Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 9 ноября 2015 г. N 1410-З
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок
при участии представителей:
- заказчика в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Ирбитская центральная городская больница" -
- уполномоченного органа в лице Департамента государственных закупок Свердловской области
- в отсутствие заявителя жалобы ООО "СТРОЙТЕХГРУПП", уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом,
- слушателя
рассмотрев жалобу ООО "СТРОЙТЕХГРУПП" (460028, г. Оренбург, ул. Бр. Башиловых , 15/14, оф.52) о нарушении заказчиком в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Ирбитская центральная городская больница" (623854, Свердловская обл., г. Ирбит, ул. Комсомольская, 72), уполномоченным органом в лице Департамента государственных закупок Свердловской области (620004, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Малышева, 101) при осуществлении закупки путем проведения аукциона в электронной форме (извещение N 0162200011815001540) на строительство трехэтажного восемнадцати квартирного жилого дома по адресу: Свердловская обл. г. Ирбит, ул. Фрунзе, 29. Стадия незавершённое строительство. Застройщик: ГБУЗ СО "Ирбитская ЦГБ", Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьей 99, 106 Закона о контрактной системе,
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО "СТРОЙТЕХГРУПП" (вх. N 01-22782 от 30.10.2015) о нарушении заказчиком в лице государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Ирбитская центральная городская больница", уполномоченным органом в лице Департамента Государственных закупок Свердловской области законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при осуществлении закупки путем проведения аукциона в электронной форме (извещение N 0162200011815001540) на строительство трехэтажного восемнадцати квартирного жилого дома по адресу: Свердловская обл. г. Ирбит, ул. Фрунзе, 29. Стадия незавершённое строительство. Застройщик: ГБУЗ СО "Ирбитская ЦГБ", соответствующая требованиям ст. 105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе Заявитель указывает, что при утверждении документации об аукционе Заказчиком нарушены требования Закона о контрактной системе, а именно:
1) в проекте контракта отсутствует формула расчета неустойки согласно Постановлению Правительства РФ N 1063;
2) в п. 9.6 проекте контракта заказчик неправомерно устанавливает пеню в размере 1/300 действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования ЦБ РФ.
3) в пункте 4.9 проекта контракта указано, что датой платежа считается дата списания денежных средств со счета Заказчика, Заказчиком при этом не учтена возможность ошибочного перечисления денежных средств на другие реквизиты и не поступления средств на счет подрядчика.
4) включение в проект контракта п. 5.6.4 является неправомерным.
5) заказчиком в п. 8.3 проекта контракта в нарушение Закона о контрактной системе предусмотрено предоставление нового обеспечения исполнения контракта в случае если оно стало недействительным или ненадлежащим.
Представители заказчика, уполномоченного с доводами жалобы не согласились, просили признать жалобу необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном ст.106 Закона о контрактной системе.
Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
08 сентября 2015 года на официальном сайте опубликовано извещение и документация об аукционе в электронной форме N 0162200011815001540 на строительство трехэтажного восемнадцати квартирного жилого дома по адресу: Свердловская обл. г. Ирбит, ул. Фрунзе, 29. Стадия незавершённое строительство. Застройщик: ГБУЗ СО "Ирбитская ЦГБ".
Начальная (максимальная) цена контракта составила 23 944 420,00 рублей.
Относительно доводов заявителя, Комиссией Свердловского УФАС России установлено следующее:
1) В ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе установлено, что к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с ч. 4 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Частью 5 статьи 34 Закона о контрактной системе устанавливается, что в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 утверждены правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Правила).
В соответствии с письмом Министерства финансов Российской Федерации от 11.12.2014 г. N 02-02-04/63862 установлено, что Законом о контрактной системе не установлена обязанность при заключении контракта прописывать в нем формулу расчета неустойки. При этом согласно ч. 4 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. Таким образом, в контракте необходимо указывать норму, в соответствии с которой будет производиться расчет неустойки, в связи с чем довод заявителя не нашел своего подтверждения.
2) Согласно части 6 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
В соответствии с частью 7 статьи 34 Закона о контрактной системе пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Материалами дела установлено, что штраф за ненадлежащее исполнение поставщиком, заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом в проекте контракта установлен в размере 1/300 действующей на день уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы.
Таким образом, довод заявителя не нашел своего подтверждения.
3) В соответствии с ч. 15 ст. 34 Закона о контрактной системе установлена возможность заключить контракт в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации для совершения сделок. За исключением необходимости внесения в контракт положений в соответствии с требованиями частей 4 - 9, 11 - 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги.
При этом ни Закон о контрактной системе, ни гражданское законодательство не ограничивают заказчика в определении момента исполнения обязательства по оплате.
На основании вышеизложенного, условия контракта определяющее момент исполнения обязательства по оплате датой списания денежных средств со счета заказчика не нарушают действующее законодательство.
4) В соответствии с п. 5.6.4 проекта контракта Заказчик может потребовать от Подрядчика немедленного удаления с Объекта любого лица, которое, по мнению Заказчика, нарушает дисциплину, либо проявляет некомпетентность или халатность по отношению к исполнению своих служебных обязанностей.
Согласно ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Вместе с тем, Закон о контрактной системе, Гражданский кодекс РФ не содержат запрета на установление указанного требования в проекте контракта, в связи с чем довод заявителя не находит своего подтверждения.
5) В соответствии с ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В соответствии с п. 8.3 проекта контракта а случае, если по каким-либо причинам обеспечение исполнения Контракта стало недействительным или стало ненадлежащим, Подрядчик обязуется в течение 10 (десяти) банковских дней предоставить Заказчику иное надлежащее обеспечение исполнения Контракта.
При этом согласно п. 8.4 проекта контракта срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия Контракта не менее чем на один месяц. Срок внесения денежных средств в качестве обеспечения исполнения Контракта должен устанавливаться с учетом установленного общего срока выполнения работ по Контракту и оканчиваться не ранее даты подписания акта о приемки выполненных работ (последнего этапа) по Контракту.
Комиссией Свердловского УФАС России установлено, что заказчиком правомерно установлено в п. 8.3 проекта контракта требование предоставить заказчику иное надлежащее обеспечение исполнения контракта в случае, если по каким-либо причинам обеспечение исполнения Контракта стало недействительным или стало ненадлежащим, так как смысл предоставления обеспечения исполнения контракта заключается не в наличии некоего документа об обеспечении исполнения контракта как такового, а в его действительности на весь срок исполнения контракта.
При проведении внеплановой проверки, Комиссией Свердловского УФАС России установлено:
В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
На основании пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе участник должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Согласно п. 13.1 информационной карты документации об аукционе установлены требования, предъявляемые к участникам закупки, в том числе:
- соответствие Участника требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки:
1) наличие свидетельства о допуске к работам, выданное саморегулируемой организацией в соответствии со статьей 55.8. частью 7 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктом 33 раздела III. "Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту" Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 г. N 624 "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства", которое должно содержать допуск к следующим видам работ:
"33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):
33.3. Жилищно-гражданское строительство,
(с указанием стоимости работ по одному договору, который может заключить участник закупки).
В соответствии с извещением N 0162200011815001540 и п. 11.1 информационной карты аукционной документации установлено наименование объекта закупки - Строительство трехэтажного восемнадцати квартирного жилого дома по адресу: Свердловская обл. г. Ирбит, ул. Фрунзе, 29. Стадия незавершённое строительство. При этом согласно ч. 2 "описание объекта закупки" аукционной документации заказчиком установлены основные требования к выполнению работ, в том числе:
- Этажность: три;
- Площадь жилого здания: 330м2;
- Количество квартир: 18, в том числе однокомнатных 6, двух комнатных 12.
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
В соответствии с частью 3.1. статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в части 4 статьи 55.8 настоящего Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
В соответствии с частью 4 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В указанном перечне должны быть определены виды работ, выполнение которых индивидуальным предпринимателем допускается самостоятельно, и виды работ, выполнение которых индивидуальным предпринимателем допускается с привлечением работников, а также должны учитываться особенности выполняемых гражданами для собственных нужд работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов индивидуального жилищного строительства и предназначенных для проживания не более чем двух семей жилых домов.
Перечень видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержден приказом Министерства регионального развития России N 624 от 30.12.2009 года "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства".
Пунктом 2 указанного приказа установлено, что перечень не включает в себя виды работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту в отношении объектов, для которых не требуется выдача разрешения на строительство в соответствии с пунктами 1 - 4, 5 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 16; 2006, N 1, ст. 21; 2008, N 30, ст. 3616; 2009, N 48, ст. 5711; 2010, N 48, ст. 6246; 2011, N 13, ст. 1688; N 27, ст. 3880; N 30, ст. 4563, ст. 4572, ст. 4591), а также в отношении объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания не более чем двух семей); жилых домов с количеством этажей не более чем три, состоящих из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки); многоквартирных домов с количеством этажей не более чем три, состоящих из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования.
На выполнение работ, являющихся объектом закупки не распространяется действие приказа Министерства регионального развития России N 624 от 30.12.2009 года "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства". Следовательно, для их выполнения участнику закупки не обязательно иметь свидетельство СРО.
На основании вышеизложенного, заказчиком установлено требование к участникам закупки о выполнении соответствующих работ лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ, а также предоставление указанного свидетельства в составе второй части заявки в нарушение ч. 6 ст. 31, п. 2 ч. 1 ст. 64 п. 3 с. 64 Закона о контрактной системе.
Согласно части 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) установление порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений участников закупки, требований к участникам закупки, к размеру обеспечения заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), размеру и способам обеспечения исполнения контракта, не предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, а также требования о представлении участниками закупки в составе заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок информации и документов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), но не менее пяти тысяч рублей и не более тридцати тысяч рублей.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "СТРОЙТЕХГРУПП" признать необоснованной.
2. В действиях заказчика в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Ирбитская центральная городская больница", уполномоченного органа в лице Департамента государственных закупок Свердловской области признать нарушение ч. 6 ст. 31, п. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Ирбитская центральная городская больница", уполномоченному органу в лице Департамента государственных закупок Свердловской области предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать в связи с тем, что выявленное нарушение не повлияло на результаты закупки.
4. Передать материалы дела должностному лицу Свердловского УФАС России, уполномоченному осуществлять производство по делам об административных правонарушениях по ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 9 ноября 2015 г. N 1410-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.12.2015