Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 23 ноября 2015 г. N 1478-З
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе (далее по тексту - Комиссия):
Шалабодова Д.В. - руководителя Управления, председателя Комиссии,
Ружникова Е.А. - заместителя руководителя Управления, члена Комиссии,
Старкова Г.Л. - заместителя начальника отдела контроля закупок, председателя Комиссии,
Мурашко Е.Н. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
при участии представителей:
- заказчика в лице Муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства города Екатеринбурга" - Викторовой Н.Е. (доверенность N 04-1484 от 14.04.2015), Паховской И.Н. (доверенность N 04-1043 от 23.03.2015),
- уполномоченного органа в лице Администрации города Екатеринбурга - Павловских В.Ю. (приказ N 7/41/15 от 12.01.2015),
- заявителя ЗАО "Корпорация "Атомстройкомплекс" - представителей не направили, надлежащим образом уведомлены
- заинтересованного лица ЗАО "Уралмостострой" - Кошмана В.А. (доверенность N212/15 от 19.11.2015),
- заинтересованного лица ЗАО "Строительная компания "СТРОЙТЭК" - Крошкина И.В. (доверенность Nб/н от 05.06.2014 г.),
рассмотрев жалобу ЗАО "Корпорация "Атомстройкомплекс" (620075, г. Екатеринбург, ул. Белинского, 39) о нарушении заказчиком в лице Муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства города Екатеринбурга" (620144, г. Екатеринбург, ул. Шейнкмана, 110а), уполномоченным органом в лице Администрации города Екатеринбурга (620014, г. Екатеринбург, ул. Ленина, 24а), его комиссии при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по разработке рабочей документации и строительству с функциями Генерального подрядчика объекта "Мост через реку Исеть от улицы Опалихинская до улицы Папанина в Верх-Исетском районе города Екатеринбурга" (извещение N 0162300005315004166) Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьей 99, 106 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ЗАО "Корпорация "Атомстройкомплекс" (вх. N 01-23880 от 17.11.2015 г.) о нарушении заказчиком в лице Муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства города Екатеринбурга, уполномоченным органом в лице Администрации города Екатеринбурга, его комиссии при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по разработке рабочей документации и строительству с функциями Генерального подрядчика объекта "Мост через реку Исеть от улицы Опалихинская до улицы Папанина в Верх-Исетском районе города Екатеринбурга" (извещение N 0162300005315004166), соответствующая требованиям статьи 105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель указал, что заявка участника закупки, которой был присвоен защищенный N 2 была неправомерно признана соответствующей требованиям аукционной документации, а также указал на нарушения в аукционной документации.
Представители заказчика, уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились, просили признать жалобу необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
30 сентября 2015 года на официальном сайте опубликовано извещение N 0162300005315004166 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по разработке рабочей документации и строительству с функциями Генерального подрядчика объекта "Мост через реку Исеть от улицы Опалихинская до улицы Папанина в Верх-Исетском районе города Екатеринбурга" и аукционная документация.
Начальная максимальная цена контракта составила 778 281 179,36 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона N 0162300005315004166 от 12.11.2015 г. победителем признана заявка ЗАО "Строительная компания "СТРОЙТЭК" (присвоенный N 2). Заявки участников закупки ЗАО "Уралмостострой" (защищенный N 1) и ЗАО "Корпорация "Атомстройкомплекс" (защищенный N 3) признаны соответствующими требованиям аукционной документации.
В соответствии с ч. 4 ст. 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации о таком аукционе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Поскольку жалоба ЗАО "Корпорация "Атомстройкомплекс" в части нарушений в аукционной документации подана участником закупки после окончания срока подачи заявок, от в данной части она не подлежит рассмотрению.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе предусмотрено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 1 и 2 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частями 1 и 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе.
Частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
Согласно ч. 3 ст. 31 Закона о контрактной системе перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в части 2 ст. 31 Закона о контрактной системе устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии со ст. 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства РФ) установлены дополнительные требования к участникам закупки, в том числе при выполнении строительных работ, включенных в код 45 (кроме кода 45.12) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей.
Также установлено, что требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
При этом, Постановлением определено, что документами, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям, являются:
1) копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ;
2) копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, аукционе.
В соответствии с п. 6 информационной карты аукционной документации установлены дополнительные требования заказчика к участникам закупки в части наличия опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих * работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводится закупка.
*Требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт.
Пунктом 12 информационной карты аукционной документации установлено требование к составу и содержанию второй части заявки на участие в аукционе, в том числе:
4) копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ при условии, что Заказчиком в пункте 6 настоящей информационной карты установлено требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводится закупка. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявки на участие в аукционе.
В соответствии с ч. 6 ст. 69 заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
При рассмотрении жалобы Комиссией Свердловского УФАС установлено, что вторая часть заявки участника закупки ЗАО "Строительная компания "СТРОЙТЭК" (защищенный N 2) содержала все необходимые документы, предусмотренные аукционной документацией, в связи с чем оснований для ее отклонения у аукционной комиссии не имелось.
Согласно извещения N 0162300005315004166 о проведении электронного аукциона объектом закупки является выполнение работ по разработке рабочей документации и строительству с функциями Генерального подрядчика объекта "Мост через реку Исеть от улицы Опалихинская до улицы Папанина в Верх-Исетском районе города Екатеринбурга".
Согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007, принятому и введенному в действие Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 N 329-ст услуги по проектированию строительной продукции входят в группу 74.20 "Услуги в области архитектуры, инженерно-технического проектирования и смежных областях". Вместе с тем, работы в области строительства относятся к группе 45 "Работы строительные".
На заседании комиссии представитель Заказчика пояснила, что начальная (максимальная) цена контракта составляет 778 281 179,36 рублей, от которой исчисляется опыт аналогичных работ (20% начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводится закупка).
В соответствии с пунктом 1.4.1 информационной карты документации об аукционе расчет начальной (максимальной) цены контракта произведен Заказчиком в сметном расчете стоимости строительства (Приложение N 1 к Информационной карте).
Комиссией Свердловского УФАС России установлено, что в начальную (максимальную) цену контракта включены затраты заказчика по главе 12 сводного сметного расчета, опубликованного на официальном сайте в составе аукционной документации "Проектные изыскательские работы, авторский надзор", на разработку рабочей документации и авторский надзор в общей сумме 30 630 534,46 рублей (итог по главе 12), которые не относятся к группе 45 "Работы строительные" (ОКПД) ОК 034-2007.
Таким образом, объектом закупки предусмотрено выполнение работ, в том числе не относящиеся к коду 45 "Работы строительные" (ОКПД) ОК 034-2007, затраты на выполнение которых содержатся в ССР и включены в начальную (максимальную) цену контракта от которой исчисляется опыт аналогичных работ в размере 20% начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводится закупка, ввиду чего требования к участникам закупки установлены с нарушением ч. 2,4 ст. 31, ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ.
В данных действиях заказчика содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Вместе с тем, выявленные нарушения не повлияли на результаты торгов, поскольку не послужили основанием для отклонения заявок участников закупки.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 г. N 498, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ЗАО "Корпорация "Атомстройкомплекс" признать необоснованной.
2. В действиях заказчика в лице Муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства города Екатеринбурга" признать нарушение ч. 2,4 ст. 31, ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику в лице Муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства города Екатеринбурга", уполномоченному органу в лице Администрации города Екатеринбурга предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с тем, что выявленные нарушения не повлияли на результаты торгов, поскольку не послужили основанием для отклонения заявок участников закупки.
4. Передать материалы дела должностному лицу Свердловского УФАС России, уполномоченному осуществлять производство по делам об административных правонарушениях по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Д.В. Шалабодов
Члены Комиссии Е.А. Ружников
Г.Л. Старков
Е.Н. Мурашко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 23 ноября 2015 г. N 1478-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.12.2015