Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 8 декабря 2015 г. N 1551-3
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее по тексту - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу Давыдовой С.А. (620000, г. Екатеринбург, ул. Варшавская, д. 55)о нарушении заказчиком в лице МКУ "Управление городским хозяйством" (623281, Свердловская область, г. Ревда, ул. Энгельса, д. 32), его комиссии при проведении электронного аукциона на поставку государственных знаков почтовой оплаты и конвертов почтовых маркированных с литерой "А"(извещение N 0862300001215000077)Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту- Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со ст. 99, 106 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба Давыдовой Светланы Александровны (вх. N 01 - 24731 от 01.12.2015) о нарушении заказчиком в лице МКУ "Управление городским хозяйством", его комиссии при проведении электронного аукциона на поставку государственных знаков почтовой оплаты и конвертов почтовых маркированных с литерой "А"(извещение N 0862300001215000077) Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям статьи 105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель указала, что положения аукционной документации нарушают Закон о контрактной системе, просит признать жалобу обоснованной.
Представительзаказчика с доводами жалобы не согласилась, просила признать жалобу необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
23.11.2015 г. на официальном сайте опубликовано извещение о проведении электронного аукциона N0862300001215000077 и документация об аукционе на поставку государственных знаков почтовой оплаты и конвертов почтовых маркированных с литерой "А". Начальная (максимальная) цена контракта составила 513 900,00 рублей.
27.11.2015 г и 30.11.2015 г на официальном сайте были опубликованы разъяснения о положениях документации об электронном аукционе N РД1 и N РД2.
02.12.2015 г. составлен протокол единственной заявки на участие в аукционе в электронной форме, подписанный присутствующими на заседании членами комиссии.
В соответствии с указанным протоколом на участие в аукционе была подана 1 заявка участника закупки Управления федеральной почтовой связи Свердловской области - филиал ФГУП "Почта России".
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В силу ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В соответствии с Главой II Информационной карты аукционной документации установлено наименование объекта закупки, а именно: поставка государственных знаков почтовой оплаты и конвертов почтовых маркированных с литерой "А", количество и характеристики определены техническим заданием.
Учитывая структуру и принцип построения Общероссийского классификатора кодов экономической деятельности ОК 004-93,утв. Постановлением Госстандарта РФ от 06.08.93 N17,можно сделать вывод о том, что такая продукция какмарки и конверты,имеющие код2219140 "Бумаги ценные, денежные знаки, марки, конверты и карточки", относится к общему классу продукции 220000 "Полиграфическая и печатная продукция", включенному в указанный перечень.
Главой VI Технического заданияаукционной документации установленыобщие технические требования заказчика (функциональные и качественные характеристики товара), а именно:
В соответствии с требованиями Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 г. N 221, почтовые марки должны быть новыми, не использованными, не изъятыми из почтового обращения, не испорченными (не загрязненными, не поврежденными, не заклеенными, не погашенными каким-либо способом), не являться иностранными почтовыми марками, иметь самоклеющуюся основу, быть готовыми к эксплуатации.
В соответствии с ГОСТР 51506-99 "Конверты почтовые. Технические требования. Методы контроля" конверт почтовый маркированный с литерой "А" должен соответствовать следующим требованиям:
- почтовая маркировка нанесена типографским способом;
- клапан прямой, с самоклеющейся полосой;
- наличие на лицевой стороне конверта направляющих линий для нанесения адресной информации;
- наличие на лицевой стороне конверта слов "Кому", "Куда" в адресной зоне адресата, "От кого", "Откуда" в адресной зоне отправителя и рамками для написания почтовых индексов с соответствующими словами6 "Индекс места назначения", "Индекс места отправления";
- в правом нижнем углу - знак "Почта России", нанесенный типографским способом;
- наличие на лицевой стороне конверта, в левом нижнем углу, рамки для написания почтового индекса;
- размер конверта - 100*220 мм;
- наличие типографического изображения литеры "А".
Почтовая марка стандартная, конверт почтовый маркированный с литерой "А" - знаки почтовой оплаты Российской Федерации.
N п/п |
Наименование |
1 |
Марка почтовая |
2 |
Конверт почтовый маркированный с литерой "А" |
Вместе с тем, п. 1.1. Положения "О заказах почтовой оплаты и специальных почтовых штемпелях Российской Федерации", утв. приказом Министерства связи Российской Федерации от 26.05.1994 N115 "Об утверждении Положения о заказах почтовой оплаты и специальных почтовых штемпелях Российской Федерации" (далее по тексту - Положение) установлено, что знаки почтовой оплаты Российской Федерации (почтовые марки и блоки, маркированные конверты и карточки) предназначены для оплаты услуг почтовой связи, предоставляемых учреждениями связи, согласно действующим тарифам и подтверждения этого на внутренней и международной корреспонденции.
Пунктом 1.5 Положения установлено, что непосредственное планирование, издание и распространение знаков почтовой оплаты, экспорт и импорт филателистических товаров осуществляется Издательско-торговым центром "Марка" Федерального управления почтовой связи при Министерстве связи Российской Федерации.
Пунктом 1.6 Положения установлено, что знаки почтовой оплаты печатаются предприятиями Государственного производственного объединения государственных знаков Министерства финансов Российской Федерации (Гознак) согласно заключаемым договорам.
В силу п. 5.3 Положения продажа знаков почтовой оплаты Российской Федерации производится учреждениями Федеральной почтовой связи строго по номинальной стоимости и не ранее срока, установленного для их ввода в почтовое обращение (п. 1.8).
Указанный пункт Положения не свидетельствует об отсутствии функционирующего товарного рынка - поставки (реализации) знаков почтовой оплаты (почтовые марки, маркированные конверты) в силу следующих обстоятельств.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее по тексту - Закона о естественных монополиях) к естественно монопольным видам деятельности относятся услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи.
Статьей 4 Закона о естественных монополиях регулируется деятельность субъектов естественных монополий, в том числе в сфере услуг почтовой связи.
Согласно ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от 17.07.1999 N 176- ФЗ "О почтовой связи" понятие услуги почтовой связи включает в себя действия или деятельность по приему, обработке, перевозке, доставке (вручению) почтовых отправлений, а также по осуществлению почтовых переводов денежных средств.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2005 N637 утвержден Перечень услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, государственное регулирование тарифов на которые осуществляется государственным органом. Данный Перечень не содержит услуг по реализации знаков почтовой оплаты (почтовые марки, маркированных конвертов).
Приобретая марки у ФГУП "Почта России" (через филиалы учреждения), первоначальный покупатель осуществляет предварительную оплату услуг связи по доставке корреспонденции по всей территории Российской Федерации.
В дальнейшем первоначальный покупатель, продавая марки и выступая уже продавцом, реализует, в том числе право воспользоваться уже оплаченными услугами почтовой связи. Продавец устанавливает цену марки по своему усмотрению с учетом интересов предприятия. Услуги почтовой связи конечного потребителя конвертов, осуществляющего отправку письма через почтовые отделения, оплачены лицом, купившим марки у ФГУП "Почта России".
Таким образом, продажа почтовых марок, маркированных конвертов не является деятельностью субъектов естественных монополий в сфере общедоступной почтовой связи, поскольку реализация почтовых марок не подпадает под действие Закона о естественных монополиях.
В целях упорядочения распространения государственных знаков почтовой оплаты п. 1 Приказа Министерства Российской Федерациипо связи и информатизацииот 12.05.2003 г. N 56 "Об определении номиналов почтовых марок, обозначенных буквами "А" и "В"" (далее по тексту - Приказ) определено, что номиналы почтовых марок, обозначенные буквами "А" и "В", соответствуют тарифам на пересылку в пределах России простого письма весом до 20 граммов и простой почтовой карточки, устанавливаемым МАП России для организаций федеральной почтовой связи г. Москвы.
Пунктом п.3.2 Приказа установлено, что реализацию почтовых конвертов и карточек с почтовыми марками, номинал которых обозначен буквами "А" и "В", следует производить с учетом п. 1 настоящего Приказа, осуществляя доклейку почтовых марок в случаях, если тарифы на пересылку простого письма весом до 20 граммов и простой почтовой карточки превышают тарифы, установленные МАП России для организаций федеральной почтовой связи г. Москвы.
Таким образом, Приказ не закрепляет понятия маркированных конвертов, а определяет номиналы в денежных единицах почтовых марок, обозначенных буквами "А" и "В".
В соответствии с Приказом Федеральной службы по тарифам от 10.02. 2015 г. N 10-с/1 "Об утверждении тарифов на услугу по пересылке внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей), предоставляемую ФГУП "Почта России" утверждены предельные максимальные уровни тарифов на услугу по пересылке внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей), предоставляемую ФГУП "Почта России", в том числе: предельный, максимальный тариф на отправление простого письма весом до 20г установлен в размере 17,00 рублей.
На основании вышеизложенного, Комиссияприходит к выводу, что установленное требование к маркированному почтовому конверту в части наличия в правом верхнем углу - литер А, нанесенного типографским способом, свидетельствует о знаке почтовой оплаты, предназначенного для оплаты определенного почтового тарифа, на котором номинал в денежных единицах не обозначен, при этом соответствует тарифу на пересылку простого письма до 20г.
Таким образом, в нарушение п.1 ч.1 и ч.3 ст. 33 и п.1 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе техническим заданием заказчика не предусмотрена возможность к поставке конверта с наклеенными почтовыми (типографическими) марками, номинал знаков почтовой оплаты которых соответствует тарифам на услуги почтовой связи внутренних почтовых отправлений весом до 20 г. При этом, требование к маркированному почтовому конверту в части наличия в правом верхнем углу - литер А, нанесенного типографским способом, свидетельствует о возможности приобретения знака почтовой оплаты только у учреждения Федеральной почтовой связи по мере их получения от предприятия - изготовителя.
В данных действиях аукционной комиссии содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.4.1 ст.7.30 КоАП РФ.
На основании ч.3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Частью 1 ст. 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе: участник закупки не является офшорной компанией (п.10) в (в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 227-ФЗ).
Частью 6 ст.31 Закона о контрактной системе установлено, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Требования к участникам закупки установлены вп. 2 раздела 6 аукционной документации.
Таким образом, в нарушение ч.3 ст. 64, п.10 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, требования о том, что участник закупки не должен являться офшорной компанией, заказчиком установлено не было.
В данных действиях заказчика содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу Давыдовой С.А. признать обоснованной.
2. В действиях заказчика в лице МКУ "Управление городским хозяйством"признать нарушение п.10 ч.1 ст.31, п.1 ч.1 и ч.3 ст. 33, п.1 ч.1и ч.3 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику в лице МКУ "Управление городским хозяйством", его единой комиссии выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Свердловского УФАС России, уполномоченному осуществлять производство по делам об административных правонарушениях поч.4.1и ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 8 декабря 2015 г. N 1551-3
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.12.2015