Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 23 декабря 2015 г. N 620/15
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председателя комиссии -заместителя начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области ЩурО.О.
членов комиссии:
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской областиСолонина К.В.
специалиста - эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области Хлебниковой А.Е.,
вприсутствии:
от заказчика - не явился, уведомлен;
от заявителя жалобы - не явился, уведомлен;
от заинтересованной стороны представитель ООО "НАДЕЖНОЕ" - Куц О.С. (доверенность от 23.12.2015).
рассмотрев жалобуООО "ТЕРРА-Механика" на действиязаказчика - Комитета по управлению муниципальным имуществом и экономике муниципального образования городской округ "Охинский" Сахалинской области, по факту определения поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту: "Приобретение специальной техники. Приобретение экскаватора-погрузчика" (извещение N 0161300007615000089),
УСТАНОВИЛА:
В Сахалинское УФАС России17декабря2015 года поступилажалобаООО "ТЕРРА-Механика" на действия заказчика - Комитета по управлению муниципальным имуществом и экономике муниципального образования городской округ "Охинский" Сахалинской области, по факту определения поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту: "Приобретение специальной техники. Приобретение экскаватора-погрузчика" (извещение N0161300007615000089).
Жалоба подана до окончания срока подачи заявок.
В жалобе Заявитель указывает, что Заказчик установил техническое задание в аукционной документации таким образом, что происходит ограничение конкуренции участников размещения.
По мнению Заявителя жалобы, Заказчик с нарушениемнорм Федерального закона от 05 апреля 2013 года N44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе)утвердил аукционную документацию.
Заказчикомутверждена аукционная документация"Приобретение погрузчика - экскаватора", размещенная 30 ноября 2015 года на официальном сайте в сети интернет http://zakupki.gov.ru.
Комиссия, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в порядке ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, установила следующее:
По окончании срока подачи заявок до 17.12.2015 00:00:00 подана1 заявка от участника - ООО "НАДЕЖНОЕ".
Согласно протоколурассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 21 декабря 2015 года, аукционная комиссия рассмотрела единственную заявку на участие в электронном аукционе (извещение N0161300007615000089)и в порядке, установленном ч. 16 ст. 66 Закона о контрактной системе и признала электронный аукцион несостоявшимся.
На заседание Заказчик не явился, представил письменные пояснения, согласно которым в зависимости от своих потребностей заказчик в документации об аукционе должен установить требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам), размерам, упаковке товара с учётом специфики его детальности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.
Соответственно, заказчик вправе включить в аукционную документацию такие характеристики и требования к товару, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнении соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.
Кроме того, законом не предусмотрено ограничений по включению в аукционную документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика; не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к поставляемому товару. Более того, указание в документации конкретных характеристик поставляемого товара предусмотрено законодательством о закупках. Ограничивает усмотрение заказчика только требование о недопустимости ограничения конкуренции.
Из буквального толковании вышесказанной нормы следует, что заказчики, уполномоченный орган, осуществляющие закупку по правилам Закона N 44-ФЗ, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые необходимы, а с другой стороны, не ограничитьколичество у частников закупки.
Следовательно, заказчик вправе определить в своей заявке такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.
Выводы заявителя жалобы о том, что под требования Заказчика подходит только одна конкретная модель экскаватора-погрузчика не соответствует действительности.
В процессе подготовки к размещению закупки были сделаны запросы к производителям и поставщикам техники относительно соответствия производимой ими техники установленным требованиям.
В ответ на запросы были получены ответы от ООО "Каскад Инвест" (N б/н от 18.11.2015), ООО "МИР МАШИН" ((N б/н от 18.11.2015) и УП "Диапал" (Nб/н от 15.11.2015) в которых было сообщено о готовности поставить технику, отвечающую установленным требованиям.
Так ООО "Каскад Инвест" был предложен к поставке экскаватор-погрузчик ЭП 850К, ООО "МИР МАШИН" предложен к поставке экскаватор-погрузчик TLB825, УП "Диапал" предложен к поставке экскаватор-погрузчик 825 РБ.
Данные экскаваторы-погрузчики полностью соответствовали установленным требованиям, сравнительные характеристики приведены в таблице сравнения.
Само по себе то обстоятельство, что заявитель жалобы не обладает информацией о возможности поставки товара, не может означать, что таких товаров в принципе не существует и не реализуется.
Доводы заявителя об ограничении конкуренции при проведении электронного аукциона в связи с тем, что "фактически пройти по заявленным параметрам может только один производитель - производитель экскаваторов-погрузчиков TEREX- и один поставщик (дилер), поскольку по дилерской политике TEREXсуществует четкое территориальное закрепление, то есть на конкретный регион может осуществлять поставку только один дилер" не подтверждено какими либо доказательствами. Кроме того, предметом закупки является не производство товара, а поставка Товара и следовательно участие в закупки может принять любое лицо, отвечающее требованиям Закона 44-ФЗ. Факт невозможности участия участника аукциона в электронном аукционе в связи с отсутствием у него каких-либо товаров, необходимых заказчику не влечет нарушения его прав и законных: интересов.
По мнению заявителя жалобы Заказчиком ограничивается конкуренция по параметрам, не влияющим на эксплуатационные качества и производительность, как "Открывающиеся окна на обоих дверях кабины". Данный параметр отвечает потребностям Заказчика, доводы заявителя жалобы о возможности исполнения системы проветривания не основателен. Возможность открытия окон на обоих дверях кабины обеспечивает не только вентиляцию кабины, но также обеспечивает возможность руководства процессом выполнения работ машинистом техники третьими лицами. Кроме того, возможность открытия окон на обоих дверях кабины обеспечивает возможность эвакуации машиниста при перевертывании и заклинивании дверей. Сам факт невозможности поставки заявителем жалобы техники отвечающей данным параметрам не свидетельствует об ограничении конкуренции.
Комиссия приняла во внимание представленные Заявителем технические характеристики по указанным погрузчикам-экскаваторам, как достоверное доказательство того, что техническое задание аукционной документациисоставлено под одного производителя, что напрямую является ограничением конкуренции.
В соответствии с ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе: Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Вместе с тем документация о закупке, составленная с нарушением требований Закона о контрактной системе, может содержать условия, ограничивающие количество участников, путем установления непредусмотренных и запрещающих Законом о контрактной системе требований, как к участнику закупки, так и к составу подаваемой им заявки на участие в аукционе.
Таким образом, в описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Частями 1 и 2 статьи 8 Закона о закупках установлено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Представителем Заказчика не представлены доказательства, свидетельствующие об отсутствии нарушений со стороны Заказчика принципа конкуренции, повлекшего за собой ограничение количества участников.
Комиссия, руководствуясь ч.ч. 3, 15 и п. 2 ч.22 ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобуООО "Терра-Механика" на действия заказчика - Комитета по управлению муниципальным имуществом и экономике муниципального образования городской округ "Охинский" Сахалинской области, по факту определения поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту: "Приобретение специальной техники. Приобретение экскаватора-погрузчика" (извещение N0161300007615000089)-обоснованной.
2. В ходе проведения внеплановой проверки в действиях заказчика при формировании аукционной документации установлено нарушение требованийч.2 ст. 8.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу УФАС России по Сахалинской области для решения вопроса о возбуждении административного дела.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии О.О. Щур
Члены комиссии А.Е. Хлебникова
К.В.Солонин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 23 декабря 2015 г. N 620/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.12.2015