Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 30 ноября 2015 г. N 44-132/15
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
в отсутствии представителя Заявителя, извещен надлежащим образом на рассмотрение жалобы не явился,
рассмотрев жалобу жалоба ООО "ЭЛДИ ПРО" на положение документации об аукционе на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального значения, расположенных в Великолукском, Куньинском, Локнянском, Невельском, Новосокольническом, Пустошкинском, Усвятском районах Псковской области (идентификационный номер: 753-А-ГЗ) (номер извещения: 0157200000315000777) (далее - электронный аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
03 ноября 2015 года уполномоченным органом - Государственным комитетом Псковской области по организации государственных закупок по заданию Заказчика - ГБУ Псковской области "Управление автомобильными дорог Псковской области" объявлен электронный аукцион на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального значения, расположенных в Великолукском, Куньинском, Локнянском, Невельском, Новосокольническом, Пустошкинском, Усвятском районах Псковской области (идентификационный номер: 753-А-ГЗ) (номер извещения: 0157200000315000777).
Извещение о проведении вышеуказанного электронного аукциона размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения заказов в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 03 ноября 2015 года в 14:17.
Начальная (максимальная) цена контракта - 762 650 046,00 рублей.
На участие в аукционе подана 1 (одна) заявка.
23 ноября 2015 года в адрес Псковского УФАС России поступила жалоба Заявителя.
Рассмотрение жалобы состоялось 30 ноября 2015 года в 12 часов 00 минут.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика (жалоба в материалах дела, исх.N20/1-01 от 20.11.2015 года).
Положениями документации об аукционе установлены требования в одной позиции сразу к нескольким товарам - в следствии чего участник заказа не предоставить конкретные показатели.
Представитель Заказчика и уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили следующее (отзыв на жалобу N 156 от 27.11.2015 и NГЗ-21-0247 от 27.11.2015 года в материалах дела).
Документация об аукционе соответствует требованиям части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и не ограничивает конкуренцию.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Объектом закупки является - "Выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального значения".
Согласно задания на выполнение работ (файл техническое задание) цель работы - обеспечение круглогодичного безопасного и бесперебойного движения транспортных средств и пешеходов, поддержание надлежащего эксплуатационного состояния требуемого уровня содержания не ниже допустимого, содержание элементов автодорог и искусственных сооружений на них, а также снижение количества дорожно-транспортных происшествий с сопутствующими дорожными условиями.
Заданием предусмотрен определенный перечень видов работ, в том числе:
Ямочный ремонт асфальтобетонного покрытия с фрезерованием, Асфальтобетонной смесью с содержанием зерен щебня(гравия) не менее 30% тип В-2 при толщине слоя 50 мм, площадь ремонта в одном месте до 3 м2 |
Заделка трещин в а/б покрытиях битумно-герметизирующей мастикой (механизированным способом) Температура размягчения по КиШ, 0С, не ниже 75 |
Восстановление изношенных верхних слоев а/б покрытия толщиной слоя 5 см. Асфальтобетонной смесью с содержанием зерен щебня(гравия) не менее 30% |
Техническим заданием установлены требования к качеству, техническим характеристикам товаров, используемых при производстве работ, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товаров, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия товара, используемого при производстве работ (указаны максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться):
Разделом 2 Инструкции для участников закупки, установлены требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению. Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника закупки на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией об аукционе. При этом, если для выполнения работ, которые составляют предмет контракта, используется товар, то участник закупки наряду с указанным выше согласием на выполнение таких работ предоставляет в виде отдельного документа в любом из форматов .doc, .rtf , .pdf следующие сведения о предлагаемом для использования товаре. При отсутствии в Техническом задании указания на товарный знак товара приводятся конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии) и наименование страны происхождения товара, используемого при выполнении работ.
1. В наименовании товара используемого при производстве работ по позиции 1 Технического задания "Битум нефтяной дорожный", указано три марки битума (60/90, 70/100, 90/130) со следующими требованиями к техническим характеристикам:
Битум нефтяной дорожный 60/90, 70/100, 90/130 ( для приготовления а/б смеси) |
Битум нефтяной дорожный должен соответствовать требованиям ГОСТ 22245-90, ПНСТ 1-2012: - глубина проникания иглы, при 25 °С: не менее 6,1 мм, не более 13,0 мм. - глубина проникания иглы, при 0 °С: не менее 2,8 мм. - температура размягчения по кольцу и шару: не ниже 48 °С - растяжимость при 25 °С: не менее 65 см - растяжимость при 0 °С: не менее 4,0 см - температура хрупкости: не выше минус 20 °С - температура вспышки: не ниже 230 °С - изменение температуры размягчения после прогрева не более 5 °С |
Согласно письменных объяснений Заказчика (в материалах дела) Подрядчик может использовать одну из трех предложенных марок битума, а требования к качеству и техническим характеристикам товара позволяют использовать разные марки данного товара.
Из буквального прочтения технического задания подрядчику следует использовать три марки битума, которые будут соответствовать установленным характеристиками.
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок изучив требования установленные Заказчиком в техническом задании, положения ГОСТ 22245-90 и ПНСТ 1-2012 установила, что только одна марка битума, а именно 90/130 соответствует техническим параметрам, установленным в техническом задании документации об аукционе.
Сравнительный анализ:
Требования документации |
Битум 60/90
(согласно ГОСТ 22245-90) |
Битум 70/100 (согласно ПНСТ 1-2012) |
Битум 90/130
(согласно ГОСТ 22245-90) |
Соответствие |
глубина проникания иглы, при 25 °С: не менее 6,1 мм, не более 13,0 мм. |
6,1 - 9,0 |
7,1-10,0 |
9,1 - 13,0 |
60/90 и 70/100 не соответствует |
глубина проникания иглы, при 0 °С: не менее 2,8 мм. температура размягчения по кольцу и шару: не ниже 48 °С |
2,0 |
2,2 |
2,8 |
60/90 и 70/100 не соответствует |
растяжимость при 25 °С: не менее 65 см |
55 |
62 |
65 |
60/90 и 70/100 не соответствует |
растяжимость при 0 °С: не менее 4,0 см |
3,5 |
3,8 |
4,0 |
60/90 и 70/100 не соответствует |
температура хрупкости: не выше минус 20 °С |
15 |
15 |
17 |
Все соответствуют |
температура вспышки: не ниже 230 °С |
230 |
230 |
230 |
Все соответствуют |
изменение температуры размягчения после прогрева не более 5 °С |
5 |
Отсутствует такой показатель в ПНСТ 1-2012 |
5 |
|
Таким образом, из наименования товара, используемого при производстве работ по позиции 1 технического задания следует, что может быть использовано три марки битума, однако исходя из положений ГОСТ и ПНСТ, установленным требованиям по техническим параметрам соответствует только одна марка битума, что подтверждается и единственной заявкой на участие в аукционе, которая содержит предложение об использовании при выполнении работ битума марки 90/130.
Следует отметить, что единственная заявка на участие в аукционе также не соответствует требованием документации об аукционе, поскольку содержит недостоверные требования о товара, а именно указание на то, что используемая марка битума 90/130, будет соответствовать ПНСТ 1- 2012,.
Марка битума 90/130 соответствует ГОСТ 22245-90, а предстандарт ПНСТ 1-2012 раскрывает характеристики битума марки 70/100.
Довод Заказчика о том что, установленные требования к техническим параметрам битума позволяю использовать все три марки данного товара, исходя из того, что ГОСТ содержит формулировку, например по показателю "глубина проникания иглы при 0 градусов не менее 20 мм, означает, что он может быть и 28 мм и соответствовать требованиям документации, не может быть принят Комиссией Псковского УФАС поскольку указание показателя "не менее 20 мм" не может гарантировать, что данный показатель будет и 28 мм он может быть и 21 мм.
Следовательно, если подрядчик приобретет битум других двух марок с показателями в соответствии с ГОСТом, то он не будет соответствовать требованиям технического задания.
2. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
В ГОСТ 22245-90 и ПНСТ 1-2012 по показателю глубина проникания иглы, при 25 °С, при 0 °С используется единица измерения 0,1 мм: по показателю растяжимость при 25 °С используется единица измерения в см.
Заказчиком в техническом задании при установлении требований использует отличные от ГОСТа и ПНСТ единицы измерения по показателю глубина проникновения иглы, а по другим показателям использует применяет единицы измерения как в ГОСТе.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, если Заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Документация об аукционе не содержит необходимости использования других единиц измерения по показателям битума, отличных от ГОСТа, а при рассмотрении жалобы по существу представитель Заказчика пояснил, что это сделано для удобства Заказчика и именно такие единицы измерения содержатся в документах при поставке данного товара, при этом документальных доказательств Комиссии не представлено.
На основании вышеизложенного, Комиссия Псковского УФАС России пришла к выводу, что описание объекта закупки носит не объективный характер, допущенное Заказчиком нарушение части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе может ввести участников закупки в заблуждение и не позволяет заполнить заявку на участие в аукционе надлежащим образом.
3. По доводу Заявителя относительно "Камней бетонных бортовых" жалоба является необоснованной, поскольку согласно ГОСТ 6665-91 (пункт 1.2.6) марка камня состоит из буквенно-цифровых групп (БР 100.30.15, БР 100.20.08.) 1000 мм длинна, 300 мм высота и 180 мм ширина соответственно.
Техническим задание установлены требования к камням бортовым: отклонение от прямолинейности профиля верхней поверхности по всей длине до 6 мм и отклонение от перпендикулярности торцевых и смежных граней до 4 мм.
Согласно ГОСТ 6665-91 данные показатели в действительности имеют отклонение без плюсов и минусов, это допустимо только в отклонении от линейного размера.
Таким образом, по данному доводу жалоба не нашла своего подтверждения материалами дела.
4. По доводу Заявителя, относительно стоек дорожных знаков, Комиссия Псковского УФАС России считает, действия Заказчика по установлению требований к сечению диаметра трубы "не менее 76 мм" не обоснованным и не соответствующим требованиям статьи 33 Закона о контрактной системе, в виду следующего.
Комиссия Псковского УФАС России изучив ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" и стандарт организаций СТО НОСТРОЙ 2.25.42-2011 установила, что ГОСТ не содержит требований по диаметру трубы стойки дорожных знаков.
Представитель Заказчика также пояснил, что рекомендуется использовать стальные трубы для стоек с внутренним диаметром в диапазоне от 40 мм до 150 мм. Представитель уполномоченного органа в свою очередь пояснил, что при размещении данного аукциона было принято решение установить лишь минимальный показатель диаметра трубы практикой закупки данного товара и основываясь на изучении рынка (подтверждающих документов представлено не было).
Проанализировав, техническое задание к документации об электронном аукционе, установлено, что данный показатель, без использования максимальных значений или значений, находящихся в диапазоне, указанном в рекомендациях, является нарушением ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Отсутствие требования к максимальному значению диаметра трубы стойки дорожных знаков, может в дальнейшем привести к несоблюдению требований о том, что дорожные знаки должны устанавливаться на ударно - безопасных опорах, а следовательно приведет к неэффективному расходованию бюджетных средств.
5. Предметом контракта является - "Выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального значения".
По одному из видов работ, предусмотренных контрактом (ямочный ремонт) требуется использование асфальтобетонной смеси.
Заказчиком в техническом задании установлены следующие требования к смеси:
Смесь асфальтобетонная плотная горячая ( Устройство асфальтобетонного покрытия. |
Смесь асфальтобетонная должна соответствовать требованиям ГОСТ 9128-2013:
Водонасыщение не менее 1,5, не более 4,0 (% по объему). Предел прочности при сжатии: - при температуре 20° С не менее 2,2 МПа; - при температуре 50° С не менее 1,2 МПа. Предел прочности при сжатии при температуре 0° С не более 12,0 МПа. Водостойкость не менее 0,85. Сдвигоустойчивость: - коэффициент внутреннего трения не менее 0,76; Трещиностойкость не менее 3,0 МПа, не более 6,5 МПа. Водостойкость при длительном водонасыщении не менее 0,75. Смеси должны выдерживать испытание на сцепление вяжущего с поверхностью минеральной части смеси по ГОСТ 12801-98, Качество сцепления битума с поверхностью щебня входящего в состав асфальтобетона по ГОСТ 12801-98 не менее 4 баллов (хорошее). |
Смесь асфальтобетонная холодная на полимермодифицированном битуме (Ямочный ремонт а/б покрытия) |
Водонасыщение - по ГОСТ 12801-98, не менее 5% , не более 9% по объему. Слеживаемость холодных смесей, характеризуемая числом ударов по ГОСТ 12801, не более 5. Смеси должны выдерживать испытание на сцепление вяжущего с поверхностью минеральной части смеси по ГОСТ 12801-98, |
В силу ГОСТ 9128-2013 Межгосударственный стандарт "Смеси асфальтобетонные, полимерасфальтобетонные, асфальтобетон. Полимерасфальтобетон для автомобильных дорог и аэродромов Технические условия" (раздел 4) асфальтобетонные смеси разделяются: в зависимости от вида минеральной составляющей (п. 4.1.1), вязкости используемого битума и температуры при укладке (п. 4.1.2), наибольшего размера минеральных зерен (п. 4.1.3), величины остаточной пористости (п. 4.1.4), содержания в них щебня (гравия) (п. 4.1.5), показателей физико-механических свойств и применяемых материалов (п. 4.1.6).
Следовательно, допустимым с точки зрения Закона о контрактной системе, и ГОСТ 9128-2013, является такое описание заказчиком характеристик асфальтобетонной смеси, которое соответствует установленной стандартом классификации этого материала.
Однако требование заказчика об указании участниками в заявках конкретных значений составных частей асфальтобетонной смеси лишает потенциальных участников возможности достоверно указать такие характеристики смеси, поскольку до ее изготовления и приобретения участник не обладает информацией об абсолютных точных значениях характеристик смеси, и соответственно не имеет возможности указать (конкретные) показатели материалов.
Качество асфальтобетонной смеси, изготовленной на заводе характеризуется рядом показателей: степенью соответствия фактических содержаний компонентов их проектным значениям, температурой нагрева, однородностью перемешивания компонентов (щебня, песка, минерального порошка, битума, различных добавок).
Их определяют путем испытания проб смеси, отобранных из отдельных замесов. Согласно п. 1.6 "Методических рекомендаций по оценке однородности дорожного асфальтобетона" 1980 года показатели качества асфальтобетонной смеси - это статистические величины. Под влиянием большого количества производственных факторов происходят колебания состава температуры, однородности асфальтобетонных смесей, поэтому невозможно получить асфальтобетонную смесь с абсолютно одинаковыми показателями".
Таким образом, в материалы рассматриваемого дела не представлены объективные, неоспоримые документарные доказательства необходимости установления требования к компонентам составляющим асфальтобетонную смесь.
Кроме того, Заказчик при приемке работ в рамках исполнения контракта будет проверять на соответствие ГОСТ 9128-2013 асфальтобетонную смесь, а не его компоненты.
В этой связи, Заказчиком в нарушение требований п. 1 ч. 1 ст. 64, п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе неправомерно сформированы требования к товарам, предполагаемым к использованию в ходе выполнения работ.
Более того, Комиссия Псковского УФАС России считает, что установление в техническом задании требований об указании конкретных показателей компонентов составляющих асфальтобетонную смесь (именно которая и необходима для выполнения работ) является чрезмерным и носит необъективный характер, поскольку при подготовке заявки на участие в закупке потенциальные участники лишены возможности достоверно указать конкретные характеристики битума.
Заказчик в своих письменных объяснениях на жалобу сам указывает на то, что у подрядчика нет обязанности самостоятельно изготавливать асфальтобетонную смесь, он ее может приобрести у иного лица, предоставив естественно все необходимые документы на данный товар при выполнении работ.
На основании ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе в сфере закупок запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Следовательно, документация о таком аукционе требует необходимых изменений в целях исключения возможности нарушения требований Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Вышеуказанные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь п.2 ч.22 ст.99, ч.8 ст.106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ЭЛДИ ПРО" обоснованной, в части установления требований к битуму и стойкам дорожных знаков, в остальной части жалоба является необоснованной.
2. Установить в действиях Заказчика - ГБУ ПО "Псковавтодор" нарушение пункта 1 и пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать обязательно для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, об отмене протокола рассмотрения единственной заявки и внесения изменений в документацию об аукционе.
4. Материалы дела передать уполномоченному сотруднику Псковского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении должностного лица, утвердившего документацию об аукционе.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 30 ноября 2015 г. N 44-132/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.12.2015