Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 21 декабря 2015 г. N 44-139/15
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу жалоба ООО "Первая клининговая компания" на положение документации об аукционе на организацию питания обучающихся муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Центр образования Опочецкого района" завтраками и обедами (номер извещения: 0157300017515000069) (далее - электронный аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
27 ноября 2015 года уполномоченным органом Администрацией Опочецкого района по Заданию Заказчика - МОУ "Центр образования Опочецкого района" объявлен электронный аукцион на организацию питания обучающихся муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Центр образования Опочецкого района" завтраками и обедами (номер извещения: 0157300017515000069).
Извещение о проведении вышеуказанного электронного аукциона размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения заказов в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 27 ноября 2015 года в 16:36.
Начальная (максимальная) цена контракта - 5 493 747,50 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 14.12.2015 года 11:00.
14 декабря 2015 года в 10 часов 00 минут в адрес Псковского УФАС России поступила жалоба Заявителя.
Рассмотрение жалобы состоялось 21 декабря 2015 года в 14 часов 00 минут.
На участие в аукционе подано 2 (две) заявки, в том числе и Заявитель.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика (жалоба в материалах дела, вх.N503 от 14.12.2015 года).
Аукционная документация содержит в себе ряд нарушений Закона о контрактной системе, а именно в части расчета и определения цены контракта по итогам аукциона, передача торгово-технологического столового оборудования в аренду на возмездной основе, а также отсутствие в документации необходимой информации, а именно меню, набор продуктов на завтрак, обед, а также в отношении диет-столов.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил следующее (возражения на жалобу N528 от 17.12.2015 в материалах дела).
Проект договора разработан в соответствии с Методическими рекомендациями по организации питания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений и СанПиН 2.4.5.2409-08.
Передача в аренду помещений пищеблока и столовой производится в соответствии с Положением о порядке управления и распоряжения имуществом.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе Комиссия установила следующее.
1. Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Объектом закупки является "организация питания", Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок считает, что указание в документации об аукционе требования о соответствии, установленным постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 23.07.2008 N 45 "Об утверждении СанПиН 2.4.5.2409-08" (вместе с "СанПиН 2.4.5.2409-08. Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы") не является соблюдением требований статьи 33 Закона о контрактной системе, на основании следующего.
Документация об аукционе в таком виде, не позволяет рассчитать свои предпринимательские риски (прибыльности или убыточность) для принятия потенциальными участниками закупки решения об участии в электронном аукционе, поскольку, отсутствует необходимая информация для расчета, а именно о составе меню и требований к набору продуктов необходимых для оказание услуги.
Таким образом, Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок считает, что ссылки на нормативно-правовые документы в документации об аукционе не является надлежащим исполнением требований статьи 33 Закона о контрактной системе и может в последствии привести к неэффективному использованию бюджетных средств.
2. Статья 42 Закона о контрактной системе определяет информацию, которая должна входить в извещение об осуществлении закупки, в том числе и источник финансирования.
Извещение о проведении оспариваемого аукциона содержит указание на источник финансирования - бюджет муниципального образования "Опочецкий район".
Статья 63 Закона о контрактной системе определяет информацию, которая должна входить в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1.3 проекта договора предусмотрено, что оплата договора осуществляется за счет средств субсидии, выделенной из областного бюджета на организацию питания школьников муниципальных общеобразовательных учреждений, муниципального бюджета на организацию питания школьников, родительской платы.
Частью 1 статьи 15 Закона о контрактной системе предусмотрено, что бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и иных средств, в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 и 3 ст. 15 Закона о контрактной системе.
В пункте 4 статьи 37 Закона N273-ФЗ "Об образовании в РФ" указано, что обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов - органами местного самоуправления.
На МБОУ "Центр образования Опочецкого района" возложена обязанность обеспечения питанием обучающихся.
Директор учреждения при рассмотрении жалобы пояснил, что на организацию питания школьников из областного бюджета выделяется 12,5 рублей на каждого школьника, 2 рубля из муниципального бюджета, а остальное средства родителей.
Таким образом, источник финансирования определен в пункте 1.3 проекта договора, "за счет средств субсидии, выделенной из областного бюджета на организацию питания школьников муниципальных общеобразовательных учреждений, муниципального бюджета на организацию питания школьников, родительской платы" не являются в данном случае, источником финансирования, в смысле, придаваемом указанному понятию Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
Согласно материалам дела информация об источнике финансирования в извещении отличается от источника финансирования в проекте договора, что может ввести в заблуждение потенциальных участников закупки и ограничить количество участников аукциона.
Своими действия Заказчик нарушил положения статьи 15 и статьи 63 Закона о контрактной системе, в части указания отличной информации в извещении о проведении электронного аукциона и проекте договора, являющегося неотъемлемой частью документации об аукционе.
4. Согласно пункта 5.6. проекта договора Заказчик обязан предоставить в аренду Исполнителю помещения пищеблока и столовой, стационарно установленного технологического оборудования, расположенного в структурных подразделениях.
В ответ на разъяснения положений документации об аукционе Заказчик сообщает перечень оборудования, которое может быть передано в аренду на условиях возмездного пользования.
В соответствии со статьей 1 Закона о контрактной системе в сфере закупок названный Федеральный закон регулирует отношения связанные с приобретением товаров, работ и услуг, передача муницапльного имущества Законом о контрактной системе не предусмотрена.
В пункте 10 части 1 статьи 17.1 Закона N135-ФЗ предусмотрена возможность передачи имущества лицу, с которым заключен государственный или муниципальный контракт по результатам конкурса или аукциона, проведенных в соответствии с Законом о контрактной системе, если предоставление указанных прав было предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе для целей исполнения этого государственного или муниципального контракта на срок исполнения государственного или муниципального контракта.
Предоставление указанного имущества должно осуществляться в порядке, установленном действующим законодательством и муниципальными правовыми актами, путем заключения договора безвозмездного пользования и подписания сторонами актов приема-передачи имущества.
Согласно пункта 1 части 4 статьи 19 Закона N135-ФЗ предоставление имущества и (или) иных объектов гражданских прав по результатам торгов, организованных в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также по результатам иных процедур, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд не является государственной или муниципальной преференцией.
Таким образом, муниципальные бюджетные образовательные учреждения вправе распоряжаться закрепленным за ними на праве оперативного управления муниципальным имуществом, в том числе, передавать его в аренду или безвозмездное пользование, с согласия муниципального образования "Опочецкий район".
Согласно части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Таким образом, указанные действия Заказчика, выразившиеся в размещении на Официальном сайте разъяснений положений документации об Аукционе, изменяющих ее суть, нарушают часть 5 статьи 65 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
В ходе проведения внеплановой проверки, Комиссия установила следующие нарушения:
1. В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
На основании части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Согласно части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1 и 2 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Согласно пункту 5 раздела 2 Перечня, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1089 (далее - Перечень), опыт исполнения контракта, договора подтверждается в случае оказания услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением, нетиповых образовательных учреждений высшей категории для детей, подростков и молодых людей, проявивших выдающиеся способности, образовательных учреждений дополнительного образования детей и других организаций, осуществляющих образовательный процесс для детей, медицинских организаций, учреждений социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления.
В нарушении вышеназванных норм Заказчиком не установлены дополнительные требования к участникам закупки.
2. В силу части 1 статьи 22 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных Законом о контрактной системе, в случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:
1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
2) нормативный метод;
3) тарифный метод;
4) проектно-сметный метод;
5) затратный метод.
Исходя из требований части 8 статьи 22 Закона о контрактной системе тарифный метод применяется заказчиком, если в соответствии с законодательством Российской Федерации цены закупаемых товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд подлежат государственному регулированию или установлены муниципальными правовыми актами.
Заказчиком при расчете НМЦК не законно использован тарифный метод, поскольку Постановлением Администрации Опочецкого района от 22.01.2015 года N25 определено долевое финансирование расходов на организацию питания в МОУ, т.е. выделенные лимиты, но это не имеет отношения к тарифному регулированию.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что заказчиком при формировании извещения об осуществлении закупки нарушены требования части 8 статьи 22 Закона о контрактной системе.
Вышеуказанные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь п.2 ч.22 ст.99, ч.8 ст.106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Первая клининговая компания" обоснованной.
2. Установить в действиях Заказчика - МБОУ "Центр образования Опочецкого района" нарушение статьи 15, ч.2 ст.31, п.6 ч.5 ст.63, п.2 ч.1 ст.64, ч.8 ст.22 Закона о контрактной системе.
3. Выдать обязательно для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем аннулирования аукциона.
4. Материалы дела передать уполномоченному сотруднику Псковского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении должностного лица, утвердившего документацию об аукционе
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 21 декабря 2015 г. N 44-139/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.12.2015