Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 8 декабря 2015 г. N РЗ-218/15
Резолютивная часть решения оглашена "3" декабря 2015 года.
В полном объеме решение изготовлено "8" декабря 2015 года.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Тамбовское УФАС России) в составе:
председатель -руководитель управления - Гречишникова Е.А.,
члены комиссии:
заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Колодина Н.Н.,
специалист - эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Абанкин А.А.,
в присутствии представителей администрации Пустоваловского сельсовета Ржаксинского района Тамбовской области _,
в отсутствие представителя ООО "ФинансСтрой", уведомленного о месте и времени рассмотрения жалобы надлежаще,
рассмотрев жалобу ООО "ФинансСтрой" (далее - Заявитель) на действия администрации Пустоваловского сельсовета Ржаксинского района Тамбовской областипри проведении электронного аукциона N 0164300037615000004 и проведя в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон оконтрактной системе) внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
Администрация Пустоваловского сельсовета Ржаксинского района Тамбовской области 11.11.2015 опубликовала на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке ОАО "Единая электронная торговая площадка" http://roseltorg.ru извещение N 0164300037615000004о проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству открытого плоскостного спортивного сооружения в д. Вишнёвка Ржаксинского района Тамбовской области (далее - Аукцион).
Начальная максимальная цена контракта - 10 873 240,00 рублей.
Заказчик - Администрация Пустоваловского сельсовета Ржаксинского района Тамбовской области. Оператор электронной торговой площадки - ОАО "Единая электронная торговая площадка".
Код по ОКПД - 45.23.21.110.
Заявитель, считая документацию об аукционе несоответствующей требованиям законодательства о контрактной системе, обратился с жалобой в антимонопольный орган. В качестве довода указано, чтоЗаказчиком не установлено обязательное в силу Закона о контрактной системе требование к наличию опыта исполнения контракта, на выполнение строительных работ, как установлено Постановлением Правительства Российской Федерации N 99 в 2015 году.
Заказчикс доводами жалобы не согласился, считая их не обоснованными.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев доводы заявителя и материалы аукциона, установила следующее.
1. В соответствии с п. 6 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом, в соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов.
В соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системеПравительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования.
В соответствии с ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг установлены Постановлением Правительства Российской Федерации N 99 от 04.02.2015 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99). Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 к Постановлению N99.
Согласно пункту 2 Приложения N 1 к Постановлению N99 установлено, что привыполнении работ строительных, включенных в код 45 (кроме кода 45.12) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей" устанавливаются дополнительные требования к участникам закупки, а именно - наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Согласно примечанию к списку дополнительных требований, установленных Постановлением N 99, требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектом капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
Также пунктом 2 Приложения N1 к Постановлению N 99 установлено, что документами, подтверждающими соответствие участников закупки дополнительным требованиям в данном случае будут:
-копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ;
-копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, аукционе.
В нарушение вышеуказанных требований Закона о контрактной системе и Постановления Правительства N99 Заказчиком не были установлены дополнительные требования к участникам торгов, что недопустимо.
На основании изложенного, Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу о нарушении Заказчиком ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Довод жалобы признается Комиссией Тамбовского УФАС России обоснованным.
2. В ходе проведения внеплановой проверки материалов электронного аукциона Комиссией Тамбовского УФАС России установлены нарушения в действиях Заказчика выразившиеся в следующем.
2.1. Заказчиком не соблюдено положение части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе.
Частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе установлено, что при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
Извещением N 0164300037615000004о проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству открытого плоскостного спортивного сооружения в д. Вишнёвка Ржаксинского района Тамбовской области установлены ограниченияучастия в определении поставщика - только для субъектов малогопредпринимательства.
Частью 8 статьи 30 Закона о контрактной системе установлено, что в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона.
Однако, в нарушение требования ч. 8 ст. 30 Закона о контрактной системеоб оплате заказчикомвыполненной работы (ее результатов)не более чем в течение тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке проект контракта в п. 2.4 содержит следующее требование: "Окончательная оплата по настоящему контракту осуществляется Заказчиком по мере поступления средств из областного бюджета, за фактически выполненные Подрядчиком работы после представления им документации, подтверждающей выполнение данных работ - актов приемки выполненных работ (форма N КС-2) и справок о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3), а также отдельных этапов выполнения работ (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N44-ФЗ) экспертизы результатов выполненных работ, а также отдельных этапов исполнения контракта. Оплата производится в рублях, в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента подписания документации, подтверждающей выполнение данных работ (формы NN КС-2, КС-3), при условии наличия бюджетного финансирования Заказчика, в соответствии с выделенными лимитами инвестиций".
Таким образом, установленный в пункте 2.4 проекта контракта срок оплаты за выполненные работы подрядчику (исполнителю), являющимся субъектом малого предпринимательства,несоответствует сроку, установленному Законом о контрактной системе для данных случаев осуществления закупок - "не более чем в течение тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке".
2.2. В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В нарушение указанной нормы закона в проекте контракта установлены противоречивые требования к условиям исполнения контракта, а именно следующие.
Пунктом 1.2 проекта контракта установлено: "Подрядчик обязуется выполнить работы в соответствии с графиком производства работ (приложение N 2 к настоящему контракту) по объекту на свой риск собственными силамии (или) силами привлеченных субподрядных организаций в соответствии с условиями контракта и проектной документацией".
Пунктом 4.3.15 проекта контракта установлено: "Подрядчик обязан предоставлять информацию о всех субподрядчиках, заключивших договор или договоры с Подрядчиком, цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта в случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер, установленный Правительством Российской Федерации".
И противоречащее указанным выше пунктам проекта контракта требование п. 12.2 проекта контракта: "Подрядчик не вправе передавать свои права и обязанности по контракту третьим лицам".
Таким образом, установленное в п. 12.2 проекта контракта требование противоречит п.1.2 проекта контракта и п.4.3.15 проекта контракта.
Указанное обстоятельство является нарушением ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе.
В действиях должностного лица Заказчика, утвердившего документацию об электронном аукционе, содержатся признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Тамбовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобуООО "ФинансСтрой" обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившимч. 4 ст. 31, ч. 8 ст. 30 и ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано в арбитражный суд Тамбовской области по адресу: 392000, г. Тамбов, ул. Пензенская, 67/12.
Председатель комиссии Е.А. Гречишникова
Члены комиссии Н.Н. Колодина
А.А. Абанкин
Исп.: А.А. Абанкин тел: 8 (4752) 72-73-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 8 декабря 2015 г. N РЗ-218/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.12.2015