Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 1 декабря 2015 г. N 567/15
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя комиссии - руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области Тихенького О.Л.
Членов комиссии:
заместителя начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области Щур О.О.
специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области Хлебниковой А.Е.
В отсутствие представителей ООО "Стройтехгрупп", уведомленных надлежащим образом, в присутствии представителя заказчика и уполномоченного органа - Хоменко Е.В., рассмотрев жалобу ООО "Стройтехгрупп" на действия заказчика - "Муниципальное бюджетное учреждение "Центр искусства, культуры и досуга" муниципального образования " Макаровский городской округ" Сахалинской области" и уполномоченного органа - муниципальное казенное учреждение "Управление муниципальными закупками" муниципального образования "Макаровский городской округ" Сахалинской области по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения электронного аукциона "Капитальный ремонт МБУ "Центр искусства, культуры и досуга" в г. Макаров" (извещение N 0861300007015000020) (далее - аукцион)
УСТАНОВИЛА:
В Сахалинское УФАС России поступила жалоба ООО "Стройтехгрупп" на действия заказчика - "Муниципальное бюджетное учреждение "Центр искусства, культуры и досуга" муниципального образования " Макаровский городской округ" Сахалинской области" и уполномоченного органа - муниципальное казенное учреждение "Управление муниципальными закупками" муниципального образования "Макаровский городской округ" Сахалинской области по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения электронного аукциона. По мнению заявителя жалобы, документация аукциона не соответствует требованиям Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Комиссия, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в порядке статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, установила следующее:
На официальном сайте http://zakupki.gov.ru/ 10.11.2015 г. опубликована утвержденная заказчиком документация электронного аукциона "Капитальный ремонт МБУ "Центр искусства, культуры и досуга" в г. Макаров" (извещение N 0861300007015000020) (далее - документация).
В соответствии с Протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе 27.11.2015 N0861300007015000020-1 на участие в аукционе подано 6 заявок, которые были допущены к участию в аукционе.
В соответствии с Протоколом проведения электронного аукциона от 30.11.2015 N0861300007015000020-2 по результатам аукциона сделаны предложения - участник N 5 предложил цену исполнения контракта - 11364741.25 рублей, участник N 6 - 11451495.00 рублей. (Начальная (максимальная) цена контракта 17 350 750,00).
Заявитель жалобы изложил следующие доводы:
1) Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с данным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. В свою очередь, сведения об источнике финансирования должны быть указаны в извещении об осуществлении закупки (п. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ). Соответственно, в контракте должны в обязательном порядке содержаться сведения об источнике финансирования.
В соответствии с документацией об аукционе - п.14 информационной карты и в извещении указан источник финансирования - бюджет Сахалинской области и местный бюджет.
Таким образом довод жалобы признается необоснованным.
2) Проект контракта содержит условие:
"13.17. В случае, если по каким-либо причинам обеспечение исполнения контракта перестало быть действительным, закончило своё действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение Подрядчиком его обязательств по контракту, соответствующий Подрядчик обязуется в течение 5 (пяти) банковских дней с момента, когда соответствующее обеспечение исполнения обязательств по контракту перестало действовать, предоставить Заказчику иное (новое) надлежащее обеспечение контракта на тех же условиях, и в том же размере".
Из буквального толкования приведенного пункта проекта контракта следует, что он дает заказчику право требовать замены обеспечения в случае, когда обеспечение перестало быть действительным, закончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение контракта, то есть действие банковской гарантии должно прекратиться в период исполнения контракта.
Согласно пункту 4 статьи 96 Закона N 44-ФЗ контракт заключается после предоставления участником закупки обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом N 44-ФЗ.
Пунктом 3 статьи 96закреплено: "Исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц".
В соответствии с частью 3 статьи 70 Закона N 44-ФЗ в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица. При этом у заказчика имеется возможность получения актуальной информации о состоянии банковской гарантии. Так как согласно части 8 статьи 45 Закона N 44-ФЗ банковская гарантия, предоставляемая участником закупки в качестве обеспечения заявки либо в качестве обеспечения исполнения контракта, должна быть включена в реестр банковских гарантий, размещенный в единой информационной системе. Кроме того, Законом N 44-ФЗ не предусмотрено право заказчика требовать замены банковской гарантии на иную форму обеспечения исполнения контракта в случае отзыва лицензии у банка.
Таким образом, у заказчика имеется возможность удостовериться в действительности банковской гарантии до заключения муниципального контракта, убедиться, что срок ее действия соответствует пункту 3 статьи 96 44-ФЗ и любое расширительное толкование договора в данном случае считаем недопустимым и возлагающим на участника дополнительную нецелесообразную обязанность и ответственность.
Вывод заявителя жалобы признается необоснованным, так как никаких дополнительных требований заказчиком не установлено, а только требование об надлежащем исполнении контракта.
3) Проект контракта содержит противоречивую информацию о сроках выполнения работ по объекту:
"Работы по настоящему контракту должны быть выполнены Подрядчиком в полном объёме, предусмотренном сметной документацией, в соответствии со строительными нормами и правилами в срок:
дата начала выполнения работ -01.05.20166
дата окончания выполнения работ - не позднее 01.07.2015".
Довод заявителя жалобы признается обоснованным, заказчиком нарушен п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, вместе с тем, в информационной карте установлено: Сроки выполнения работ: Дата начала выполнения работ 01.05.2016 Дата окончания работ - 01.07.2016.
Таким образом при заключении контракта возможно устранить допущенную в проекте контракта техническую ошибку.
4) Требования, которые заказчик обязан предъявлять, а также требования, которые он вправе предъявлять в отдельных случаях, к участникам закупки, перечислены в ст. 31 Закона N 44-ФЗ. В частности часть 1 указанной статьи закрепляет следующее:
"1. При осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;
2) утратил силу;
3) непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
4) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;
5) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;
6) утратил силу с 1 января 2014 г.;
7) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
8) обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;
9) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества;
10) участник закупки не является офшорной компанией".
В Аукционной документации Заказчика условие о том, что участник не должен являться офшорной компанией в соответствии с пунктом 10 части 1 приведенной статьи отсутствует. Таким образом, Заказчик нарушает Закон о контрактной системе.
Довод жалобы признается обоснованным, Заказчик нарушившим п.10 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, при проведении электронного аукциона, который являлся способом закупки в данном случае, обязанность по проверке соответствия участников требованиям п.10 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе возложена на оператора электронной площадки, таким образом, нарушение не повлияло на результаты закупки.
Согласно требованиям пункта 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок действий (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Комиссия, руководствуясь частями 3, 15 и пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА
1.Признать жалобу ООО "Стройтехгрупп" на действия заказчика - "Муниципальное бюджетное учреждение "Центр искусства, культуры и досуга" муниципального образования " Макаровский городской округ" Сахалинской области" и уполномоченного органа - муниципальное казенное учреждение "Управление муниципальными закупками" муниципального образования "Макаровский городской округ" Сахалинской области по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения электронного аукциона "Капитальный ремонт МБУ "Центр искусства, культуры и досуга" в г. Макаров" (извещение N 0861300007015000020)- частично обоснованной.
2. В ходе проведения внеплановой проверки в действиях заказчика при формировании аукционной документации установлено нарушение требований п.10 ч.1 ст.31 и п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, в связи, с чем выдать обязательное для исполнения предписание.
3. Передать должностному лицу материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении в отношении лица, допустившего нарушение требований Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии О.Л. Тихенький
Члены комиссии О.О. Щур
А.Е. Хлебникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 1 декабря 2015 г. N 567/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.12.2015