведомственными ему государственным учреждением, государственным унитарным предприятием, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательными актами соответствующего субъекта Российской Федерации.
Статьей 1 Федерального закона от 27.05.1996 N57-ФЗ "О государственной охране" (далее - Закон N 57-ФЗ) установлено, что в целях этого Закона под государственной охраной понимается деятельность по обеспечению безопасности объектов государственной охраны и защите охраняемых объектов, выполняемая в целях безопасного и беспрепятственного осуществления государственной власти в Российской Федерации и исполнения международных обязательств Российской Федерации, осуществляемая на основе совокупности правовых, организационных, охранных, режимных, оперативно-розыскных, технических, информационных и иных мер.
Охраняемыми объектами являются здания, строения, сооружения, прилегающие к ним земельные участки (водные объекты), территории (акватории), защита которых осуществляется органами государственной охраны в целях обеспечения безопасности объектов государственной охраны; здания, строения, сооружения, находящиеся в оперативном управлении органов государственной охраны, а также земельные участки, находящиеся в постоянном (бессрочном) пользовании органов государственной охраны; здания, строения, сооружения, земельные участки и водные объекты, предоставленные в пользование органам государственной охраны.
В соответствии со статьей 5 названного Закона государственную охрану осуществляют органы государственной охраны.
Статьей 11 Закона N 2487-1 (в редакции, действующей на момент проведения аукциона) установлено, что охранная деятельность организаций не распространяется на объекты, подлежащие государственной охране, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
В Конституции Российской Федерации закреплено разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Согласно Указу Президента Российской Федерации от 21.05.2012 года N 636 Федеральная налоговая служба входит в структуру федеральных органов исполнительной власти. В п.1 ст. 30 Налогового Кодекса Российской Федерации прописано, что налоговые органы составляют единую систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, в которую входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 года N 506, утверждено Положение о Федеральной налоговой службе, согласно которому ФНС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах (п.1), а к территориальным органам относятся управления и инспекции (п.4).
Постановление Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 года N587, приложение 1 к которому содержит Перечень объектов, подлежащих государственной охране:
- здания (помещения), строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории федеральных органов законодательной и исполнительной власти.
Анализ указанных норм позволяет Комиссии Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок прийти к обоснованному выводу о том, что Управление ФНС России по Псковской области и межрайонные инспекции подлежат государственной охране.
Таким образом, доводы Заявителя не нашли своего законодательного подтверждения и жалоба является необоснованной.
В ходе проведения внеплановой проверки, Комиссия установила следующие нарушения:
1. Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом в соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 (далее - Постановление Правительства N 99). Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 и N 2 к Постановлению Правительства N 99.
В нарушении части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе и Постановления Правительства РФ N99 Заказчик установил в извещении требование о наличии опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
В нарушении пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе извещение о проведении оспариваемого аукциона не содержит исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участником такого аукциона.
В нарушении пункта 2 части 1 статьи 64 и пункта 2 части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе документация об аукционе не содержит требования о том какие документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе необходимо предоставить в составе второй заявки.
Законодательством РФ действительно установлены требования о наличии лицензии на осуществление охранной деятельности, являющейся объектом закупки, но ни извещение, ни документация об аукционе не содержит указания на копию какой именно лицензии необходимо предоставить участнику закупки в составе заявки.
2. В силу части 1 статьи 22 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных Законом о контрактной системе, в случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:
1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
2) нормативный метод;
3) тарифный метод;
4) проектно-сметный метод;
5) затратный метод.
Согласно части 2 статьи 22 Закона о контрактной системе метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг.
Заказчиком при обосновании начальной (максимальной) цены контракта направлены запросы, в ответ на которые получено одно коммерческое предложение, на основании которого Заказчиком рассчитана начальная (максимальная) цена контракта.
Таким образом, по мнению Комиссии, использовав для обоснования начальной (максимальной) цены контракта информацию о цене лишь одного коммерческого предложения, Заказчик нарушил требования ч. 2 ст. 22 Закона о контрактной системе.
Вышеуказанные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь п.2 ч.22 ст.99, ч.8 ст.106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО ЧОО "Русь Изначальная" необоснованной.
2. Установить в действиях Заказчика - Управления ФНС России по Псковской области нарушение ч.2 ст.31, п.6 ч.5 ст.63, п.2 ч.1 ст.64, п.2 ч.6 ст.66, ч.2 ст.22 Закона о контрактной системе.
3. Выдать обязательно для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем аннулирования аукциона или внесения изменений в документацию об аукционе.
4. Материалы дела передать уполномоченному сотруднику Псковского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении должностного лица, утвердившего документацию об аукционе
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 7 декабря 2015 г. N 44-135/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.12.2015