Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 24 ноября 2015 г. N 2256/03
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: М.А. Благодарев,
Члены Комиссии: Т.С. Акопян, В.В. Моргунов,
рассмотрев дело NN2256/03, 2257/03 о нарушении норм Федерального Закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон) при проведении открытого конкурса N 0158200001515000077 "Целевая экологическая программа оздоровления водного бассейна реки Темерник. Расчистка р. Темерник от ПК 27 + 88 до Низового водохранилища" (далее - конкурс), в присутствии представителя Заявителя-2 (Васильевой Л.В.) представителей Заказчика (Бадура И.А., Челбина И.М., Балонкиной Ю.В.), представителя Привлеченного лица (Новиковой М.А.), в отсутствии представителя Заявителя-1,
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступили жалобы Заявителя-1, Заявителя-2 на положения конкурсной документации.
Заказчик в возражении на жалобы отрицал нарушения Закона при проведении конкурса, просил признать жалобы необоснованными.
Представитель Привлеченного лица свою позицию по доводам жалоб не изложил.
В соответствии с ч.3 ст.99 Закона, п.3.31 "Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 года N727/14 (далее - Регламент) по данным жалобам проведена внеплановая проверка порядка осуществления закупки, в результате которой установлено следующее:
согласно извещению о проведении открытого конкурса от 05.11.2015 г. N0158200001515000077:
- установлены дата и время окончания подачи заявок - 20.11.2015 г. в 11-00;
- начальная (максимальная) цена контракта составила - 203 820 180,00 рублей.
Доводами жалобы Заявителя-1 являются отсутствие в локальных сметах работ по погружению и извлечению свай, монтажу и демонтажу ручных лебедок; разночтения в проектной и в сметной документации в части использования камней М-300 и М-600, указания различных единиц измерения трубопровода и различных способов уплотнения крупнозернистого песка. Указанные разночтения, по мнению Заявителя-1, влияют на стоимость работ.
Внеплановой проверкой установлено, что все разделы проектной документации Заказчика прошли государственную экспертизу, о чем свидетельствуют Положительные заключения ГАУ РО "Государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий":
- Положительное заключение государственной экспертизы по проектной документации, включая смету и результаты инженерных изысканий от 05.04.201Зг. N61-1-5-0378-13;
- Положительное заключение государственной экспертизы по результатам инженерных изысканий от 09.10.2014 г. N61-1-1-0467-14;
* Положительное заключение оценки соответствия техническим регламентам и сметным нормативам от 15.10.2014 г. N3-12-1-0088-14;
* Положительное заключение достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства от 16.10.2015 г. N3-6-1-0461-14.
Ростовское УФАС России не наделено полномочиями но оценке действий организаций, осуществляющих экспертизу проектных документации, в том числе, сметной стоимости проектных документации, равно как полномочиями по "пересчету" данной стоимости. Доводы жалобы Заявителя-1 следует признать необонованными.
Доводом жалобы Заявителя-2 является установление Заказчиком показателя нестоимостного критерия оценки заявок "опыт участника по успешному выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" с применением "завышенных требований" к участникам. Заявитель-2 не указывает, какие нормы Закона нарушены Заказчиком.
Согласно ч.9 ст.32 Закона не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящей статьей критериев или их величин значимости, установленных частью 6 настоящей статьи и в соответствии с частью 8 настоящей статьи, за исключением случая, предусмотренного частью 2 настоящей статьи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 года N1085 утверждены правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
Согласно п.11 Правил для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Значимость критериев оценки должна устанавливаться в зависимости от закупаемых товаров, работ, услуг в соответствии с предельными величинами значимости критериев оценки согласно приложению.
В приложении N3 к конкурсной документации Заказчик установил критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины их значимости:
Для оценки заявок на участие в открытом конкурсе устанавливаются следующие критерии оценки:
1. характеризующиеся как стоимостные критерии оценки:
- цена контракта - величина значимости - 60%;
2. характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
- Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации - 40%, в том числе, по данному критерию устанавливаются следующие показатели:
2.1. квалификация трудовых ресурсов, предлагаемых для выполнения работ - величина значимости показателя: 10%;
2.2. опыт участника по успешному выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема - величина значимости показателя: 20%;
2.3. деловая репутация - величина значимости показателя: 10%.
Оценка по показателю "опыт участника по успешному выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" осуществляется согласно шкале предельных величин значимости показателя "опыт участника по успешному выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема", представленной в Таблице N2 настоящего пункта конкурсной документации.
По каждой заявке членами единой комиссии оценка и расчет баллов по показателю "опыт участника по успешному выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" осуществляется на основе представленной и подтвержденной участником информации в заявке на участие в открытом конкурсе. В отношении неподтвержденной согласно требованиям настоящей конкурсной документации, в заявке информации баллы участнику не начисляются. Частичное представление информации или непредставление информации по данному показателю оценки ведет к соответствующему не начислению баллов участнику.
Информация по показателю "опыт участника по успешному выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" представляется в полном объеме по рекомендуемой форме, установленной в Приложении N2 настоящей конкурсной документации. В качестве документов, подтверждающих квалификацию участника закупки по данному показателю, участник представляет одновременно в полном объеме в составе заявки на участие в конкурсе:
копии исполненных договоров (контрактов). В случае, если в договоры (контракты) вносились изменения (дополнения), необходимо представить копии дополнительных соглашений, в которых отражены эти изменения (дополнения); копии документов, подтверждающих успешное исполнение представленных договоров (контрактов): акт (акты) о приемке выполненных работ (при этом итоговый акт (акты) о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за один год до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе) (согласно установленному показателю).
Оценка заявок по показателю "опыт участника по успешному выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" выставляется в баллах от 0 до 100 баллов (при этом максимальное значение данного показателя без учета величины значимости показателя составляет 100 баллов, с учетом величины значимости показателя (НЦБ2i) - 20 баллов), в том числе:
Таблица N2
Показатель |
Шкала значений |
"опыт участника по успешному выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" (количество выполненных контрактов (договоров) предметом которых является расчистка реки (при этом: цена одного контракта должна быть не менее начальной максимальной цены контракта по настоящему конкурсу; контракт (договор) должен быть подписан заказчиком и подрядчиком не ранее чем за один год до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе); исполнение контракта (договора) должно быть без применения к участнику закупки неустоек (штрафов, пеней)): | |
отсутствие выполненного контракта (договора), предметом которого является расчистка реки (при этом: цена одного контракта должна быть не менее начальной максимальной цены контракта по настоящему конкурсу; контракт (договор) должен быть подписан заказчиком и подрядчиком не ранее чем за один год до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе); исполнение контракта (договора) должно быть без применения к участнику закупки неустоек (штрафов, пеней)) |
0 баллов |
наличие 1 и более выполненного контракта (договора), предметом которого является расчистка реки (при этом: цена одного контракта должна быть не менее начальной максимальной цены контракта по настоящему конкурсу; контракт (договор) должен быть подписан заказчиком и подрядчиком не ранее чем за один год до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе); исполнение контракта (договора) должно быть без применения к участнику закупки неустоек (штрафов, пеней)) |
100 баллов |
По мнению Заявителя-2, Заказчик необоснованно установил требования:
- контракт (договор) должен быть подписан заказчиком и подрядчиком не ранее чем за один год до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе);
- итоговый акт (акты) о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за один год до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе;
- "опыт участника по успешному выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" (количество выполненных контрактов (договоров) предметом которых является расчистка реки (а не канала или ручья).
Указанные требования Заказчика позволяют получить максимальное количество баллов по показателю "опыт участника по успешному выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" только участникам, представившим в составе заявки контракт по выполнению работ сопоставимого характера и объема, который был заключен и выполнен в течение одного года до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе.
Однако из материалов дела следует, что участники конкурса: ООО "Водник" и ООО "Ростовская Проектно-Строительная Компания" не представили в составе заявок контрактов, соответствующих требованиям, установленным Заказчиком к опыту участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема. Указанные участники получили по данному показателю одинаковое количество баллов - 0 баллов. Тем самым, Заказчик не создал каких-либо преимуществ или ограничений участникам закупки.
Представитель Заявителя-2 на заседании Комиссии пояснил, что ООО "Промстрой" не имеет исполненных контрактов по работам, которые являются предметом конкурса и контрактов по сопоставимым видам работ (в том числе, по расчистке канала или ручья), не только за один год до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, как это требует Заказчик, но и за иной период. Таким образом, права Заявителя-2 на участие в конкурсе по данному основанию Заказчиком также не нарушены.
Кроме того, отсутствие у участника закупки контрактов, позволяющих набрать максимальное количество баллов по показателю "опыт участника по успешному выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе.
Данный довод жалобы Заявителя-2 следует признать необоснованным.
Доводом жалобы Заявителя-2 является наличие на официальном сайте нечитаемых листов проектно-сметной документации: протокола лабораторных испытаний; приложений 7 и 10 к пояснительной записке (раздел 1 проекта), листа 39 приложения 5 раздела 3 проекта, листа 34 части 1 раздела 7 ООС проекта.
Внеплановой проверкой установлено, что информация, размещенная на указанных листах проекта, является читаемой, носит справочно-информационный характер, поскольку является перепиской с органами местного самоуправления, составленной при изготовлении проекта. Следовательно, данный довод жалобы Заявителя-2 следует признать необоснованным.
Доводом жалобы Заявителя-2 является различное указание Заказчиком в извещении о проведении конкурса и в конкурсной документации места выполнения работ, являющихся предметом конкурса.
Согласно ст.42 Закона Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе.
В силу п.2 ст.42 Закона в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, в том числе, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее информацию о месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта.
В извещении о проведении конкурса N0158200001515000077 в редакции от 05.11.2015 года Заказчик указал следующее место выполнения работы:
Место доставки товара, выполнения работы, оказания услуги |
Российская федерация, Ростовская обл, Ростов-на-Дону г, река Темерник на участке от истока от ПК 27 + 88 до Низового водохранилища. |
В силу ч.1 ст.50 Закона конкурсная документация должна содержать в т.ч. информацию, указанную в извещении о проведении конкурса.
Однако в п.9 Информационной карты конкурса и в Приложении 1 к конкурсной документации "Техническая часть" Заказчик указал иное место выполнения работы:
"Место выполнения работ: участок расчистки реки Темерник, протяжённостью 7569 м, находится в Ростове-на-Дону, начинается у плотины Низового водохранилища, и заканчивается в районе одного из двух мостов, отводящих железнодорожные пути из города в западном направлении (на Таганрог и в Украину) (между пикетами ПК 103+57 и ПК 27+88, определенными от устья реки) в соответствии с проектно-сметной документацией".
Исходя из вышеизложенного, указав различное место выполнения работы в конкурсной документации и в извещении о проведении конкурса, Заказчик нарушил ч.1 ст.50 Закона.
Согласно ч.5 ст.31 Закона информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1 и 2 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В соответствии с п.2 ч.3 ст.49 Закона Заказчик в извещении о проведении открытого конкурса указывает требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.п.3-5, 7,9,10 ч.1 ст.31 Закона при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
3) непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
4) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;
5) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;
7) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
9) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов;
10) участник закупки не является офшорной компанией.
В разделе 2 "Требования к участникам открытого конкурса" конкурсной документации Заказчик установил, в том числе, следующие требования к участникам закупки:
2.2.2. Непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
2.2.3. Неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;
2.2.4. Отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в конкурсе не принято;
2.2.5. Отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
2.2.6. Отсутствие между участником закупки и Заказчиком конфликта интересов;
2.2.7. участник закупки не является офшорной компанией.
Однако в извещении о проведении аукциона указанные требования к участникам закупки отсутствуют, что является нарушением ч.5 ст.31 Закона.
В соответствии с п. 3.36 Регламента, комиссия Ростовского УФАС России не выдает предписание об устранении указанных нарушений Закона, так как они не повлияли на результат определения подрядчика.
На основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 728, в соответствии с ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Закона Комиссия Ростовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Укурданова В.Ю. необоснованной.
2. Признать жалобу ООО "Промстрой" частично обоснованной.
3. Признать Заказчика нарушившим ч.5 ст.31, ч.1 ст.50 Закона.
4. Предписание об устранении указанных нарушений Закона не выдавать, поскольку они не повлияли на результат определения поставщика.
5. Рассмотреть вопрос о привлечении к административной ответственности виновных должностных лиц Заказчика.
В силу ч.9 ст.106 Закона решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии М.А. Благодарев
Члены комиссии Т.С. Акопян
В.В. Моргунов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 24 ноября 2015 г. N 2256/03
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.12.2015