Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области от 16 декабря 2015 г. N 552-03-2/2015
Резолютивная часть решения оглашена 11 декабря 2015 года.
Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная приказом Рязанского УФАС России N 27 от 16.04.2015 г. (далее - Комиссия), в составе: <_>, рассмотрев жалобу ИП Шульга Р.А. (далее - Заявитель) от 03.12.2015 года, поступившую по подведомственности из Красноярского УФАС России (от 07.12.2015 года вх. N 4996э) на действия Министерства образования Рязанской области, при проведении электронного аукциона на оказание услуг модернизации комплексной АИС "Электронное образование Рязанской области" (внедрение регионального сегмента единой федеральной межведомственной системы учета "Контингент обучающихся" и интеграции с существующими государственными подсистемами) (извещение N 0159200001215001255), и, проведя внеплановую проверку представленных документов,
у с т а н о в и л а:
Министерство образования Рязанской области (далее - Заказчик) была инициирована процедура закупки путем проведения электронного аукциона на оказание услуг модернизации комплексной АИС "Электронное образование Рязанской области" (внедрение регионального сегмента единой федеральной межведомственной системы учета "Контингент обучающихся" и интеграции с существующими государственными подсистемами) (извещение N 0159200001215001255) (далее - электронный аукцион).
Уполномоченным органом выступило Министерство имущественных и земельных отношений Рязанской области (далее - Уполномоченный орган).
19 ноября 2015 года извещение о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе были размещены на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг - www.zakupki.gov.ru. в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 13 148 859,00 рублей.
Не согласившись с требованиями документации об электронном аукционе, Заявитель обратился в Рязанское УФАС России с жалобой на действия Заказчика.
По мнению Заявителя, в нарушении Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о ФКС) Заказчиком нарушено следующее:
1) В документации об электронном аукционе установлено взаимоисключающие требования к гарантийному сроку услуги.
2) Необоснованно объединению в один лот закупки две следующих услуги: внедрение регионального сегмента и модернизация существующих информационных систем, защищенных авторским правом на доработку.
3) В документации установлено необходимость интеграции информационной системы по учету системы "Контингента обучающихся" в части дополнительного образования, которое выполнить участнику закупки невозможно.
В своих возражениях на жалобу от 09.12.2015 года NОЩ/12-8940 (вх. N 5087 от 10.12.2015 года) представитель Заказчика не согласился с доводами жалобы Заявителя и поддержал свои возражения в полном объеме.
В ходе заседания Комиссии, представитель Уполномоченного органа поддержала возражения, изложенные в отзыве на жалобу.
Изучив представленные документы и материалы, выслушав мнения сторон, Комиссия пришла к следующему выводу.
1) Согласно части 3 статьи 7 Закона о ФКС - информация, предусмотренная Законом о ФКС и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Пунктом 23 "Требования к гарантийному сроку услуги и объему предоставления гарантий качества услуги" Раздела 12 "Информационная карта" документации об электронном аукционе установлено следующее: "гарантийный срок: 12 месяцев_".
Подпунктом 1.3 пункта 1 "Предмет контракта" Раздела 14 "Проект государственного контракта" установлено следующее: "Гарантийный срок оказываемых услуг: в течение срока действия настоящего Контракта".
Подпунктом 2.1 пункта 2 "Срок действия контракта" Раздела 14 "Проект государственного контракта" установлено: "Контракт вступает в силу с даты его подписания и действует до 31.12.2015 года".
Таким образом, Заказчиком установлены требования в документации об электронном аукционе в нарушении части 3 статьи 7 Закона о ФКС, так как гарантийные сроки, установленные в документацией об электронном аукционе противоречивы и являются недостоверными.
2) Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о ФКС - Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 4.3 "Общие требования к доработкам АИС "ЭК" Раздела 13 "Техническое задание" документации об электронном аукционе: "Доработки АИС "ЭК" не должны нарушать характеристик и существующего функционала АИС "ЭК".
Все доработки АИС "ЭК" должны быть реализованы на той же платформе, что и сама АИС "ЭК".
Исполнитель должен обладать правами на модернизацию АИС "ЭК" или представить документальное на то подтверждение в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации.
Доработанная АИС "ЭК" должна функционировать с тем же набором программных средств, установленных на web-сервере и сервере базы данных.
Доработки АИС "ЭК" должны быть одновременно отражены в эксплуатационной документации".
Пунктом 3 "Характеристика объекта модернизации" раздела 13 "Техническое задание" документации об электронном аукционе установлено следующее:
"На сегодняшний день в сфере образования Рязанской области внедрена и функционирует комплексная АИС "Электронное Образование Рязанской области" (далее - АИС "Образование") в составе подсистем:
1. Автоматизированная информационная система "Электронная школа" Рязанской области, созданная в рамках государственного контракта на внедрение автоматизированной информационной системы "Электронная школа Рязанской области" N 42-1А-И от 19.12.2011 г. на базе решения "БАРС. Образование - Электронная школа" (далее - АИС "ЭШ");
2. Автоматизированная информационная система "Электронный детский сад" Рязанской области, созданная в рамках государственного контракта N Р62/Л-14/2014 от 1.12.2014 г. на базе решения "БАРС. Образование - Электронный детский сад"(далее - АИС "ЭДС");
3. Автоматизированная информационная система "Электронный колледж" Рязанской области, созданная в рамках государственного контракта на выполнение работ по модернизации аналитической информационной системы "БАРС.WEB - Электронная школа" для управления образовательными учреждениями начального и среднего профессионального образования в рамках реализации мероприятия 3.4. "Развитие и обеспечение функционирования электронного образовательного комплекса "Барс. Образование" долгосрочной целевой программы "Развитие информационного общества и формирование электронного Правительства в Рязанской области (2011 - 2013 годы)", утвержденной постановлением Правительства Рязанской области от 27.10.2010 N 257 N 0159200001212002599-0058026-02 от 20.12.2012 на базе решения "БАРС. Образование - Электронный колледж" ( далее - АИС "ЭК")".
Таким образом, АИС "Образование" уже функционирует и состоит из подсистем АИС "ЭК", АИС "ЭДС", АИС "ЭШ".
Следовательно, модернизация АИС "ЭК", АИС "ЭДС", АИС "ЭШ" является модернизацией АИС "Образование".
Пунктом 1 "Общие сведения" раздела 13 "Техническое задание" документации об электронном аукционе установлено следующее:
"Данное Техническое задание определяет требования на оказание услуг модернизации комплексной АИС "Электронное образование Рязанской области" (внедрение регионального сегмента единой федеральной межведомственной системы учета "Контингент обучающихся" и интеграции с существующими государственными подсистемами) (далее - подсистема Региональный сегмент).
Услуги должны включать в себя:
модернизацию комплексной АИС "Электронное Образование Рязанской области" для приведения в соответствие требованиям УФТТ;
модернизация комплексной АИС "Электронное Образование Рязанской области" путем создания и внедрения подсистемы Региональный сегмент комплексной АИС "Электронное Образование Рязанской области";
обеспечение информационного взаимодействия Регионального сегмента с существующими государственными подсистемами комплексной АИС "Электронное Образование Рязанской области"".
Из вышеизложенного следует, что услуги как модернизация и внедрение модернизированной системы являются технологически и функционально связанные между собой услугами.
Согласно статье 1235 Гражданского Кодекса Российской Федерации - по лицензионному договору одна сторона - обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования такого результата или такого средства в предусмотренных договором пределах.
Таким образом, участник закупки может обратиться к АО "БАРС-Груп" за правом на модификацию и выполнить обязательства по государственному контракту.
Установление требований пункта 4.3 "Общие требования к доработкам АИС "ЭК" Раздела 13 "Техническое задание" документации об электронном аукционе является правомерным, так как объектом закупки является модернизация уже существующей системы, а именно установления сегмента "Контингент обучающихся" и обеспечение его взаимодействия с уже существующими системами, имеющихся у Заказчика.
Таким образом, довод Заявителя не доказал факт ограничения количества участников закупки вышеустановленных требований в документации об электронном аукционе.
3) Пунктом 4.8 "Перечень этапов и порядок приемки, модернизированной АИС "Образование" Раздела 13 "Техническое задание" документации об электронном аукционе установлено следующее:
"Модернизация АИС "Образование" должна включать в себя:
1. Доработку АИС "Образование";
2. Установку доработанного программного обеспечения АИС "Образование";
3. Пуско-наладку АИС "Образование";
4. Создание, внедрение и ввод в опытную эксплуатацию подсистемы Региональный сегмент (На стадии ввода в опытную эксплуатацию Исполнителем должны быть осуществлены предварительные испытания Регионального сегмента. Составляется и подписывается Акт ввода Регионального сегмента в опытную эксплуатацию);
5. Наполнение данных подсистемы Региональный сегмент (На стадии наполнения данных Исполнитель должен осуществить настройку информационного взаимодействия Регионального сегмента с подсистемами АИС "Образование" в составе: АИС "ЭДС", АИС "ЭШ", АИС "ЭК", выявление технических ошибок загрузки данных. Заказчик подписывает Акт оказанных услуг наполнения данных в Региональный сегмент);
6. Опытная эксплуатация подсистемы Региональный сегмент (На стадии опытной эксплуатации Заказчик совместно с Исполнителем проводит тестирование выполнения Регионального сегмента своих функций. В процессе, а также по итогам опытной эксплуатации должно осуществляться исправление технических ошибок и доработка Регионального сегмента)".
Заказчику необходимо по итогам исполнения государственного контракта получить модернизацию АИС "Образование" с установлением регионального сегмента "Контингент обучающихся", которые будут взаимодействовать с уже существующими у Заказчика системами образования.
Таким образом, довод Заявителя не доказал факт ограничения количества участников закупки вышеустановленных требований в документации об электронном аукционе.
Внеплановая проверка, проведенная в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о ФКС и пунктом 3.1.2 приказа ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14 выявила следующие нарушения Закона о ФКС со стороны Заказчика.
- нарушение части 5 и 8 статьи 34 Закона о ФКС - Заказчик в "Проекте контракта" документации об электронном аукционе не прописал все возможные размеры штрафов, установленные Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 г. N 1063.
В соответствии с письмом ФАС России от 01.12.2014 г. N АД/48791/14 "О направлении информации о включении в контракт условий об оплате неустойки, а также об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу в случае заключения с ним контракта, на размер налоговых платежей", учитывая, что контракт заключается по цене, предлагаемой участником закупки, но не превышающей начальную (максимальную) цену контракта, Заказчикам целесообразно устанавливать в проекте контракта под отлагательным условием все возможные значения размером штрафа, предусмотренные Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 г. N 1063 (далее - Правила), для каждого порогового значения пени контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта.
В части 6 "Ответственность сторон" проектах контракта документации об электронном аукционе Заказчиком прописаны следующие размеры штрафов:
- пункт 6.4. "Проекта контракта": "Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом. Размер штрафа устанавливается Контрактом в виде фиксированной суммы и составляет _____________руб. (2,5 % от цены Контракта).".
- пункт 6.6. "Проекта контракта": "За ненадлежащее исполнение Исполнителем обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения Заказчиком, Исполнителем обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы и составляет ________руб. (10 % от цены Контракта)".
Таким образом, Заказчик обязан был прописать все возможные размеры штрафов, установленные Правилами.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 22 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ИП Шульги Р.А. обоснованной в части установления Министерство образования Рязанской области в документации об электронном аукционе недостоверной информации.
2. Признать Министерство образования Рязанской области нарушившей части 3 статьи 7, части 5 и 8 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать Министерству образования Рязанской области предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области от 16 декабря 2015 г. N 552-03-2/2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.12.2015