Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 15 декабря 2015 г. N 2444/03
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России, Комиссия) по контролю соблюдения законодательства в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: М.А. Благодарев,
Члены Комиссии: Т.С. Акопян
В.В. Моргунов,
рассмотрев дело N 2444/03 по жалобе Заявителя о нарушении Заказчиком при проведении электронного аукциона N 0358300001015000059 "Оказание услуг по сохранению эксплуатационных свойств, восстановлению внешнего вида и поддержанию в чистом состоянии объектов находящихся на балансе Муниципального казенного учреждения Городское хозяйственное управление города Ростова-на-Дону" (далее - Закон), в присутствии представителя Заказчика (Мазепина А.В.), в отсутствие представителя Заявителя, представителя Привлеченного лица,
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступила жалоба Заявителя, в которой обжаловались положения документации об аукционе.
Заказчик в возражениях на жалобу не признал нарушения Закона при проведении аукциона, просил признать жалобу необоснованной.
В соответствии с ч.3 ст.99 Закона, п.3.31 "Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 года N727/14 (далее - Регламент) по данной жалобе проведена внеплановая проверка закупки, в результате которой установлено следующее:
Согласно Извещению о проведении электронного аукциона N0358300001015000059 от 24.11.2015 года:
- начальная (максимальная) цена контракта составила 11 321 666,67 руб.;
- определены дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 10.12.2015 года в 09 часов 00 минут.
Доводом жалобы Заявителя является описание Заказчиком объекта закупки с нарушением требований ч.1 ст.64 Закона в части установления в инструкции по заполнению заявки требований, влекущих за собой ограничение количества участников аукциона.
Согласно п.п.1, 2 ч.1 ст.64 Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна, в том числе, содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона и инструкцию по ее заполнению.
Внеплановой проверкой установлено, что Инструкция по заполнению заявки содержится в п.3.6 раздела 1 "Общие положения" документации об аукционе.
Согласно данной Инструкции участник закупки в заявке на участие в конкурсе указывает конкретные показатели предлагаемых к применению в ходе услуг товаров (материалов, оборудования), соответствующие требованиям к характеристикам и значениям показателей, предусмотренных в Приложении N 1 (Описание объекта закупки) к аукционной документации.
Заявитель не указал, как именно положения Инструкции влекут за собой ограничение количества участников аукциона и представляют сложность при подготовке заявки на участие в аукционе. Данный довод жалобы следует признать необоснованным.
Доводом жалобы Заявителя является размещение Заказчиком документации об аукционе с нарушением положений ст.33 Закона. По мнению Заявителя, описание объекта закупки не носит объективный характер.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.64 Закона документация об аукционе должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со ст.33 настоящего закона. Частью 1 ст.33 Закона предусмотрено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона не допускается включение в документацию о закупке требований к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Также, п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, при описании объекта закупки заказчик должен руководствоваться, в том числе, следующими правилами:
- описание объекта закупки должно носить объективный характер;
- при составлении описания объекта закупки, если это возможно, должны использоваться стандартные показатели, требования, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленные в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством о техническом регулировании.
Данные правила предполагают описание объекта закупки путем указания тех требований к товарам, которые изложены в стандартах на данный товар. Кроме того, такие требования должны носить объективный характер. Одновременно установлен запрет требования информации, обязанность представления которой ведет к ограничению количества участников.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Объектом рассматриваемого аукциона является оказание услуг по сохранению эксплуатационных свойств, восстановлению внешнего вида и поддержанию в чистом состоянии объектов находящихся на балансе Заказчика.
Согласно Инструкции по заполнению заявки: "участник закупки в заявке на участие в аукционе указывает конкретные показатели, предлагаемых к поставке товаров (материалов, оборудования), соответствующие требованиям к характеристикам и значениям показателей, предусмотренных в Приложении N 1 (Описание объекта закупки) к аукционной документации".
В Приложении N 1 (Описание объекта закупки) к аукционной документации (далее - Техническое задание) Заказчиком установлены требования к качеству, техническим характеристикам и свойствам товара, которые ему необходимы для осуществления деятельности, исходя из своих потребностей.
Законодатель предоставил право Заказчику самостоятельно устанавливать технические и функциональные характеристики необходимого ему товара в соответствии с потребностями.
Положения Закона регулируют спорные отношения с целью установления единого порядка проведения закупок, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при выполнении Заказчиком действий, направленных на обеспечение государственных нужд, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц при проведении закупок и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в контрактной системе, обеспечения гласности и прозрачности закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок.
Вместе с тем, размещение закупки предполагает удовлетворение, в том числе нужд государственных учреждений, то есть обеспечиваемых федеральными бюджетными учреждениями, бюджетными учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальных субъектов (независимо от источников финансового обеспечения) потребности в товарах, работах, услугах соответствующих бюджетных учреждений.
Таким образом, в конкретной ситуации предмет аукциона должен был формироваться в соответствии с потребностями бюджетного учреждения.
Требование Заказчика об использовании, при оказании услуг, являющихся предметом аукциона, товаров, с характеристиками, указанными в Техническом задании (в том числе, требования к запаху, впитыванию влаги, поглощающим свойствам), не лишало участников закупки возможности участвовать в аукционе, то есть не ограничивало число потенциальных участников аукциона.
Правовая позиция по данному вопросу высказана в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 09.10.2012 года по делу N А53-27684/2011.
Таким образом, доводы жалобы Заявителя в части необъективных требований к товарам, следует признать необоснованными.
Вместе с тем, внеплановой проверкой установлено, что описание объекта закупки в документации об аукционе носит "хаотический характер". Так, в техническом задании Заказчик основную часть показателей требуемых к поставке товаров указал в подразделе "Требования к материалам, оборудованию, применяемых при оказании услуг по всем объектам". Данный подраздел Технического задания содержит список товаров и требования к ним.
Кроме того, Техническое задание содержит ряд иных подразделов:
- Характеристика объекта ул. Большая Садовая, 47;
- Характеристика оказываемых услуг по объекту ул. Б. Садовая, 47;
- Технологическая карта обслуживания объекта и используемые средства: материалы и оборудование;
- Характеристика объектов находящихся на балансе муниципального казенного учреждения "Городское хозяйственное управление города Ростова-на-Дону";
- Характеристика оказываемых услуг по объектам;
- Технологическая карта обслуживания объектов, находящихся на балансе Муниципального казенного учреждения "Городское хозяйственное управление города Ростова-на-Дону" и используемые средства: материалы и оборудование;
- Требования к материалам, оборудованию, применяемых при оказании услуг по всем объектам;
- Услуги, оказываемые по мере необходимости (по всем объектам).
В двух, из указанных подразделов, Заказчиком в хаотическом порядке, наряду с перечнем услуг, подлежащих оказанию в рамках выполнения предмета контракта, содержатся требования к ряду товаров, подлежащих применению исполнителем.
Так, подраздел "Технологическая карта обслуживания объекта и используемые средства: материалы и оборудование" содержит требования к следующим товарам:
"в случае проведения ремонтных работ уборочные мероприятия должны проводиться 5 (пять) раз в день на всей задействованной в производстве работ площади, с применением эффективных моющих, дезинфицирующих средств для удаления побелки, застывшего цемента ("MAXimum33" или эквивалент (Состав : ПАВ, кислоты, комплексообразователь, краситель, вода, РН:1. При нанесение на поверхность время выдержки должно составлять не менее 3 мин. - не более 11 мин. После размораживания должно сохранять свои свойства. Водородный показатель кислотности среды (рН): не менее 0,8 - не более 1,1))".
Подраздел "Услуги, оказываемые по мере необходимости (по всем объектам)" также содержит требования к товарам, подлежащих применению исполнителем: "средство для ликвидации засоров (Селена Антизасор или эквивалент) по составу: анионные поверхностно-активные вещества (сульфанол), гидроксид натрия, сода кальцинированная; или средство от засоров (Liquid-Plump или эквивалент) по составу: гипохлорид натрия, силикат натрия (ингибиторы коррозии), гидроксид натрия)".
Использование хаотического порядка описания требований к показателям товаров, подлежащих применению исполнителем, затрудняет восприятие Технического задания, создает участникам дополнительные сложности при подготовке заявки для участия в аукционе.
Таким образом, описание объекта закупки не носит объективный характер. Заказчик, описывая требования к показателям товаров, подлежащих использованию при оказании услуг, нарушил положения ст.33 Закона, что является нарушением ч.1 ст.64 Закона.
Комиссия Ростовского УФАС России в соответствии с п.3.36 Регламента не выдает предписание об устранении указанного нарушения Закона, поскольку оно не повлияло на результат проведения закупки.
На основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 728, в соответствии с ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Закона Комиссия Ростовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя частично обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ч.1 ст.64 Закона.
3. Предписание об устранении указанного нарушения Закона не выдавать, поскольку оно не повлияло на результат проведения закупки.
4. Оператору электронной площадки обеспечить Заказчику, аукционной комиссии Заказчика возможность совершения дальнейших действий, предусмотренных Законом, по аукциону.
В силу ч.9 ст.106 Закона решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии М.А. Благодарев
Члены комиссии Т.С. Акопян
В.В. Моргунов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 15 декабря 2015 г. N 2444/03
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.12.2015