Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 15 декабря 2015 г. N 603/15
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя комиссии - руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области Тихенького О.Л.
Членов комиссии:
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области Солонина К.В.
специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области Хлебниковой А.Е.
В присутствии представителей сторон от заказчика - Кудинова Е.В., Огнева Д.В., от уполномоченного органа - Косякиной Н.Г., Сидоровой Н.А., в отсутствии представителей заявителя, уведомленного надлежащим образом, рассмотрев жалобу ООО ИКФ "Глобус" на действия заказчика - Муниципального казенного учреждения городского округа "Город Южно-Сахалинск" "Управление капитального строительства" по факту определения поставщика (исполнителя, подрядчика) путем проведения открытого конкурса по объекту: "Выполнение работ по объекту: "Капитальный ремонт объектов и сетей теплоснабжения" (извещение N 0161300000115001872),
УСТАНОВИЛА:
В Сахалинское УФАС России поступили жалобы ООО ИКФ "Глобус" (далее также - Заявитель, Общество) на действия заказчика - Муниципального казенного учреждения городского округа "Город Южно-Сахалинск" "Управление капитального строительства" (далее - Заказчик) по факту определения поставщика (исполнителя, подрядчика) путем проведения открытого конкурса по объекту: "Выполнение работ по объекту: "Капитальный ремонт объектов и сетей теплоснабжения" (извещение N 0161300000115001872) (далее - конкурс).
По мнению Заявителя жалобы, конкурсная документация утверждена с нарушением норм Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Комиссия, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в порядке статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, установила следующее.
Заказчиком утверждена конкурсная документация, размещенная 19.11.2015 на официальном сайте в сети интернет http://zakupki.gov.ru.
Заявитель в своей жалобе приводит следующие доводы:
1. Заказчик вместо предусмотренного Законом о контрактной системе, указания даты окончания срока предоставления участникам открытого конкурса разъяснений положений конкурсной документации, указал дату окончания срока подачи запроса на разъяснения положений конкурсной документации, что противоречит закона. При таких обстоятельствах, Заказчик, не установивший надлежащим образом даты окончания срока предоставления участникам открытого конкурса разъяснений положений конкурсной документации.
Комиссия, рассмотрев указанный довод, выслушав возражения Заказчика, решила признать довод необоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 50 Закона контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении: открытого конкурса, должна содержать порядок предоставления участникам открытого конкурса разъяснений положений конкурсной документации, даты начала и окончания срока такого предоставления.
Так, порядок предоставления разъяснения положений документации изложен в п. 7 раздела I конкурсной документации.
Часть 7 ст. 50 Закона о контрактной системе обязывает заказчика в течение двух рабочих дней с даты поступления запроса направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе.
Поскольку дата предоставления самих разъяснений напрямую зависит от даты запроса, то определить дату окончания срока предоставления разъяснений априори невозможно, так как для каждого конкретного запроса даты предоставления разъяснений могут быть разными в зависимости от даты поступления запроса. В связи с этим, чтобы не вводить участников закупки в заблуждение, документация содержит сроки подачи запроса на разъяснение (дату начала и дату окончания), от которых напрямую будет зависеть дата разъяснений.
2. Заказчик, не правомерно включивший в проект контракта условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций без учета ч. 5 ст. 30 Закона о контрактной системе. То есть не установлено требование, предусмотренное ч. 5 ст .30 Закона о закупках.
Довод признается необоснованным, так как согласно ч. 5 ст. 30 Закона о закупках: "Заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций".
В извещении о проведении открытого конкурса установлено, что: "Участникам, привлекающим Субъекты малого предпринимательства в качестве соисполнителей, субподрядчиков для исполнения контракта, и участникам, привлекающим Социально ориентированные некоммерческие организации в качестве соисполнителей, субподрядчиков для исполнения контракта (в соответствии со Статьей 30 Федерального закона N 44-ФЗ)" предоставляются преимущества.
3. Также, Заявитель жалобы отмечает, что вопреки требованию ч. 6 ст. 30 Закона о контрактной системе в проекте контракта отсутствует обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
В п.10.3 проекта контракта Заказчик лишь предусмотрел ответственность за не предъявление в течение установленного Контрактом срока представителю Заказчика надлежащим образом оформленных документов, подтверждающих наличие у субподрядчиков статуса субъектов малого предпринимательства; социально ориентированных некоммерческих организаций.
То есть, гражданско-правовая ответственность должна быть установлена не за факт непредоставления документов, подтверждающих необходимый статус контрагентов, а за факт неисполнения условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. В противном случае, подрядчик имеет возможность заключить договоры с соответствующими субподрядчиками, представить заказчику подтверждение необходимого статуса субподрядчиков, после чего расторгнуть с ними договоры субподряда, что не обеспечит соблюдение условия о привлечении субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций и тем более не обеспечит выполнение ими установленных условием о привлечении объемов, которые по смыслу ч. 6 ст. 30 Закона о контрактной системе являются частью такого условия.,
При таких обстоятельствах, довод Заявителя признается обоснованным, так как Заказчик, не установивший в проекте контракта обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, признается нарушившим ч. 6 ст. 30 Закона о контрактной системе.
4. Заявитель также указывает, что извещением о проведении открытого конкурса предусмотрены преимущества для участников, привлекающих субъектов малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации в качестве соисполнителей, субподрядчиков для исполнения контракта, в то время как в конкурсной документации обозначено обратное.
Заказчик пояснил, что подобное противоречие является следствием технической ошибки и, если у участника торгов возникли вопросы, то последний был вправе направить соответствующий запрос на разъяснение.
Вместе с тем, согласно ч. 5, 6 ст. 30 Закона о контрактной системе, Заказчик вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование (условие) о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, при этом установление такого условия, влечет включение его в контракт.
Как указано выше, такое условие указано в извещении, а также указано в п. 5.1.31. Проекта контракта. Таким образом, довод жалобы признается необоснованным.
5. По мнению подателя жалобы требование по наличию опыта участника по успешному выполнению работ по строительству и реконструкции тепловых сетей с использованием труб в пенололимерминеральной изоляции, диаметром не менее 1000 мм ставит в преимущественное положение хозяйствующие субъекты имеющих соответствующий опыт.
Указанный довод Комиссией признан обоснованным по следующим основаниям.
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно частям 1, 2 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
В силу части 3 статьи 24 Закона о контрактной системе под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна, среди прочего, содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные ст. 51 указанного закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена указанным Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 4 статьи 32 Закона о контрактной системе в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта.
Правительством Российской Федерации во исполнении пункта 8 статьи 32 Закона о контрактной системе постановлением от 28.11.2013 N 1085 утверждены правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
Согласно абзаца 2 подпункта "б" пункта 4 Правил для оценки заявок заказчик в документации о закупке устанавливает такой нестоимостный критерий оценки заявок, как квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
При этом в силу пункта 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть: а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг; б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема; в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг; г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами; д) деловая репутация участника закупки.
Из конкурсной документации следует что наименованием объекта закупки (предметом государственного контракта) является выполнение работ по объекту: "Реконструкция Физкультурного теплового коллектора".
В п. 31 Информационной карты конкурсной документации Заказчиком установлены следующие элементы критерия "Квалификация участника закупки":
Наличие опыта участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема (строительство и реконструкция тепловых сетей с использованием труб в пенополимерминеральной изоляции диаметром не менее 1000 мм), (С2) - 50 баллов:
- Предельно необходимое максимальное значение общей стоимости контрактов 7,0 миллионов рублей (пункт 24 "Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 г. N 1085).
Оценивается общая стоимость представленных копий контрактов (договоров) на выполнение работ по строительству и реконструкции тепловых сетей с использованием труб в пенополимерминеральной изоляции диаметром не менее 1000 мм за последние 3 года, с актами выполненных работ.
Для подтверждения квалификации участником закупки предоставляются:
- справка кадровой службы о количестве и квалификации инженерно-технических и ответственных функциональных специалистов на дату подачи заявки, заверенная руководителем, с приложением копий документов, подтверждающих квалификацию участника закупки (такими документами могут быть: заверенные выписки из трудовых книжек или заверенные копии трудовых книжек работников на момент подачи заявки на участие в открытом конкурсе; копии дипломов об образовании или копии других документов, подтверждающих уровень квалификации работников участника закупки).
- копии контрактов (договоров) на выполнение работ по строительству и реконструкции тепловых сетей с использованием труб в пенополимерминеральной изоляции диаметром не менее 1000 мм за последние 3 года, с актами выполненных работ.
Таким образом, Заказчиком установлен такой критерий квалификации участников закупки в части их опыта, который связан с выполнением работ по строительству и реконструкции тепловых сетей с использованием труб в пенополимерминеральной изоляции диаметром не менее 1000 мм.
Вместе с тем, из приведенных выше положений Закона о контрактной системе и Правил следует, что опыт участника определяется выполнением работ, связанных с предметом контракта, а также опытом участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема.
В этой связи установление в документации такого подкритерия критерия "квалификация участника закупки", как выполнение работ по строительству и реконструкции тепловых сетей с использованием труб в пенополимерминеральной изоляции диаметром не менее 1000 мм, не соответствует положениям Закона о контрактной системе и Правил.
Кроме того установление указанного подкритерия ставит в преимущественное положения организации, осуществлявшие строительство или реконструкцию указанных объектов и использовавшие при этом труб, изготовленных из конкретного материала и конкретного максимального диаметра.
На основании изложенного, Заказчик признается нарушившим ч. 2 ст. 8 и п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО ИКФ "Глобус" на действия заказчика - Муниципального казенного учреждения городского округа "Город Южно-Сахалинск" "Управление капитального строительства" по факту определения поставщика (исполнителя, подрядчика) путем проведения открытого конкурса по объекту: "Выполнение работ по объекту: "Капитальный ремонт объектов и сетей теплоснабжения" (извещение N 0161300000115001872) - частично обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ч. 6 ст. 30, ч. 2 ст. 8 и п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе, в связи с чем выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об аннулировании определения поставщика (исполнителя, подрядчика).
4. Передать материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу УФАС России по Сахалинской области для решения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии О.Л. Тихенький
Члены комиссии А.Е. Хлебникова
К.В. Солонин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 15 декабря 2015 г. N 603/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.12.2015