Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 17 декабря 2015 г. N 44-138/15
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ФГКУ ОВО УМВД России по Псковской области на действие Заказчика - Управления ФНС по Псковской при проведении электронного аукциона на оказание услуг по охране административного здания УФНС России по Псковской области (г. Псков, ул. Спортивная, д. 5 а) и гаража УФНС России по Псковской области (г. Псков, ул. Коммунальная, д. 62 а) с помощью экстренного вызова по GSM-каналу (кнопки тревожной сигнализации) группы незамедлительного реагирования (номер извещения: 0157100003515000024) (далее - электронный аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
02 декабря 2015 года Заказчиком - УФНС России по Псковской области объявлен электронный аукцион на оказание услуг по охране административного здания УФНС России по Псковской области (г. Псков, ул. Спортивная, д. 5 а) и гаража УФНС России по Псковской области (г. Псков, ул. Коммунальная, д. 62 а) с помощью экстренного вызова по GSM-каналу (кнопки тревожной сигнализации) группы незамедлительного реагирования (номер извещения: 0157100003515000024).
Извещение о проведении вышеуказанного электронного аукциона размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения заказов в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 02 декабря 2015 года в 18:33.
Начальная (максимальная) цена контракта - 73 480, 56 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 10.12.2015 года 23:59.
10 декабря 2015 года в 10 часов 00 минут в адрес Псковского УФАС России поступила жалоба Заявителя.
Рассмотрение жалобы состоялось 17 декабря 2015 года в 11 часов 30 минут.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика (жалоба в материалах дела, вх.N498 от 10.12.2015 года).
Аукционной документацией предусмотрены услуги по охране административного здания и по техническому обслуживанию средства передачи экстренного вызова, что является нарушением части 1 статьи 17 Закона N135-ФЗ, поскольку товарные рынки услуг по техническому обслуживанию и охранным услугам являются самостоятельными.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил следующее (возражения на жалобу N22-2-06/10271 от 16.12.2015 в материалах дела).
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона РФ от 11.03.1992 N2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в РФ" в целях охраны разрешается охрана объектов и (или) имущества с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию.
Таким образом, объект закупки объединяет единый комплекс услуг.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе Комиссия установила следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Объектом закупки является - "Оказание услуг по охране административного здания УФНС России по Псковской области (г. Псков, ул. Спортивная, д. 5 а) и гаража УФНС России по Псковской области (г. Псков, ул. Коммунальная, д. 62 а) с помощью экстренного вызова по GSM-каналу (кнопки тревожной сигнализации) группы незамедлительного реагирования".
Извещением о проведении электронного аукциона установлено, что в соответствии с требованиями пункта 1 Перечня объектов, подлежащих государственной охране, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 N 587, участником закупки может быть юридическое лицо, имеющее право охранять объекты, подлежащие государственной охране.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.09.2015 г. N 948 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", на территориальные налоговые органы Псковской области частная охранная деятельность не распространяется. Исполнитель обязан обладать действующей лицензией на государственную охранную деятельность. В лицензии должны быть указаны виды охранных услуг, которые может оказывать Исполнитель.
Таким образом, участником закупки согласно требованиям извещения о проведении аукциона и документации об аукционе может быть только участник закупки, имеющий лицензию на государственную охранную деятельность.
Тем не менее, техническим заданием документации об аукционе установлена потребность Заказчика не только в прибытии группы незамедлительного реагирования на объекты охраны Заказчика (административное здание и гараж), но и техническое обслуживание оборудования экстренного вызова по GSM-каналу.
Техническое обслуживание организуется и выполняется в соответствии с требованиями ГОСТ. Работы по техническому обслуживанию включают комплекс организационно-технических мероприятий планово-предупредительного характера по поддержанию оборудования в состоянии, соответствующем требованиям технической документации на оборудование, в течение всего срока эксплуатации.
Для осуществления данного вида работ - участнику закупки необходимо иметь - лицензию на деятельность по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (Федеральный закон N99-ФЗ от 04.05.2011 г. "О лицензировании отдельных видов деятельности").
Заявитель по жалобе в ходе рассмотрения жалобы по существу пояснил, что Федеральное Государственное Казенное Учреждение ОВО УМВД России по Псковской области не имеет права осуществлять деятельность, не предусмотренную Уставом учреждения, в том числе и техническое обслуживание системы экстренного вызова.
В свою очередь, оказывать услуги, предусмотренные в техническом задании по прибытию оперативных групп немедленного реагирования с соответствующей экипировкой и разрешением на право ношения и применения оружия (не менее двух человек), после срабатывания сигнала тревожной сигнализации на пульте Заказчика, для усиления дежурной смены при чрезвычайных обстоятельствах, предоставлять служебный транспорт для экстренной доставки групп немедленного реагирования на объект, а так же мобильные средства связи для организации устойчивого взаимодействия охранников на посту с группами немедленного реагирования имеют право осуществлять только ФГКУ ОВО УМВД России по Псковской области.
В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 11.03.1992 N2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" частная детективная и охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.
Согласно п. 2 ч. 3 ст. 3 Закона в целях охраны разрешается предоставление охраны объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 настоящей статьи.
В силу ст. 11 Закона оказание услуг, перечисленных в ч. 3 статьи 3 настоящего Закона, разрешается только организациям, специально учреждаемым для их выполнения и имеющим лицензию, выданную органами внутренних дел.
Охранная деятельность организаций не распространяется на объекты, подлежащие государственной охране, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации. Охранным организациям разрешается оказывать услуги в виде вооруженной охраны имущества в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а также использовать технические и иные средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде, средства оперативной радио- и телефонной связи.
В соответствии с Перечнем объектов, подлежащих государственной охране (Приложение N 1 к Постановлению Правительства РФ от 14.08.1992 г. N 587) в него включены здания (помещения), строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории федеральных органов законодательной и исполнительной власти, органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов Российской Федерации.
Таким образом, Заказчик в нарушении пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе объединил в один объект закупки услуги по государственной охране и техническому обслуживанию оборудования экстренного вызова.
Доводы Заявителя, о том, что это ограничивает количество участников закупки нашло свое подтверждение в ходе рассмотрения жалобы и по итогам проведения аукциона, согласно протокола подведения итогов электронного аукциона от 15.12.2015 года аукционная комиссия Заказчика отклонила заявку ООО ЧОО "Группа Довмонт", как несоответствующую требованиям документации об аукционе, а именно как участнику закупки, который не имеет право осуществлять государственную охрану.
В ходе проведения внеплановой проверки, Комиссия установила следующие нарушения:
1. Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом в соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 (далее - Постановление Правительства N 99). Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 и N 2 к Постановлению Правительства N 99.
В нарушении части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе и Постановления Правительства РФ N99 Заказчик установил в извещении требование о наличии на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта.
В нарушении пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе извещение о проведении оспариваемого аукциона не содержит исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участником такого аукциона.
В нарушении пункта 2 части 1 статьи 64 и пункта 2 части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе документация об аукционе не содержит требования о том какие документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе необходимо предоставить в составе второй заявки.
Законодательством РФ действительно установлены требования о наличии лицензии на осуществление охранной деятельности, являющейся объектом закупки, но ни извещение, ни документация об аукционе не содержит указания на копию какой именно лицензии необходимо предоставить участнику закупки в составе заявки.
2. В силу части 1 статьи 22 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных Законом о контрактной системе, в случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:
1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
2) нормативный метод;
3) тарифный метод;
4) проектно-сметный метод;
5) затратный метод.
Согласно части 2 статьи 22 Закона о контрактной системе метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг.
Заказчиком при обосновании начальной (максимальной) цены контракта направлены запросы, в ответ на которые получено одно коммерческое предложение, на основании которого Заказчиком рассчитана начальная (максимальная) цена контракта.
Таким образом, по мнению Комиссии, использовав для обоснования начальной (максимальной) цены контракта информацию о цене лишь одного коммерческого предложения, Заказчик нарушил требования ч. 2 ст. 22 Закона о контрактной системе.
Вышеуказанные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь п.2 ч.22 ст.99, ч.8 ст.106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ФГКУ ОВО УМВД России по Псковской области обоснованной.
2. Установить в действиях Заказчика - Управления ФНС России по Псковской области нарушение ч.2 ст.31, п.6 ч.5 ст.63, п.2 ч.1 ст.64, п.2 ч.6 ст.66, ч.2 ст.22 Закона о контрактной системе.
3. Выдать обязательно для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем аннулирования аукциона или внесения изменений в документацию об аукционе.
4. Материалы дела передать уполномоченному сотруднику Псковского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении должностного лица, утвердившего документацию об аукционе
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 17 декабря 2015 г. N 44-138/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.12.2015