Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области от 28 декабря 2015 г. N 573-03-3/2015
Резолютивная часть решения оглашена 23 декабря 2015 года
Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная приказом Рязанского УФАС России N 27 от 16.04.2015 г. (далее - Комиссия), в составе: <_>, рассмотрев жалобу Филиала ООО "Росгострах" в Рязанской области (далее - Заявитель) от 16.12.2015 г. исх. N 882 (от 16.12.2015 года вх. N 5188) на действия Государственного бюджетного учреждения Рязанской Области "Александро-Невская ЦРБ", при проведении электронного аукциона на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств для нужд ГБУ РО "Александро-Невская ЦРБ" (извещение N 0359300017215000062),
у с т а н о в и л а:
ГБУ Рязанской области "Александро-Невская ЦРБ" (далее - Заказчик) была инициирована процедура закупки путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств для нужд ГБУ РО "Александро-Невская ЦРБ" (далее - электронный аукцион).
8 декабря 2015 года извещение о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе были размещены на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов - www.zakupki.gov.ru. в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 16 137,75 рублей.
Не согласившись с требованиями документации об электронном аукционе, Заявитель обратился в Рязанское УФАС России с жалобой на действия Заказчика.
По мнению Заявителя, документация об электронном аукционе содержит нарушение Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о ФКС), а именно:
1) Неправомерное установление Заказчиком в пункте 5 "Условия оказания услуг" Раздела 12 "Техническое задание" документации об электронном аукционе следующих требований: "При признании события страховым случаем, Исполнитель производит страховую выплату в 30-дневный срок с момента подачи потерпевшим всех необходимых документов";
2) Неправомерное установление Заказчиком в пункте 6 "Порядок предоставления страховых полисов" Раздела 12 "Техническое задание" документации об электронном аукционе следующих требований: "Страховые полисы обязательного страхования должны содержать информацию о Заказчике, страховой сумме, лимите ответственности, тарифе, страховой премии, а также информацию об используемом транспортном средстве и иные сведения в соответствии с Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
3) Неправомерное установление Заказчиком в пункте 5 "Условия оказания услуг" Раздела 12 "Техническое задание" документации об электронном аукционе следующих требований: "_Круглосуточное предоставление эвакуатора при случае ДТП_"; "_Оказание помощи в сборе документов в органах ГИБДД_"; "_Предоставление персонального менеджера по страхованию с полномочиями решения любых вопросов по заключению договоров страхования и контроля над своевременностью и полнотой выплат_"; "_Круглосуточный выезд персонального менеджера на место ДТП_"; "_Возможность при наступлении страхового события (ДТП) сообщить в страховую компанию о времени и месте ДТП по телефону_";
4) Заказчик не указал в проекте контракта формулу цены и максимальное значение цены контракта.
В своем отзыве на жалобу от 21.12.2015 г. N 1088 (вх. N 5276 от 22.12.2015 г.) Заказчик сообщил, что не согласен с доводами жалобы Заявителя и считает жалобу необоснованной.
В ходе заседания Комиссии представитель Заказчика поддержала доводы, изложенные в отзыве на жалобу.
В своем отзыве на жалобу от 23.12.2015 г. N исх-А-35-1-38/7418 (вх. N 5307 от 23.12.2015 г.) Филиал ЗАО "МАКС" в г. Рязани поддержал доводы Заявителя в полном объеме.
В ходе заседания Комиссии представитель Филиала ЗАО "МАКС" в г. Рязани поддержал доводы, изложенные в отзыве на жалобу.
Изучив представленные документы и материалы, выслушав мнения сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о ФКС - Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 3 статьи 3 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" - добровольное страхование осуществляется на основании договора страхования и правил страхования, определяющих общие условия и порядок его осуществления. Правила страхования принимаются и утверждаются страховщиком или объединением страховщиков самостоятельно в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации, настоящим Законом и федеральными законами и содержат положения о субъектах страхования, об объектах страхования, о страховых случаях, о страховых рисках, о порядке определения страховой суммы, страхового тарифа, страховой премии (страховых взносов), о порядке заключения, исполнения и прекращения договоров страхования, о правах и об обязанностях сторон, об определении размера убытков или ущерба, о порядке определения страховой выплаты, о сроке осуществления страховой выплаты, а также исчерпывающий перечень оснований отказа в страховой выплате и иные положения.
Согласно пункту 21 статьи 12 "Определение размера страховой выплаты и порядок ее осуществления" Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон об обязательном страховании) - в течение 20 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня принятия к рассмотрению заявления потерпевшего о страховой выплате или прямом возмещении убытков и приложенных к нему документов, предусмотренных правилами обязательного страхования, страховщик обязан произвести страховую выплату потерпевшему или выдать ему направление на ремонт транспортного средства с указанием срока ремонта либо направить потерпевшему мотивированный отказ в страховой выплате.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 4 "Требования к Исполнителю" Раздела 12 "Техническое задание" документации об электронном аукционе - Исполнитель должен оказывать услуги по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца транспортных средств в соответствии с Законом об обязательном страховании.
Пунктом 4 "Требования к исполнителю" Раздела 12 "Техническое задание" документации об электронном аукционе установлено следующее: "Исполнитель должен оказывать услуги по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца транспортных средств в соответствии с:
1. Федеральным законом от 27.11.1992 года N 4015-I-ФЗ "Об организации страхового дела в Российской Федерации";
2. Федеральным законом от 25.04.2002 года N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств";
3. Положением Банка России от 19 сентября 2014 г. N 431-П "О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств";
4. Указанием Банка России от 19 сентября 2014 г. N 3384-У "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств_".
Пунктом 5 "Условия оказания услуг" Раздела 12 "Техническое задание" документации об электронном аукционе установлено следующее: "при признании события страховым случаем, Исполнитель производит страховую выплату в 30-дневный срок с момента подачи потерпевшим всех необходимых документов".
Таким образом, установленные требования в документации об электронном аукционе, о сроках (30 дней) страховой выплаты неправомерны, так как участники закупки не могут произвести страховую выплату в нарушении Закона об обязательном страховании, то есть за пределами двадцатидневного срока.
Данные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о ФКС (пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о ФКС).
2. Согласно пункту в.1 части 1 статьи 25 Закона об обязательном страховании - профессиональное объединение страховщиков организует обеспечение своих членов бланками страховых полисов обязательного страхования и бланками, используемыми при осуществлении операций по страхованию в рамках международных систем страхования, осуществляет контроль за использованием указанных бланков и размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" полученную от своих членов информацию о количестве бланков страховых полисов, направленных в обособленные подразделения страховщика (филиалы) каждого из субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 11 статьи 15 Закона об обязательном страховании - Банком России устанавливаются форма заявления о заключении договора обязательного страхования, форма страхового полиса обязательного страхования и форма документа, содержащего сведения о страховании.
Согласно пункту 1.4 Положений Банка России от 19 сентября 2014 г. N 431-П "О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств" - документом, удостоверяющим осуществление обязательного страхования, является страховой полис обязательного страхования, оформляемый страховщиком по форме, указанной в приложении 2 к настоящему Положению. Бланк страхового полиса обязательного страхования имеет единую форму на всей территории Российской Федерации.
Приложением 2 Положений Банка России от 19 сентября 2014 г. N 431-П "О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств" установлено следующее: "_Страховая сумма, в пределах которой страховщик при наступлении каждого страхового случая (независимо от количества страховых случаев в течение срока страхования по договору обязательного страхования) обязуется возместить потерпевшим причиненный вред, установлена Федеральным Законом от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" в редакции, действующей на дату заключения (изменения <**>) настоящего договора_".
В пункте 6 "Порядок предоставления страховых полисов" Раздела 12 "Техническое задание" документации об электронном аукционе установлены следующие требования: "Страховые полисы обязательного страхования должны содержать информацию о Заказчике, страховой сумме, лимите ответственности, тарифе, страховой премии, а также информацию об используемом транспортном средстве и иные сведения в соответствии с Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
Таким образом, описание объекта закупки в документации об электронном аукционе носит необъективный характер, так как Заказчиком в пункте 6 "Порядок предоставления страховых полисов" Раздела 12 "Техническое задание" документации об электронном аукционе, установлены невыполнимые требования для участников закупки, которые противоречат Закону об обязательном страховании и Закону о ФКС, а именно участник электронного аукциона не может составить бланк страхового полиса обязательного страхования с внесением информации о лимите ответственности и тарифе, так как данные требования противоречат приложению 2 Положений Банка России от 19 сентября 2014 г. N 431-П "О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
Данные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о ФКС (пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о ФКС).
Довод о неправомерности установления Заказчиков в пункте 6 "Порядок предоставления страховых полисов" Раздела 12 "Техническое задание" документации об электронном аукционе требования о содержание в бланке страхового полиса обязательного страхования информации о страховой сумме необоснован, так как согласно Приложению 2 Положений Банка России от 19 сентября 2014 г. N 431-П "О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств" участник электронного аукциона будет обязан прописать в бланке страхового полиса обязательного страхования слова "страховая сумма".
3. Статьей 6 "Объект обязательного страхования и страховой риск" Закона об обязательном страховании установлено следующее:
"1. Объектом обязательного страхования являются имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности владельца транспортного средства по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства на территории Российской Федерации.
2. К страховому риску по обязательному страхованию относится наступление гражданской ответственности по обязательствам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, за исключением случаев возникновения ответственности вследствие:
а) причинения вреда при использовании иного транспортного средства, чем то, которое указано в договоре обязательного страхования;
б) причинения морального вреда или возникновения обязанности по возмещению упущенной выгоды;
в) причинения вреда при использовании транспортных средств в ходе соревнований, испытаний или учебной езды в специально отведенных для этого местах;
г) загрязнения окружающей среды;
д) причинения вреда воздействием перевозимого груза, если риск такой ответственности подлежит обязательному страхованию в соответствии с законом о соответствующем виде обязательного страхования;
е) причинения вреда жизни или здоровью работников при исполнении ими трудовых обязанностей, если этот вред подлежит возмещению в соответствии с законом о соответствующем виде обязательного страхования или обязательного социального страхования;
ж) обязанности по возмещению работодателю убытков, вызванных причинением вреда работнику;
з) причинения водителем вреда управляемому им транспортному средству и прицепу к нему, перевозимому ими грузу, установленному на них оборудованию и иному имуществу;
и) причинения вреда при погрузке груза на транспортное средство или его разгрузке;
к) повреждения или уничтожения антикварных и других уникальных предметов, зданий и сооружений, имеющих историко-культурное значение, изделий из драгоценных металлов и драгоценных и полудрагоценных камней, наличных денег, ценных бумаг, предметов религиозного характера, а также произведений науки, литературы и искусства, других объектов интеллектуальной собственности;
м) причинения вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров при их перевозке, если этот вред подлежит возмещению в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров.
При наступлении гражданской ответственности владельцев транспортных средств в указанных в настоящем пункте случаях причиненный вред подлежит возмещению ими в соответствии с законодательством Российской Федерации".
Пунктом 5 "Условия оказания услуг" Раздела 12 "Техническое задание" документации об электронном аукционе установлено следующее:
- наличие офиса на территории регистрации Заказчика
- круглосуточное предоставление эвакуатора при случае ДТП;
- Оказание помощи в сборе документов в органах ГИБДД;
- Наличие круглосуточной диспетчерской службы по сопровождению страховых случаев;
- Предоставление персонального менеджера по страхованию с полномочиями решения любых вопросов по заключению договоров страхования и контроля над своевременностью и полнотой выплат;
- Круглосуточный выезд персонального менеджера на место ДТП.
- После получения от Заказчика или 3-го лица (потерпевшего) заявления об ущербе, Исполнитель производит оценку поврежденного транспортного средства (его остатков), составляет акт осмотра и калькуляцию в течение 5 дней после представления поврежденного транспортного средства (его остатков) на осмотр;
- При признании события страховым случаем, Исполнитель производит страховую выплату в 30-дневный срок с момента подачи потерпевшим всех необходимых документов;
- При отказе в выплате страхового возмещения, Исполнитель сообщает об этом Заказчику в течение 1 рабочего дня с мотивированным обоснованием причин отказа;
- Возможность при наступлении страхового события (ДТП) сообщить в страховую компанию о времени и месте ДТП по телефону:
1) диспетчеру, работающему круглосуточно;
2) эксперту по транспорту круглосуточно, который выедет на место ДТП, произведет осмотр поврежденных транспортных средств, пригласит аварийных комиссаров, а в случае необходимости и эвакуатор".
Данным пунктом установлен перечень требований, который должен исполнить участник закупки во исполнение контракта.
Статьей 6 "Объект обязательного страхования и страховой риск" Закона об обязательном страховании и главой 48 "Страхование" Гражданского Кодекса Российской Федерации, установлены обязанности Страховщика возлагаемые на него при заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Исходя из вышеизложенного, в обязанности Страховщика не входят такие услуги как: "_Круглосуточное предоставление эвакуатора при случае ДТП_"; "_Оказание помощи в сборе документов в органах ГИБДД_"; "_Предоставление персонального менеджера по страхованию с полномочиями решения любых вопросов по заключению договоров страхования и контроля над своевременностью и полнотой выплат_"; "_Круглосуточный выезд персонального менеджера на место ДТП_"; "_Возможность при наступлении страхового события (ДТП) сообщить в страховую компанию о времени и месте ДТП по телефону_".
Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что Заказчиком, в нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о ФКС (пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о ФКС), установлено в пункте 5 "Условия оказания услуг" Раздела 12 "Техническое задание" документации об электронном аукционе, такие требования к оказанию услуг, которые не относятся к предмету закупки.
4. В соответствии с частью 2 статьи 34 Закона о ФКС при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.
Согласно Постановлению Правительства N 19 от 13.01.2014 г. "Об установлении случаев, в которых при заключении контракта в документации о закупке указывается формула цены контракта и максимальное значение цены контракта", в случае заключения контракта на предоставление услуг обязательного страхования, предусмотренного федеральным законом о соответствующем виде обязательного страхования, в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта.
Однако в проекте контракта отсутствует формула расчета цены контракта по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, что не соответствует требованиям, установленным частью 2 статьи 34 Закона о ФКС.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что четвертый довод Заявителя является обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 3 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд", Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу Филиала ООО "Росгострах" в Рязанской области обоснованной в части установления ГБУ Рязанской области "Александро-Невская ЦРБ" неправомерных требований к срокам страховой выплаты, требований к указанию информации в бланке страхового полиса об обязательном страховании информации о лимите ответственности и тарифе, установления в пункте 5 "Условия оказания услуг" Раздела 12 "Техническое задание" документации об электронном аукционе неправомерных условий для оказания услуг и не указанием ГБУ Рязанской области "Александро-Невская ЦРБ" в проекте контракта формулы цены и максимальное значение цены контракта.
2. Признать ГБУ Рязанской области "Александро-Невская ЦРБ" нарушившей пункт 1 части 1 статьи 64 (пункт 1 части 1 статьи 31), часть 2 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать ЗАО "Сбербанк-АСТ" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Выдать ГБУ Рязанской области "Александро-Невская ЦРБ" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области от 28 декабря 2015 г. N 573-03-3/2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.12.2015