Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 7 декабря 2015 г. N 577/15
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя комиссии - руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области Тихенького О.Л.
Членов комиссии:
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области Солонина К.В.
специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области Хлебниковой А.Е.
В отсутствие представителей сторон, уведомленных надлежащим образом, рассмотрев жалобу ООО "РС-ГРУПП ТЕХНО" на действия заказчика - Администрация муниципального образования "Городской округ Ногликский" по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения электронного аукциона "Строительство напорного коллектора и самотечных внутриквартальных сетей канализации микрорайона N 3 пгт. Ноглики"" (извещение N 0161300001415000089) (далее - аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В Сахалинское УФАС России поступила жалоба ООО "РС-ГРУПП ТЕХНО" на действия заказчика - Администрация муниципального образования "Городской округ Ногликский" по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения электронного аукциона. По мнению заявителя жалобы, документация аукциона не соответствует требованиям Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Комиссия, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в порядке статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, установила следующее:
На официальном сайте http://zakupki.gov.ru/ 30.10.2015 г. опубликована утвержденная заказчиком документация электронного аукциона "Строительство напорного коллектора и самотечных внутриквартальных сетей канализации микрорайона N 3 пгт. Ноглики"" (извещение N 0161300001415000089) (далее - документация), последние изменения внесены 13.11.2015 г.
В соответствии с Протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 01.12.2015 N0161300001415000089-1 на участие в аукционе подано 5 заявок, из которых 2 были допущены к аукциону (N4,5), 3 участникам отказано в допуске к аукциону (N2,3,6).
Заявитель жалобы изложил следующие доводы:
1. 13.11.2015 г. Заказчиком опубликовано извещение о проведении закупки N 0161300001415000089. В соответствии с п.6 ч. 5 ст. 63 Федерального закона N 44-ФЗ в извещении о проведении электронного аукциона, наряду с информацией, указанной в статье 42 указанного Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам электронного аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с п. 1 ч. 1,ч, 2 и ч. 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 указанного Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) ст.31 указанного Федерального закона.
Извещение, опубликованное на Официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее - zakupki.gov.ru), не содержит каких-либо требований о предоставлении документов, подтверждающих соответствие участников закупки требованиям, установленным в соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Федерального закона 44-ФЗ.В то же время в п.27 Информационной карты аукционной документации указано, что вторая часть заявки на участие должна содержать, помимо прочего, документы, подтверждающие соответствие участника электронного аукциона требованиям к участникам, установленным заказчиком в документации электронного аукциона: участник закупки должен предоставить в соответствии с приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" и ст.55.16 Градостроительного Кодекса РФ копию свидетельства о допуске, выданного саморегулируемой организацией на виды работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Аналогично, извещение, опубликованное на zakupki.gov.ru не содержит каких-либо требований о предоставлении документов в соответствии ч.2 ст.31 Федерального закона N44-ФЗ.Однако в п.п. 27,29 Информационной карты к участникам закупки предъявляются дополнительные требования в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям".
Таким образом, в нарушение п. 6 ч. 5 ст. 63 Федерального закона N 44-ФЗ Заказчиком предъявляются требования, не предусмотренные извещением о проведении электронного аукциона.
2. 11.11.2015 года Заказчиком опубликованы разъяснения положений документации, следующего содержания:
Вопрос: Относительно документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям": наличия опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе - речь идет о контрактах на выполнение работ по устройству сетей канализации или другие строительные работы тоже будут приниматься во внимание?
Ответ: Только аналогичные виды работ, работы связанные с сетями (вода, канализация, теплоснабжение).
Вместе с тем, указанные разъяснения в нарушение ч. 5 ст. 65 Федерального закона N 44-ФЗ изменяют суть документации электронного аукциона.
Поскольку в соответствии с положениями ч. 2 статьи 31 Федерального закона N 44- ФЗ и в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N99 подтверждается наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
Таким образом, заказчик, еще до окончания подачи заявок ограничивает количество участников, указывая на то, что участники закупки должны подтвердить опыт только по аналогичным видам работ, связанным с сетями (вода, канализация, теплоснабжение), тогда как Законом это не установлено.
3. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Федерального закона N 44-ФЗДокументация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент".
В пункте 10 Информационной карты документации Заказчик указал Описание объекта закупки: в полном соответствии с техническим заданием, находящемся в документации об аукционе в электронной форме
В пункте 27 Информационной карты документации Заказчик установил требование к содержанию первой части заявки в соответствии с подпунктами "а> и "б>п. 3 ч. 3 ст. 66 Федерального закона N 44-ФЗ.
При этом, в части 3.1 Техническое задание Раздела 3 документации содержатся указания на товарные знаки без сопровождения слов "или эквивалент"):
- пункт 9 части 3.1 Техническое задание Раздела 3 страница 41 документации содержится указание на товарные знаки :"Reichhold>,"Grundfos>.
- пункт 14 части 3.1 Техническое задание Раздела 3 страница 45 документации содержится указание на товарные знаки r<Grundfo9>.
Таким образом, не сопроводив товарные знаки словами "или эквивалент), Заказчик нарушил п. 1 ч. 1 ст. 33 Федерального закона N 44-ФЗ и создал условия ограничивающие количество участников закупки.
Представитель заказчика на рассмотрение дела не прибыл, заявил ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие и представил следующие возражения.
Считаем жалобу ООО "РС-ГРУПП ТЕХНО" необоснованной и неподлежащей удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии со ст. 64 Закона помимо извещения о проведении электронного аукциона Заказчиком размещена документация об электронном аукционе по данной закупке, где:
- в п. 28 РАЗДЕЛА 2. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ЭЛЕКТРОННОГО АУКЦИОНА (далее - РАЗДЕЛ 2) как и в извещении Заказчиком установлено требование к участнику закупки согласно п. 1 ч. I ст. 31 Закона (соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки);
- в п. 29 РАЗДЕЛА 2 как и в извещении Заказчиком установлено требование к участнику закупки согласно ч. 2 ст, 31 Закона (наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цена лога), на право заключить который проводится закупка).
В п.п. 2 п. 27 РАЗДЕЛА 2 документации об электронном аукционе Заказчиком указано, что документом, подтверждающим соответствие участника требованиям, установленные пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ, является:
Копия свидетельства о допуске, выданная саморегулируемой организацией на виды работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства:
33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):
33.7 Объекты водоснабжения и канализации. (Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от ЗОЛ 2,2009 N 624 "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" и ст. 55.8 Градостроительного Кодекса РФ).
Подпунктом 5) п. 27 РАЗДЕЛА 2 документации об электронном аукционе Заказчиком предусмотрено, что документами подтверждающими соответствие участника требованиям, установленным частью 2 статьи 31 Федерального закона N44-ФЗ, являются:
- копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки выполненных работ должен быть подписан заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока заявок на участие в аукционе.
Таким образом, установив вышеуказанные требования участнику закупки и в извещении о проведении электронного аукциона и в документации об электронном аукционе, Заказчик указал, какие именно документы должны быть представлены в составе заявки участника закупки, для подтверждения своего соответствия п.1 ч. 1 ст. 31 и п.2 ст. 31 Закона.
Как установила комиссия, раздел: "Преимущества и требования к участникам" содержит следующую информацию "1 Единые требования к участникам (в соответствии с пунктом 1 части 1 Статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ) -Дополнительная информация к требованию отсутствует.
Таким образом, в нарушение требований п.6 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в информационной карте не указаны единые требования к участникам и довод жалобы признается обоснованным.
Заказчик на поставленный вопрос в части "...речь идет о контрактах на выполнение работ по устройству сетей канализации или другие строительные работы то же будут приниматься во внимание?" своим ответом пояснил, что речь идет о контрактах на выполнение работ по устройству сетей канализации, а также уточнил, какие еще сети могут учитываться при выполнении работ (работы связанные с сетями (вода, канализация, теплоснабжение)).
Рассматривать документы, подтверждающие соответствие участников закупки указанным дополнительным требованием и давать оценку их соответствия требованиям Закона и документации электронного аукциона, будет Единая комиссия по осуществлению закупок для нужд муниципального образования "Городской округ Ногликский" (далее - Единая комиссия), а не Заказчик.
При этом, в документации об электронном аукционе Заказчик не установил требование о том, что опыт подтверждается аналогичными предмету закупки работам. Тем самым, Заказчик не ограничивал количество участников электронного аукциона на этапе подачи заявок и об это свидетельствует количество поданных заявок на данную закупку, а именно 6 заявок, одна из которых была отозвана. При этом все заявки были поданы после опубликования данного разъяснения, а именно после 11 ноября 2015 года.
Как установила комиссия, заказчиком при размещении разъяснений в нарушение ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе, опубликованы разъяснения, изменяющие суть документации электронного аукциона и довод жалобы признается обоснованным.
В соответствии с п. 1 ч. I ст. 33 Закона документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В п. 27 РАЗДЕЛА 2 документации об электронном аукционе содержится инструкция по заполнению заявки, а именно в шестом абзаце Заказчик предусматривает, что если в Техническом задании значение показателя технического или функционального показателя содержит "*". то данное значение является точным и не подлежит изменению, а в заявке участник размещения заказа указывает значение в точном соответствии с техническим заданием.
В п. 9, 14 подраздела 3.1 ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ РАЗДЕЛ 3. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ Заказчик указал оборудования "Rekhhoid", "Grundfos" со значком "*".
Установка основополагающего оборудования "Reichhold", "Grundfos" просчитана в приложенном рабочем проекте в составе документации электронного аукциона. Если Заказчик применит эквивалентное оборудование при выполнении работ, то потребуется переделать гидравлический расчет канализационных самотечных сетей, что повлечет за собой дополнительные затраты на переделку рабочего проекта.
Заказчику придется объявлять дополнительную закупку на производство дополнительного объема работ по изменению гидравлического расчета канализационных самотечных сетей, что повлечет за собой срыв календарного графика строительных работ.
Муниципальный контракт от 07.04.2014 N ИСК-001-2/14 по предмету: Разработка проекта "Строительство напорного коллектора и самотечных внутриквартальных сетей канализации микрорайона N3 пгт. Ноглики" исполнен и прошел все стадии утверждения и согласования с Заказчиком.
Согласно п. 4.1.2. данного контракта Исполнитель обязан в случае обнаружения недостатков в работе устранить их за свой счет в согласованные с Заказчиком сроки, а также п. 6.1 контракта гарантии качества распространяются на всю документацию, выполненную Исполнителем в процессе разработки рабочей документации в соответствии с муниципальным контрактом. Таким образом, при внесении изменений в утвержденный рабочий проект Заказчик не сможет предъявить претензии Исполнителю, ввиду того, что данное изменение не является ошибкой проектировщика (Исполнителя).
Учитывая, что предметом данного определения поставщика (подрядчика, исполнителя) является право на заключение контракта не на покупку данного оборудования "Reichhold", "Grundfos", а на выполнение работ, для которых используется товар, то участниками данной закупки могут выступить участники, соответствующие ч. 3-5 ст. 66 Закона, готовые выполнить работы с поставкой товара, отвечающие требованиям документации.
Как установила комиссия, требования п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе направлены на развитие конкуренции и возможность поставки эквивалентного оборудования различных производителей. Для того, чтобы оборудование соответствовало потребностям заказчика, в документации необходимо указывать параметры требуемого оборудование.
Таким образом, заказчик не установив возможность поставки эквивалентного оборудования, нарушил требования п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе и довод жалобы признается обоснованным.
Согласно требованиям пункта 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок действий (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Комиссия, руководствуясь частями 3, 15 и пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "РС-ГРУПП ТЕХНО" на действия заказчика - Администрация муниципального образования "Городской округ Ногликский" по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения элек-тронного аукциона "Строительство напорного коллектора и самотечных внут-риквартальных сетей канализации микрорайона N 3 пгт. Ноглики"" (извещение N 0161300001415000089) - обоснованной.
2. В ходе проведения внеплановой проверки в действиях заказчика при формировании аукционной документации установлено нарушение требований п. 1 ч. 1 ст. 33, п.6 ч. 5 ст. 63, ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе, в связи, с чем выдать обязательное для исполнения предписание.
3. Передать должностному лицу материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении в отношении лица, допустившего нарушение требований Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии О.Л. Тихенький
Члены комиссии К.В. Солонин
А.Е. Хлебникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 7 декабря 2015 г. N 577/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.12.2015