Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 14 января 2016 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России) по контролю соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок:
Председатель Комиссии: |
М.А. Благодарев |
Члены Комиссии: |
В.В. Моргунов Ю.В. Моргунова |
по итогам рассмотрения жалобы ООО "ГрандПроект" (далее - Заявитель) на действия Заказчика - Муниципального автономного учреждения "Стадион Торпедо" при проведении открытого конкурса N 1058300002515000001 "Разработка проектной и рабочей документации по объекту: "Реконструкция тренировочной площадки муниципального автономного учреждения "Стадион Торпедо", Ростовская обл., г. Таганрог, ул. Спортивная, д. 2-а" (далее - конкурс) по признакам нарушения Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), в присутствии представителей Заказчика (Кушнарев С.А., Приходько В.И.),
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика. Заявитель указывает, что ряд положений извещения и документации противоречат требованиям Закона.
Заказчиком представлены письменные пояснения по существу жалобы. Заказчик признал нарушение Закона в части наличия разночтений в количестве экземпляров проектной документации, подготовленной для передачи подрядчиком Заказчику. В остальной части Заказчик возражал против удовлетворения жалобы Заявителя.
Комиссией Ростовского УФАС России при рассмотрении жалобы проведена в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона и п. 3. 31 Регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, внеплановая проверка соблюдения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при определении поставщика (подрядчика, исполнителя).
17.12.2015 г. на сайте закупок Заказчиком размещено извещение о проведении конкурса. Согласно извещению начальная цена контракта составляет 9 271 758.00 рублей.
1) Согласно п. 3.1 документации "в настоящем открытом конкурсе может принять участие любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, а также любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя".
Согласно п. 4 ст. 3 Закона участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц, или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Заказчиком допущено нарушение в определении участника торгов. Заказчиком нарушен п. 4 ст. 3 Закона. Довод Заявителя в данной части обоснован.
2) Согласно части 27 статьи 34 Закона в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.
Согласно п. 4.1.3 проекта контракта Заказчик обязуется "произвести возврат Подрядчику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения договора, при условии надлежащего исполнения им всех своих обязательств по договору и в соответствии с п. 12.3 настоящего договора не позднее 15 (пятнадцати) дней после получения Заказчиком письменного требования от Подрядчика о возврате денежных средств".
Согласно п. 12. 3 проекта контракта "денежные средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения договора (если такая форма обеспечения исполнения договора применяется Исполнителем) возвратить Исполнителю в течение 10 (десяти) банковских дней с даты исполнения Исполнителем всех своих обязательств по договору. Факт исполнения Исполнителем всех своих обязательств по договору подтверждается окончательным Актом оказанных услуг, подписанным обеими сторонами в соответствии с п.3 настоящего договора".
Документация не содержит разночтений в сроках возврата Заказчиком подрядчику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта. Так, в случае наличия письменного требования Подрядчика, Заказчик возвращает указанные средства в течение 15 дней, в случае отсутствия такого требования, обеспечение подлежит возврату в течение 10 дней со дня исполнения подрядчиком обязательств.
Довод Заявителя в данной части необоснован.
3) В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона конкурсная документация должна содержать: наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе тем, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно п. 5. 13 проекта контракта работа считается полностью выполненной только при наличии проектной документации в 2 (двух) экземплярах и рабочей документации в количестве 6 (шести) экземпляров на бумажном носителе и 2 (двух) экземпляров в электронном виде, материалов всех инженерных изысканий в 2 (двух) экземплярах (с оригиналами положительных заключений экспертиз в 3 (трех) экземплярах), а также документов согласно п. 3.1.7. настоящего договора.
Согласно п. .3.1.7 контракта Подрядчик обязан передать Заказчику готовую проектную документацию в двух экземплярах на бумажном носителе, рабочую документацию в шести экземплярах на бумажном носителе, материалы всех инженерных изысканий (с оригиналами положительных заключений экспертиз и заключением о достоверности определения сметной стоимости) в трех экземплярах на бумажном носителе, результаты обследования объектов в трех экземплярах на бумажном носителе, а также всю вышеуказанную в данном пункте документацию в двух экземплярах - в электронном виде в соответствии с требованиями, указанными в Приложении N2 настоящего договора, по акту выполненных работ, накладной, подписанной в двухстороннем порядке (Заказчик и Подрядчик). Проектная документация должна состоять из обязательных разделов в соответствии с ч. 12 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ и Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 г. N 87. Комплект рабочей документации должен содержать ссылочные типовые чертежи.
Согласно приложению N 1 к договору проектную документацию, с внесенными исправлениями по замечаниям экспертизы, сброшюровать и выдать в 2-х экземплярах на бумажном носителе, рабочую документацию предоставить в 6-ти экземплярах на бумажном носителе и 2 (два) экземпляра на электронном носителе (в отсканированном виде в формате PDF, заверенные подписями и печатями).
При таких обстоятельствах, не представляется возможным установить точное число экземпляров (в бумажном и электронных видах) проектной документации (в том числе, рабочей документации, изысканий и т.д.), подлежащих передаче Заказчику Подрядчиком.
Заказчиком нарушена ч. 1 ст. 50 Закона в части описания объекта закупки. Довод Заявителя в данной части обоснован.
Заказчик нарушение Закона в данной части признал.
4) Согласно части 1 статьи 31 Закона при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки.
В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 статьи 31 Закона указывается Заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Согласно извещению Заказчиком установлены требования к участникам торгов в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31, ч. 1.1 ст. 31 Закона. Извещение не содержит полного перечня требований к участникам торгов, указанных в ст. 31 Закона.
Действиями Заказчика, не установившего в извещении требования к участникам закупки в соответствии со ст. 31 Закона, нарушена часть 5 статьи 31 Закона. Довод Заявителя в данной части обоснован.
5) Пункт 2 части 3 статьи 49 Закона устанавливает, что в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает, в том числе, исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона.
Извещению по конкурсу N 1058300002515000001 не содержит указания на то, какие именно документы необходимо представить участникам торгов в соответствии с п.1 ч. 1 ст. 31 Закона.
Вместе с тем, согласно п. 27 информационной карты документации к участникам предъявлено, в том числе, следующее требование: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся объектом закупки: свидетельство о допуске к работам, выданное саморегулируемой организацией, включающее допуск к работам по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком)".
Заказчиком нарушена ч. 3 ст. 49 Закона. Довод Заявителя обоснован.
6) Согласно пункту 7 статьи 42 Закона в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом, в том числе информация о размере и порядке внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с Законом.
Согласно извещению "размер обеспечения заявок: 185 435.16 рублей"; "порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок, условия банковской гарантии" указаны в конкурсной документации. Данные сведения указаны в пункте 33 информационной карты документации.
При таких обстоятельствах, довод Заявителя об отсутствии в извещении информации по 7 ст. 42 Закона необоснован.
7) Пункт 8 статьи 42 Закона устанавливает, что извещение об осуществлении закупки должно содержать сведения о размере обеспечения исполнения контракта, порядке предоставления такого обеспечения, требованиях к такому обеспечению. Пункт 11 части 1 статьи 50 Закона гласит, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса должна содержать размер и условия обеспечения исполнения контракта.
Согласно извещению "размер обеспечения исполнения контракта: 2 781 527.40 рублей"; "порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к обеспечению, информация о банковском сопровождении контракта: согласно конкурсной документации". Данные сведения приведены в п.п. 34, 35 информационной карты документации.
При таких обстоятельствах, довод Заявителя об отсутствии в извещении информации по 8 ст. 42, п. 11 ч. 1 ст. 50 Закона необоснован.
8) Согласно пункту 4 статьи 42 Закона в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация об ограничении участия в определении подрядчика, установленном в соответствии с названным Федеральным законом.
Согласно извещению ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с Законом, приведено Заказчиком в конкурсной документации.
Пункт 30 информационной карты содержит указание на то, что данные торги проводятся для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
При таких обстоятельствах, довод Заявителя об отсутствии в извещении информации по п. 4 ст. 42 Закона необоснован.
9) Согласно ч. 1 ст. 50 Закона сведения, указанные в документации, должны соответствовать информации, приведенной в извещении.
Пункт 27 информационной карты содержит требования к участникам конкурса. Согласно данному пункту участники должны соответствовать, в том числе, следующим требованиям:
отсутствие в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица;
отсутствие сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков, сформированном в порядке, предусмотренным Федеральным законом от 21.07.2005 г. N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (ч. 21 ст. 112 Закона о контрактной системе).
Согласно извещению к участникам конкурса установлено "требование об отсутствии в предусмотренном Федеральным законом N 44-ФЗ реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица (в соответствии с частью 1.1 Статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ)".
При таких обстоятельствах, требования, указанные в документации относительно отсутствия сведений в РНП, не соответствуют данной информации, приведенной в извещении. Заказчиком нарушена ч. 1 ст. 50 Закона.
10) Согласно заданию на разработку проектной документации подрядчику необходимо "основные технические решения по проекту согласовать со всеми заинтересованными организациями, в т.ч.: ГУ МВД РФ по Ростовской области, АНО "Арена-2018".
Согласно п. 3.1.6 Подрядчик обязан "согласовать готовую проектную документацию с Заказчиком, уполномоченным Представителем Заказчика - Управление капитального строительства г. Таганрога, Министерством спорта Российской Федерации, организациями, выдавшими технические условия, и другими заинтересованными организациями в объеме, достаточном для прохождения государственной экспертизы".
Отношения в рамках договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ регулируются параграфом 4 главы 37 раздела IV Гражданского кодекса Российской Федерации (часть вторая).
Согласно пункту 1 статьи 760 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик обязан согласовывать готовую техническую документацию с заказчиком, а при необходимости вместе с заказчиком - с компетентными государственными органами и органами местного самоуправления.
Статьей 762 ГК РФ установлено, что по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан, если иное не предусмотрено договором, участвовать вместе с подрядчиком в согласовании готовой технической документации с соответствующими государственными органами и органами местного самоуправления.
Таким образом, обязанность по согласованию проектной документации возложена на подрядчика и заказчика совместно.
Между тем, согласно заданию на проектирование, проекту проекта данная обязанность полностью возложена на подрядчика, что не соответствует вышеназванным положениям действующего законодательства.
Оспариваемое требование Заказчика, адресованное лицу, признанному победителем торгов (потенциально - всем участникам конкурса), возлагает на участников закупки дополнительные обязанности в объеме, не предусмотренном законом, что, соответственно, нарушает их права и законные интересы.
Учитывая изложенное, Заказчик нарушил ч. 1 ст. 50 Закона в части описания объекта закупки в нарушение норм действующего законодательства.
Аналогичная правовая позиция высказана в актах по делу А53-952/2015.
В этой связи, на основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 728, Комиссия Ростовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ГрандПроект" частично обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим п. 4 ст. 3, ч. 5 ст. 31, ч. 3 ст. 49, ч. 1 ст. 50 Закона.
3. Выдать Заказчику, комиссии Заказчика обязательное к исполнению предписание:
отменить протоколы, сформированные в ходе проведения торгов (в случае их наличия);
внести изменения в конкурсную документацию путем приведения в соответствие с требованиями законодательства: в том числе, в соответствии с ч. 1 ст. 50 Закона установить точное число экземпляров (в бумажном и электронных видах) проектной документации (в том числе, рабочей документации, изысканий и т.д.), подлежащих передаче Заказчику Подрядчиком; описать объект закупки с учетом требований ст. ст. 760, 762 ГК РФ;
продлить срок подачи заявок в соответствии со ст. 50 Закона;
совершить дальнейшие действия, установленные Законом.
4. Рассмотреть вопрос о привлечении должностного лица Заказчика к административной ответственности.
Председатель Комиссии Ростовского УФАС
России по контролю в сфере закупок М.А. Благодарев
Члены Комиссии Ростовского УФАС
России по контролю в сфере закупок В.В. Моргунов
Ю.В. Моргунова
В силу ч. 9 ст. 106 Закона решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Исп. Моргунова Ю.В.; тел.: (863) 240-86-88
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 14 января 2016 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.01.2016