Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 1 декабря 2015 г. N 1520-З
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе:
при участии представителей:
- заказчика в лице Муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства"
- заявителя жалобы ООО "Инженерно Строительная Компания"
рассмотрев жалобу ООО "Инженерно Строительная Компания" (620000, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Большакова, 97, литер А, оф. 1) о нарушении заказчиком в лице Муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства" (624992, Свердловская обл., г. Серов, ул. Якова Свердлова, 26), его комиссией при осуществлении закупки путем проведения аукциона в электронной форме (извещение N 0362300149815000055) на выполнение работ по строительству 57-квартирного дома по адресу: г. Серов, ул. Маяковского, 4 на условиях "под ключ", Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьей 99, 106 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО "Инженерно Строительная Компания" (вх. N 01-24381 от 25.11.2015) о нарушении заказчиком в лице Муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства", его комиссией законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при осуществлении закупки путем проведения аукциона в электронной форме (извещение N 0362300149815000055) на выполнение работ по строительству 57-квартирного дома по адресу: г. Серов, ул. Маяковского, 4 на условиях "под ключ", соответствующая требованиям ст. 105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель указал, что заказчиком допущено нарушение Закона о контрактной системе в части описания объекта закупки, а именно указания конкретной этажности возводимого здания, что влечет за собой неясность о правомерности установления требования к участнику о наличии у него допуска СРО по работам, предусмотренным для организации строительства, реконструкции и капитального ремонта. Кроме того, заявитель указывает, что заказчиком в нарушение требований Закона о контрактной системе не установлено требование о наличии допуска СРО на проектные работы.
Представитель заказчика с доводами жалобы не согласилась, просила признать ее необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области пришла к следующим выводам.
25 сентября 2015 года на официальном сайте опубликовано извещение о проведении аукциона в электронной форме N 0362300149815000055 выполнение работ по строительству 57-квартирного дома по адресу: г. Серов, ул. Маяковского, 4 на условиях "под ключ".
Начальная (максимальная) цена контракта составила 98 100 640,00 рублей.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Описание объекта закупки содержится в разделе 4 аукционной документации (техническая часть).
Согласно п.5.2 технического задания возводимый жилой дом должен отвечать следующим требованиям: количество этажей не более чем пять, состоящий из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования.
Пунктом 5.4 технического задания установлено, что объект должен соответствовать проектной документации.
Пунктом 2.1 задания на проектирование (приложение N 1 к техническому заданию) предусмотрено требование к этажности - 5 этажей.
Из изложенного следует, что описанием объекта закупки предусмотрено возведение 5-этажного дома, так как установленное в техническом задании требование к этажности - "не более чем пять этажей" - не противоречит требованиям проектной документации - "пять этажей" - исходя из требования технического задания о соответствии описания объекта закупки проектной документации.
Таким образом, описание объекта закупки в части указания требований этажности здания соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Согласно ч.3 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона..
На основании ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по инженерным изысканиям, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией, сведения о которой внесены в государственный реестр саморегулируемых организаций, свидетельства о допуске (далее также - выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске) к таким видам работ. Иные виды работ по инженерным изысканиям могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
В соответствии с частью 3.1. статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в части 4 статьи 55.8 настоящего Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
В соответствии с частью 4 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В указанном перечне должны быть определены виды работ, выполнение которых индивидуальным предпринимателем допускается самостоятельно, и виды работ, выполнение которых индивидуальным предпринимателем допускается с привлечением работников, а также должны учитываться особенности выполняемых гражданами для собственных нужд работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов индивидуального жилищного строительства и предназначенных для проживания не более чем двух семей жилых домов.
Перечень видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержден приказом Министерства регионального развития России N 624 от 30.12.2009 года "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" (далее по тексту - Приказ N624).
В соответствии с указанным Перечнем виды работ, содержащиеся в нем, по инженерным изысканиям, строительству, реконструкции, капитальному ремонту могут выполняться только с привлечением работников в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Из вышеуказанных положений следует, что выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, вправе индивидуальный предприниматель или юридические лицо, являющиеся членами саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, имеющие выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к таким работам.
Аукционной документацией (п.23-24 Информационной карты аукциона) установлены требования к составу заявки участника аукциона. В частности установлено, что участник во второй части своей заявки должен представить копию свидетельства о допуске к работам, выданного саморегулируемой организацией в соответствии со статьей 55.8., пункта 3 части 7 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктом 33 раздела III. "Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту" Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 г. N 624 "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства", которое должно содержать допуск к следующим видам работ:
"33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):
33.3. Жилищно-гражданское строительство"
В свидетельстве СРО должно быть указано право участника размещения заказа заключать договоры по осуществлению организации работ по строительству, реконструкции капитальному ремонту объектов капитального строительства, стоимость которых по одному договору не ниже начальной (максимальной) цены контракта.
Поскольку, как было установлено выше, объектом закупки является возведение 5-эажного жилого дома на условиях "под ключ" заказчиком правомерно установлено требование о представлении участником аукциона в составе второй части своей заявки копии свидетельства о допуске к работам, выданного саморегулируемой организацией по п. 33.3 Жилищно-гражданское строительство".
Вместе с тем, Комиссией Свердловского УФАС России также установлено, что метод строительства объектов "под ключ" предусматривает обеспечение сооружения объектов, подготовленных к эксплуатации или оказанию услуг, на основе сосредоточения функций управления всеми стадиями инвестиционного процесса в одной организационной структуре и осуществляется как единый непрерывный комплексный процесс создания готовой строительной продукции (проектирование - выполнение строительных и монтажных работ, включая комплектацию строек технологическим и инженерным оборудованием, - ввод в эксплуатацию).
Пунктом 5.1 технического задания предусмотрено, что качество объекта должно соответствовать требованиям проектной документации, разработанной на основании задания на проектирование (Приложение N 1 к настоящему техническому заданию), и градостроительных регламентов, а также иным обязательным требованиям, установленным действующим законодательством РФ, регламентирующего данные отношения.
Следовательно, выполнение работ по проектированию возводимого жилого дома также входят в предмет закупки.
Согласно ч.2 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Частью 4 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что виды работ по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по подготовке проектной документации могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
В соответствии с ч. 5.1 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если работы по организации подготовки проектной документации объекта капитального строительства включены в указанный в части 4 статьи 55.8 настоящего Кодекса перечень, лицо, осуществляющее подготовку проектной документации такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации.
Пунктом 13 раздела 2 Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (утвержденного Приказом N624) предусмотрено, что работы по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком) объектов жилищно-гражданского строительства с количеством этажей более чем 3 являются видом работ, который оказывает влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Таким образом выполнять работы по подготовке проектной документации на строительство 5-этажного жилого дома вправе индивидуальный предприниматель или юридические лицо, являющиеся членами саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования.
Вместе с тем, требования к участникам закупки в части наличия у них свидетельства о допуске СРО по п.13 Работы по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком) в соответствии с частью 4 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации в аукционной документации не установлено.
Таким образом, поскольку для исполнения работ, предусмотренных объектом закупки, требуется наличие у участников аукциона свидетельства о допуске СРО по п.13 раздела 2 Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (утвержденного Приказом N624) в соответствии с ч.4 ст.48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, требование о наличии которого у участников закупки отсутствует в аукционной документации, в действиях заказчика усматривается нарушение ч.3 ст.64, п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе.
Утверждение документации об аукционе с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок влечет административную ответственность по ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Относительно довода заявителя жалобы о том, что положения проекта контракта противоречат друг другу Комиссия Свердловского УФАС России приходит к следующему выводу.
Требования к содержанию проекта государственного контракта, который является составной частью аукционной документации, установлены ст. 34 Закона о контрактной системе.
Частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
В соответствии с п.2.7 Проекта контракта (ч.5 аукционной документации) окончательный расчет за выполнение работ по контракту производится Заказчиком после полного завершения работ по нему, включая устранение выявленных нарушений (дефектов), за исключением гарантийных обязательств, а также после оформления Генеральным подрядчиком и предоставления им всех, предусмотренных контрактом документов, в течение 30 календарных дней, но не позднее 31.12.2016 г.
Пунктом 4.2 Проекта контракта перечислен список документов, предъявляемых Генеральным подрядчиком для приемки и оплаты работ. А именно предусмотрено, что не позднее 25 числа текущего месяца Генеральный подрядчик предъявляет Заказчику для приемки и оплаты работ:
"Акт о приемке выполненных работ" по форме NКС-2 в трех экземплярах на бумажном носителе;
"Справку о стоимости выполненных работ и затрат" по форме NКС-3, утвержденной постановлением Госкомстата от 11.11.1999 г. N100. Справка предоставляется в количестве не менее трех экземпляров на бумажном носителе, а также счет-фактуру;
акт на скрытые работы;
подтверждающую документацию (технические отчеты, документы, подтверждающие стоимость материалов, оборудования, используемых при выполнении работ, экспертные заключения, исполнительная документация и т.д.), согласованную с Заказчиком.
Иных документов, кроме указанных в п.4.2 Проекта контракта, в том числе справки о полной оплате контракта заказчиком, указанной в доводах жалобы при приемке и оплате работ к предъявлению подрядчиком заказчику не предусмотрено.
В связи с изложенным, довод жалобы о необходимости представления подрядчиком при приемке работ заказчику справки о полной оплате контракта заказчиком не находят своего подтверждения. Проект контракта в части процедуры приемки заказчиком выполненных подрядчиком работ соответствует требованиям ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного и руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, ч. 8 ст. 106 Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "Инженерно Строительная Компания" признать обоснованной в части не установления требования к участникам аукциона о наличии у них свидетельства о допуске СРО на работы по организации подготовки проектной документации.
2. В действиях заказчика в лице Муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства" выявлено нарушение ч.3 ст.64, п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику в лице Муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства" выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Свердловского УФАС России, уполномоченному осуществлять производство по делам об административных правонарушениях по ч. 4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Приложение: предписание Свердловского УФАС России N 1520-З от 01.12.2015.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 1 декабря 2015 г. N 1520-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.12.2015